В Прибалтике и в восточноевропейских странах будут созданы командные центры НАТО
Шесть новых командных центров появятся на территории Болгарии, Румынии, Польши и стран Балтии, сообщил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференции в штаб-квартире организации в пятницу. Они создаются для поддержки сил быстрого реагирования (СБР), которые будут развернуты в Восточной Европе. В каждом будут работать 40–50 военнослужащих из страны размещения и других государств — членов альянса.
Решение о формировании СБР было принято в декабре прошлого года. Их численность определена в 5 тыс. солдат и офицеров, и они должны будут максимально оперативно перебрасываться в театр боевых действий по команде из Брюсселя. Какие именно страны предоставят своих военных для укомплектования сил быстрого реагирования, определят министры обороны государств — членов блока на своей встрече, которая состоится 5 февраля в бельгийской столице. Есть основания полагать, что именно в тех из них, где будут построены новые командные центры, и разместятся СБР.
Столтенберг объявил, что они станут связующими звеньями между национальными командованиями этих стран и руководством НАТО, займутся планированием операций, а также возьмут на себя часть диспетчерских функций при направлении подкреплений для СБР. По словам генсека альянса, создание таких пунктов является «самым большим расширением возможностей коллективной обороны с момента окончания «холодной войны».
Как отмечает аналитик экспертно-аналитического центра Global Security.Org Джон Пайк, новые центры «будут способствовать координации сил, чтобы не допустить ситуации, когда Россия отхватывает кусок чужой территории, прежде чем НАТО сможет отреагировать».
В руководстве Североатлантического блока в неофициальном порядке дают понять, что создание СБР является ответом на украинский кризис и действия России, которую на Западе считают ответственной за эскалацию конфликта в Донбассе. При этом в интервью Reuters Столтенберг подчеркнул, что развертывание командных центров проводится «в соответствии с нашими международными обязательствами и всё, что мы делаем, носит оборонительный характер».
После окончания «холодной войны» Москва и Брюссель договорились, что НАТО не будет размещать свою инфраструктуру вблизи границ России, однако эта договоренность основана лишь на доброй воле сторон и не подкреплена обязывающими документами.
Полпред РФ при штаб-квартире альянса Александр Грушко заявил в пятницу «Интерфаксу», что решение о создании командных центров, а также такие шаги Организации Североатлантического договора, как усиление морских и воздушных группировок на Балтике и ротация кораблей в Черном море, противоречат духу и положениям Основополагающего акта Россия — НАТО от 1997 года.
По мнению Грушко, эти меры «очевидным образом демонстрирует, что НАТО переходит к схемам обеспечения безопасности времен «холодной войны».
Между тем альянс пока не собирается создавать полноценную базу на территории Польши, несмотря на настоятельные просьбы Варшавы: как отмечают источники, близкие к штаб-квартире блока, подобный шаг может вызвать резкое раздражение Москвы.
Помимо усиления военного сотрудничества внутри НАТО альянс начал активное военное взаимодействие с такими странами, как Финляндия и Норвегия, которые не являются его членами, но принимают участие в совместных маневрах. В прошлом году войска блока провели 200 учений как на суше, так и на море.
В пятницу генсек НАТО посетовал на то, что, несмотря на растущую угрозу со стороны России, многие европейские государства сократили свои оборонные бюджеты. По словам Столтенберга, им необходимо перестать снижать военные ассигнования и начать их постепенное увеличение, как только экономика возобновит рост. И привел в пример ту же Россию, где расходы на оборону увеличиваются, несмотря на кризис.
Одновременно с усилением мер коллективной обороны в альянсе говорят о необходимости диалога с Москвой. На своей пресс-конференции в Брюсселе Столтенберг сообщил, что собирается встретиться с главой МИД РФ Сергеем Лавровым «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности, которая пройдет 6–8 февраля.
Он напомнил, что, хотя НАТО прекратило все практическое сотрудничество с Россией, организация оставляет «каналы для политического диалога». Встреча Столтенберга и Лаврова в Мюнхене станет первой для них c момента вступления в должность нового генсека альянса.
/Александр Братерский, gazeta.ru/