В предыдущем году авиакосмический салон «Фарнборо интернешнл-2014» проходил без участия ВВС России, поэтому ничего особо примечательного и принципиально нового представлено небыло, кроме нового американского разведывательно-боевого тактического самолета «Scorpion», который еще можно классифицировать, как дальний штурмовик.
Разработала самолет корпорация «Textron Airland». Как и предполагалось, «Scorpion» стал объектом повышенного внимания со стороны представителей ВВС Индии, ввиду отсутствия российского учебно-боевого самолета Як-130.
«Scorpion» имеет, на мой взгляд, весьма футуристический планер, который ставит тактический штурмовик в плотную к 5-у поколению военной авиации. На сколько же высока его кокурентноспособность по сравнению с нашим Як-130?
Об этом можно судить, основываясь на цене самолета в 20 млн. долларов, а также на всем комплексе ТТХ. Цена почти на 70% превышает стоимость одного Як-130, который сейчас стоит около 14 млн. долларов. На характеристиках остановимся подробнее.
Малоизвестная для российского обозревателя фирма (LLC) «Textron Airland» включает в себя такие именитые подразделения, как Bell, Cessna, и с недавнего времени Beechcraft,которые хоть и получили свою популярность в основном благодаря развитию гражданского сегмента авиации, в свое время имели опыт работ в сфере создания боевых вертолетов и легких штурмовых самолетов, так именно Cessna является создателем легкого штурмовика А-37 «Dragonfly». «Scorpion» также собирается в цехах компании Cessna в Канзасе.
«Scorpion» представляет собой классический высокоплан с прямым крылом, как и положено в дозвуковой авиации. Площадь крыла немного превышает 20 м2, а соотношение размаха крыла к длине самолета примерно 1:1, что положительно сказывается на маневренности самолета в установившемся развороте.
Хоть планер «Scorpion» и выполнен из композиционных материалов, масса пустого снаряженного самолета составляет 5350 кг, и это при максимальной суммарной тяге 2-х ТРД Honeywell TF731 3600 кгс, т.е. тяговооруженность при нормальной взлетной массе в 7500 кг составит всего 0,5, и при интенсивном маневрировании «Scorpion» будет очень быстро терять скорость, а поэтому не сможет выполнять продолжительное противозенитное уклонение, либо БВБ с более маневренным противником.
Практически прямое крыло, малая тяга двигателей, отсутствие наплывов, не позволяют выходить на большие углы атаки и развивать высокие околозвуковые скорости, зато на скоростях 450-600 км/ч сохраняется способность быстрого установившегося разворота, особенно на вертикальном нисходящем вираже.
У российского Як-130 тяговооруженность составляет около 0,65-0,78, т.к. нормальная взлетная масса около 6500 кг, а тяга 2-х ТРД РД-35 (Аи-222-25) 4400 кгс (5000 кгс).Максимально достигнутая скорость «Scorpion» — 843 км/ч, Як-130 — 1050 км/ч.
Но есть у американского легкого штурмовика и серьёзное достоинство: за счет менее мощных и более экономичных двигателей, а также большему объему топливных баков (у «Скорпиона» во внутренних ТБ около 2700 кг, у Як-130 — 1750 и 600 кг в ПТБ, которые увеличивают аэродинамическое сопротивление и расход топлива), поэтому при нормальной массе радиус действия «Scorpion» составляет практически 1600 км, у Як-130 — около 1200 км.
Практический потолок Як-130 составляет 13000 м, а «Scorpion» — 13700 м, на дозвуковых скоростях прямое крыло «Скорпиона» создает несколько лучшее подъемное качество, чем умеренно стреловидное крыло Як-130.
Один из главных козырей «Scorpion» — внутрефюзеляжный отсек вооружения с размером 4300 х 900 мм, который может спокойно принять до 1400 кг ракетно-бомбового вооружения для проведения «стелс-операций». Также самолет может взять 2800 кг на внешние точки подвески, но общая нагрузка должна не превышать 2800 кг, так как будет превышена максимальная взлетная масса самолета в 9500 кг. Як-130 имеет 6 внешних точек подвески для размещения 3000 кг вооружения.
Як-130 и «Scorpion» является двухместными учебно-боевыми тактическими штурмовиками с отличным остеклением фонаря кабины, благодаря чему обзор не хуже, чем из кабин МиГ-29КУБ и Су-30СМ, а также развитым индикаторно-информационным оборудованием.
Стелс-направленность «Scorpion» также наблюдается в хвостовом вертикальном оперении с большим развалом стабилизаторов большой площади, а также и в композиционном планере (предположительная ЭПР составляет около 1,2 м2, в то время, как у УБС «Яковлева» около 2,1 м2.
Хорошо развитые наплывы у корней крыла позволяют лететь на минимальных скоростях с предельным углом атаки 45 град., отчётливо выделяются большие углы обзора фонаря кабины, по сравнению с американским штурмовиком «Scorpion».
Место летчика «Scorpion» имеет в своем составе 6 основных ЖК МФИ для вывода навигационной, тактической и бортовой информации, а также 2 небольших МФИ на правой части приборной панели, видимо для связной информации и навигационной коррекции. Место оператора систем оснащено 4 МФИ, частично дублирующими информационное поле летчика, которые вскоре планируется заменить 1 широкоформатным МФИ высокого разрешения, поэтому интерфейс программного обеспечения также будет усовершенствован.
На Як-130 в этих целях применяется 3 вертикально ориентированных более крупных МФИ как на месте пилота, так и на месте оператора систем, а поэтому все вопросы взаимозаменяемости членов экипажа полностью отпадают.
Есть у Як-130 одна, по настоящему разительная черта, отличающая его от «Scorpion» — это сочетание предельного угла атаки 45», полученное благодаря аэродинамическим наплывам у корней крыла и продвинутому ПО бортового компьютера, с дополнительным учебно-тренировочным программным обеспечением, позволяющим моделировать этому маленькому штурмовику аэродинамические прототипы большинства современных самолетов тактической авиации: это Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-29, F/A-18E/F и даже F-35A, смоделировано может быть практически каждая известная характеристика, вплоть до маркеров целей на МФИ, кроме предельных ЛТХ скорости, скороподъемности и маневренности на сверхзвуковых скоростях.
Номенклатура используемого вооружения у Як-130 превосходит таковую у «Scorpion» (может быть установлено большинство тактических ракет класса «воздух-земля-корабль», включая даже американские AGM-65 «Maverick» на итальянской модификации AEM-130 фирмы «Aeromacchi». Спектр решаемых задач также более широкий у Як-130 благодаря боле высокой околозвуковой скорости.
За «Scorpion» продолжает оставаться значительное превосходство в дальности и времени патрулирования (до 4,2-5 часов), что позволяет проводить дальние тактические операции против локального противника с наличием оперативных пустот и слабой ПВО.
Чтобы окончательно оценить боевой потенциал двух самолетов, оценим их дуэльные возможности: Як-130, за счет более тяговитой силовой установки, меньшей нагрузки на крыло, а также наплывов у корней крыла, на «крутом» боевом вираже сможет перекрутить «Scorpion», а поэтому по соотношению цена качество предстает в более лучшем свете, чем американская машина.
/Евгений Даманцев/
И «американец», и машины семейства Як-130 — это учебно-боевые самолеты. Это не штурмовики от слова совсем: отсутствует броня и прицельные комплексы. Их пытаются впарить ВВС в качестве в качестве «легких ударных самолетов» только затем, чтобы сплавить в этом качестве бедным иностранным покупателям, кому не хватает на настоящие самолеты поля боя. Заменить Су-25 или А-10 они не смогут — опыт применения даже частично бронированных Су-17 и МиГ-27 какбы намекает. Какой там «стелс»? «Скорпиона» будут валить из ДШК при визуальном контакте! И свалят, потому что он весь такой композитный. Та же участь ждет и Як-130. Использовать их для непосредственной поддержки войск можно только в одном случае: когда надо залатать дыры в парке штурмовой авиации.
не заменить л39 это дело но боевой это самолёт покажет какой нибудь конфликт такая дешевая замена су и миг хороша против террористов а против ВВС наврятли