Министерство обороны и ВС Индии, как известно, предъявляют очень высокие требования к национальным разработкам военного и коммерческого назначения, которые ни на шаг не отстают от мировых аналогов.
Наиболее ярко это отразилось в проектах многоцелевого истребителя LCA «Tejas», эсминца проекта 15А «Калькутта», ракеты-носителя «GSLV Mk.3». Данные изделия показали во время испытаний все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития, а также серийного производства в обозримом будущем, и способны принести Индии стратегический военный паритет с Китаем, а также закрепить своё доминирующее военное присутствие в регионе, простирающемся от берегов Австралии до берегов ЮАР.
Немало усилий в этой отрасли приложило индийское государственное авиастроительное объединение HAL (Hindustan Aeronautics Limited), которое в начале января 2015 года передало в ВВС 150-й сверхманевренный многоцелевой истребитель-перехватчик Су-30МКИ. Данные истребители прибывают в цеха HAL из Иркутска в «сыром» виде, далее машинокомплекты подвергаются досборке и установке полного комплекта БРЭО и компьютеризированному контролю установленных систем.
Благодаря двигателям АЛ-31ФП и БРЛС Н011М «Барс», авиапарк Су-30МКИ помогает ВВС Индии сохранять относительное равенство с ВВС КНР, а также значительно превосходить ВВС Пакистана до завершения таких программ как FGFA (упрощённый Т-50 ПАК-ФА) и AMCA.
Но если FGFA разрабатывается совместно с корпорацией «Сухой», то AMCA – чисто индийский проект многоцелевого среднего истребителя 5-го поколения, который ведётся Агентством авиационных разработок Индии «ADA», а также Организацией оборонных исследований и разработок «DRDO».
Известно, что программа AMCA была два раза приостановлена: первый раз – в апреле 2013 года по причине углубления в финальную стадию программы разработки истребителя «Tejas», второй раз – в январе 2015 года из-за затруднений в выборе силовой установки перспективного истребителя. Директор подразделения «ADA» П.С. Сабраманиам считает, что необходимо остановить выбор на уже существующем ТРДДФ, иначе программа будет заморожена на неопределённое время, но некоторые варианты уже существуют. Для того чтобы знать, какие точно двигатели необходимы для истребителя AMCA, нужно точно знать его массогабаритные и аэродинамические качества.
Из предоставленных в сети эскизов и изображений известно об одноместном варианте AMCA. Планер будущего истребителя имеет классическую схему «среднеплан» со средним размахом крыла 10,5 м, крыло трапециевидное с площадью около 40 м2, удлинёнными наплывами у корневой части, идущими от передней кромки крыла к верхним граням воздухозаборников.
Крыло обладает высокой механизацией: носки, закрылки, элероны. Имеется полноповоротное хвостовое горизонтальное оперение (рули высоты) и вертикальное двухкилевое V-образное, сконструированное по всем законам стелс-самолётов. Наплывы крыла имеют плавное сопряжение. Двигатели силовой установки расположены рядом, как и у американских и европейских истребителей. Длина фюзеляжа 17,1 м.
Обзор проекта AMCA осложняется также тем, что представленная в феврале 2013 года на авиашоу «Аэро Индия» модель AMCA по конструкции планера имеет существенные отличия от той, которая испытывалась в аэродинамической трубе и была продемонстрирована на «Аэро Индия» в 2011 году. Вариант 2013 года, при сохранившихся массовых параметрах (масса пустого снаряжённого самолёта – 11,5 тонн, нормальная взлётная около 18,5 тонн, и максимальная около 20 т), стал на 3,9 м короче (13,2 м), на 2,3 м меньше в размахе крыла (8,2 м), «исчезли» наплывы у корневых частей крыла.
Для сохранения прежней площади и удельной нагрузки на крыло, его сделали практически ромбовидным, как это ранее практиковалось на экспериментальном американском истребителе YF-23 «Black Widow II», а также предполагалось применить в истребителе южнокорейской программы KFX. Сохранилось и соотношение длины фюзеляжа с размахом крыла (около 1,6).
По конструкции и расположению воздухозаборников AMCA практически «слизан» с японского проекта ATD-X «Синсин». Итак, истребитель «AMCA», при нормальной взлётной массе в 18 тонн, будет иметь удельную нагрузку на крыло 468 кг/м2 (как и у F/A-18E/F «Super Hornet»), что не является показателем высокой маневренности (у МиГ-29К – 362 кг/м2, у Т-50 – 332 кг/м2), с такими параметрами возникает необходимость в использовании достаточно мощных и выносливых ТРДДФ, чтобы получить тяговооружённость в пределах 1,5 – 1,1, но данный вопрос, как видим, перерос для DRDO в настоящую проблему.
Согласно заявлениям П.С. Сабраманиама и сайта defencenews.in, после ускоренного развития программа AMCA временно заморожена. Независимо от того, какой будет длина нового самолёта, DRDO желает иметь мощные двигатели с тягой не менее 12000 кгс каждый, которые смогли бы обеспечить тяговооружённость истребителя в пределах 1,1 даже при максимально допустимой взлётной массе в 23-23,5 тонны. Это может показаться даже дерзким, потому что два лучших истребителя 5-го поколения Т-50 ПАК-ФА и F-22A «Raptor» на сегодняшний день при максимальном весе имеют параметр всего в 0,93, а МиГ-29К – 0,96.
Как видите, истребитель AMCA может нести самую разнообразную номенклатуру современного ударного вооружения. При этом оснащается внутренним отсеком вооружения на 5 точек подвески. На внешних (подкрыльевых и подфюзеляжных) точках может размещаться ещё 10 ракет или высокоточных бомб. Общая масса вооружения составит 5500 кг, топлива 6500 кг
В пресс-релизе на «Аэро Индия — 2013» указываются ТРДДФ GTX-35VS Kavery NG c тягой по 8150 кгс без форсажа и 10200 кгс в форсажном режиме. Да, такой тяги абсолютно хватит для удовлетворения тяговооружённости (около 1,3) при нормальной массе, но согласно проектных требований, указанных в предыдущем году порталом «Bharat Rakshak», требуются более мощные двигатели, разработкой которых индийская оборонка ещё не овладела.
Исходя из того, что самолёт будет компактным, двигатели типа АЛ-31ФП будут великоваты для AMCA, а более маленькие типа американского F414-GE-400 (F/A-18E/F) не позволяют достичь необходимой тяги в 12000 кгс, по этой причине программа находится во временном тупике. Индийский двигатель GTX-35VS имеет хорошую тягу, но, по-видимому, его межремонтный ресурс пока ещё не достиг высоких показателей, чем и вызваны сомнения DRDO относительно силовой установки, всё-таки на кону национальная разработка следующего поколения.
Из других имеющихся ТТХ также можно отметить скорость (максимальная – 1950 км/ч, сверхзвуковая крейсерская – 1400 км/ч), практический потолок всего 14…15 км (этого и следует ожидать при массе 18 тонн и площади крыла 38 м2), даже при установке на двигатели УВТ, сверхманевренность, сравнимую с Су-30МКИ, реализовать скорее не удастся. Энергетическое маневрирование и полёты с большим углом атаки – это вполне возможно, также в установившемся развороте истребитель AMCA не будет уступать всем модификациям F-16, скороподъёмность — 230 м/с, радиус действия около 1000 км.
Программу планируют продолжить уже к лету этого года, за неимением двигателей с достаточной удельной тягой и небольшими размерами, единственный – это мощный и хорошо проверенный GTX-35VS, который отлично себя зарекомендовал в проекте LCA. Новый истребитель полностью заменит такие ударные истребители, как «Jaguar», истребители «Mirage-2000» и устаревающие МиГ-21UPG «Bison», и составит основу средних многоцелевых истребителей вместе с «Tejas».
/Евгений Даманцев/
нам тоже не помешал бы легкий стелс истребитель, типа миг 21, обшить его композитом, а ракеты спрятать в контейнеры, поставить два киля под углом, афар x,l
Согласен,самолёт такого типа нужен.
На базе МиГ-35 депать вроде будут делать новый истребитель.
Дай Бог.
Виталий вы прав на 100%
Проект AMCA приостановили, и совместно с МиГ «замутили» лёгкое 5 поколение, судя по всему (если не ошибаюсь по двухмоторной компоновке) гораздо легче достигнуть тяговооружённости 1,3. (крейсерский сверхзвук). У МиГа был очень похожий проект… но чего то там глухо как в танке. Сумма опытно-конструкторских работ $ 25 000 000 000.
У нас есть двигатель РД 43М он выдаёт 12 000кгс, и вполне можно при массе 23,5 тонны достичь тяговооружённости больше чем у конкурентов, только у нашего проекта МиГ размеры по больше, масса по больше и ракет внутрь больше входит, а смысл городить весь проект с нуля, у нас «база бесхозная осталась», Индусы намекнули, что мол, значительно раньше чем 2025 год примут на вооружение совместный проект.
Если дать отставку F414-GE-400 (я так понимаю он 4 поколения, да и с производства снимут скоро, и могут быть санкции разные), а Индийский двигатель GTX-35VS имеет хорошую тягу, но, по-видимому, его межремонтный ресурс пока ещё не достиг высоких показателей, единственный двигатель для этого проекта это Российский Рд 43М, только влезет ли он в узкий фюзеляж? У Рд 33 были проблемы, надеюсь у Рд 43М не будет проблем, а может вообще Миговскую разработку возьмут за основу, там меньше работы, к тому же МиГ тоже с АФАР проектировали, стелс был реализован, внутренние отсеки не на 5 ракет, а на 6 ракет, но это же не значительно.
Так здесь до конца не понятно, будет ли Россия и Индия СОВМЕСТНО разрабатывать по условиям ТТЗ ЛЁГКИЙ, а по МАССЕ ЭТО СРЕДНИЙ (23,5 тонны) истребитель 5 поколения. У вас в статье я не заметил, чтобы был бы СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ!!!. Может Москву просили о разработке отдельных компонентов, так такое возможно. Впрочем Рогозин 13.12.2013 сообщил, Есть в программе ГПВ создать лёгкий тактический самолёт программа рассчитана на 2016-2025 годы, это совпадение? Вряд-ли. У Мига вообще мало проектов. Много чего «закрыли» и под экономическим и под административным нажимом (Погосян конкурентов пытался утопить). Но теперь абсолютно достоверно можно сказать: Однокомпонентной Суховско-Погосяновской авиации не будет. Мы уже имеем представление о ПАК ФА Сухой, спасибо насмотрелись, на недоделки, недоработки, и прочие технические ляпы.
Чапай внимательно смотри новости в 2016. Приблизительно о том что ты писал, (МиГ 21 только 21 века, будет позже). Одномоторный с двумя килями.
Так до конца не понятно, что хотят Индусы? Двигатели? Так есть и другие моторы, или им нужен только двигатель 5 поколения, для среднего истребителя? Я бы не сказал, что нагрузка на крыло 468кг/м2, такая большая, хотя под 10g не полетаешь, можно конечно надеяться на высокий запас прочности планера, но лучше перестраховаться, и ограничить перегрузку в 8,5 g, тем более для палубной авиации это более актуально. Пусть платят, мы будем проектировать двигатель 5 поколения, тем более двигатель 5 поколения в размере РД 33 ой как нужен, с повышенной до 12 000 кгс тягой.