ВВС Австралии

К началу ХХI века маниакальное стремление прозападно ориентированных стран к перевооружению авиапарков на 5-е поколение захлестнуло практически весь мир, причём многие, даже глубоко модернизированные, образцы 4-го поколения зачастую подпадают не под усовершенствование, а под широкомасштабное списание, что не может ни сказаться на общем боевом потенциале таких государств. Ради чего всё это?

Попытаемся немного прояснить это явление на не очень удачном примере Австралии – главнейшего военно-политического партнёра США в тихоокеанской зоне южного полушария.

ВВС Австралии

Прежде всего, стоит отметить, что для нашей страны и союзников, таких как КНР, Индия и Вьетнам, такие явления в «западном лагере» носят исключительно положительный характер.

К примеру, в США к вопросам модернизации 4-го поколения подходят очень мудро и кропотливо, т.к. имеется и технологическая база, и желание к улучшению старой техники, мотивированное правильным осмыслением некоторых боевых качеств, которые доступны сейчас далеко не всем самолётом 5-го поколения, за исключением Т-50 ПАК-ФА. Такое «трезвое» представление сложилось у американцев благодаря солидному опыту применения таких машин, как F-4R, B-1B, и конечно же программам модернизации истребителей F-15 и F-16, результатом которых стали такие истребители как F-15SE и F-16C Block 60.

Современная Австралия, являясь бывшей колонией, а также продолжательницей консервативной капиталистической политики Великобритании, не может похвастаться собственными передовыми технологиями вооружений. В 50-х гг. Австралия, желающая овладеть ядерным статусом, начала лицензионное производство английских бомбардировщиков Canberra B.Mk 20 и Canberra Т.Mk 21, а также позже закупку французских «Mirage IIID». Бомбардировщики «Канберра» были неплохими «рабочими лошадками» в ВВС Австралии, но для длительного и высокоскоростного патрулирования, либо проведения ударных операций в Индийском и Тихом океанах, дальности 1250 км и скорости в 870 км/ч «Канберры» было явно недостаточно.

ВВС АвстралииБомбардировщик «Canberra B.Mk 20» ВВС Австралии

«Масла в огонь подлило» появление в начале 60-х в ВВС Индонезии дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16КС с радиусом действия 1800 км и скоростью 980 км/ч. С 1961 по 1963-й гг. продлились переговоры между Командованием ВВС и Минобороны Австралии о необходимости приобретения перспективного дальнего тактического бомбардировщика. Инициировал их главком ВВС Австралии Ф. Шергер.

Читайте также  В погоне за Люфтваффе. 1942 год. Мессершмитт против Яковлева и Лавочкина

В итоге, после долгих раздумий относительно выбора между фаворитами «Mirage IV A» и «F-111A», решение было принято в пользу американского «тактика»: наиболее заманчивыми для австралийцев были скорость в 2,5М, потолок – 20 км и радиус действия – 2000 км. Но всё было не совсем гладко.

Несмотря на заключённый в 1963 году контракт, сроки поставки в ВВС Австралии срывались; ни столько из-за огромной на то время цены за один самолёт (модернизация под австралийские требования доводила стоимость до 20 млн. долларов), сколько из-за длительных доработок существующих у первого лётного образца серьёзных дефектов, обнаруженных в декабре 1964 года, а также затяжки инвестиций с австралийской стороны. В итоге, первый F-111C был передан ВВС Австралии только в 1968 году.

Самым утешительным для Австралии был договор с ВВС США, именуемый «двойным ключом»: австралийские лётчики F-111C получили возможность использования ядерных бомб B.43, B.57 и B.61 по согласованию с офицерами американского Командования ВВС, и закрепили за собой статус так называемой региональной «сверхдержавы-марионетки».

В 1994 году ВВС США передали Австралии ещё 15 самолётов модификации FB-111A, которые в Америке уже заносились в ранг стратегических бомбардировщиков, в Австралии они получили обозначение F-111G, таким образом стратегическое авиакрыло до 44 F-111C/G, которое очень халатно и нерационально («и в хвост и в гриву») использовалось вплоть до 2000-х годов. За всё это время австралийскими ВВС были потеряны 9 самолётов, а уже в конце 2010 года все F-111C/G были сняты с вооружения, даже несмотря на возражения некоторых влиятельных и «думающих» политиков.

ВВС АвстралииКатапультируемая капсула F-111 была спроектирована с той же целью, что и у нашего Су-34, во многом Су-34 и FB-111A очень схожи, так как оба самолёта являются тактическими бомбардировщиками большой дальности

Учитывая, что за более чем 40-летний период существования F-111 в австралийских ВВС, его ударный комплекс был глубоко усовершенствован (установлена оптико-электронная прицельная система с лазерным целеуказанием «Пейв Тэк» с возможностью применения УАБ GBU-10 «Payway-II», добавлена унификационная способность применения ПРЛР AGM-88 «HARM» и ПКР AGM-84 «Harpoon»), и добавляя такие ТТХ как дальность, скорость и потолок с боевой нагрузкой, в ближайшей перспективе ни один тактический истребитель-бомбардировщик не сможет его заменить в полной мере (кроме Су-34 и Су-30), а тем более F-35A или F/A-18E/F.

Читайте также  Производство военной авиации в мире будет сокращаться

Очень хорошо известно, что F-111C/G использовался для контроля обширных морских просторов Океании и не менее чем 1/3 площади Индийского океана. И снятие с вооружения 35 оставшихся дальних бомбардировщиков, часть из которых могла бы быть переоборудована в самолёты стратегической РЭБ F-111A «Raven» и более совершенные модификации, в пользу одних только F/A-18E/F и F-35A – полнейший стратегический провал.

Радиусы действия «Супер Хорнетов» и «Лайтнингов-2» почти в 2 раза меньше, чем у F-111C/G, а поэтому патрулирование даже небольшой части Океании потребует не менее 2-х дозаправок в воздухе, а ЭПР F-35A 0,3 м2 не даст ощутимого превосходства над крепчающими ВВС Индии и Китая, на вооружении у которых уже более 500 истребителей Су-30 в версиях МКИ, МК2, МКК, а также мощнейшие ВМС, для которых сотня F-35A никакой ощутимой угрозы не представляет.

ВВС АвстралииОдним из серьёзных недостатков, как для самолёта лёгкого класса, являются: низкая тяговооружённость, маневренность и предельная перегрузка конструкции около 5,5 ед., нереализованные возможности по перехвату воздушных целей. Главным же достоинством считается максимальная ракетно-бомбовая нагрузка в 17000 кг, скорость 2400 км/ч и радиус действия у последних модификаций – около 2100 км, почти как у Ту-22М

Ко второму десятилетию ХХI века Австралия полностью утратила стратегический контроль над окружающими акваториями, что почти полностью сняло угрозу для наших азиатских союзников и отныне позволяет более свободно маневрировать дружественным нам ВМС в окружающих Австралию океанах в случае возможных конфликтов сторон.

/Евгений Даманцев/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя