В начале года Владимир Путин указом № 3 ввел в действие поправки в Положение о порядке прохождения военной службы (далее – Положение). Документ, в том числе, уточняет условия пребывания в качестве военнослужащих в Вооруженных силах страны иностранных граждан. Таким образом, руководство страны не исключает уже в ближайшем будущем возможность службы в войсках соотечественников из стран бывшего СССР.
С идеей призывать на службу в армию иностранных легионеров более 10 лет назад выступал тогдашний начальник Генштаба (ГШ) Анатолий Квашнин. И хотя успехи в наборе в войска контрактников из числа россиян, похоже, сделали данную тему неактуальной, власти, судя по всему, вернулись к ней.
Поправки в Положение вступают в силу со дня его опубликования. Одним из главных и непременных критериев отбора на военную службу иностранного гражданина является знание им русского языка. Как известно, значительное число граждан из стран СНГ (в их числе около 25 млн этнических русских, проживающих вне пределов РФ) им владеет в совершенстве. Таким образом, иностранными легионерами в основном могут стать соотечественники из ближнего зарубежья.
На 102-й военной базе РФ в Армении уже отработана система службы иностранцев в российских войсках
В Положении также определено, что такой контракт может быть заключен с лицом в возрасте от 18 до 30 лет сроком на пять лет. Служить легионер в армии или на флоте может только в качестве солдата или сержанта по контракту (офицерские должности исключаются). Не могут быть приняты на службу граждане, находящиеся под следствием или судом, имеющие непогашенную судимость или отбывающие наказание в виде лишения свободы. Легионеры не могут служить во Внутренних войсках МВД, подразделениях ФСБ и других спецслужбах.
Данные требования для иностранцев, поступающих на военную службу по контракту, были определены еще в 2003 году после принятия соответствующих поправок в Закон «О воинской обязанности и военной службе». Однако до сего времени никакие поправки в Положение о порядке прохождения военной службы в связи с этим внесены не были. При наборе иностранцев в войска действовали лишь приказы и другие нормативные акты, подготовленные в Минобороны.
Последний раз статистику по иностранцам-военнослужащим Генштаб озвучивал в январе 2011 года. Тогда на военной службе в армии и на флоте состояли всего 187 легионеров. По признанию тогдашнего заместителя начальника Генштаба Василия Смирнова, к тому времени к контролю за этим процессом было подключено не только Главное организационно-мобилизационное управление ГШ, но и лично возглавлявший тогда военное ведомство Анатолий Сердюков.
«Личное дело кандидата с приложением ходатайства направляется через Главное управление кадров Минобороны на согласование министру обороны РФ, и только после такого согласования командир воинской части имеет право заключить с иностранным гражданином контракт и назначить его на воинскую должность», – разъяснял четыре года назад регламент приема легионеров в армии генерал-полковник Смирнов.
Теперь, похоже, с приемом иностранцев на военные должности будет проще. Согласно президентским поправкам, иностранный гражданин должен подать заявление в военный комиссариат (по месту, где он зарегистрирован) или воинскую часть, в которой он хочет служить. Это он может сделать и за пределами РФ, в странах, где есть российские объекты и военные базы. Далее идет отбор, приказ по военному округу и т.д. Весь порядок по пунктам расписан в уточненном президентом Положении. И эти процедуры по отбору легионеров не сильно отличаются от тех, что действуют в отношении россиян.
Зачем в армию набирать иностранцев, если своих, как говорится, хватает, пока на официальном уровне никто не прокомментировал. Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев считает, что интерес к иностранным легионерам вызван «изменением геополитической обстановки на постсоветском пространстве, уточненными положениями Военной доктрины, согласно которой с рядом стран на территории бывшего СССР Россия выстраивает общее оборонное пространство». Генерал уверен, что «реализовывать свои оборонные интересы нашей стране выгодно, если подключать к этому процессу не только военный, но и мобилизационный, людской потенциал наших союзников».
В качестве примера эксперт приводит отношения между Россией и Абхазией и подписание ими договора о союзничестве и стратегическом партнерстве. Как известно, этот документ предусматривает формирование общего пространства обороны и безопасности, в том числе с помощью создания объединенной группировки войск двух государств, которые будут подчинены объединенному командованию.
«Мы можем вспомнить дискуссию, когда, обсуждая данные проблемы, стороны вели речь о пункте договора в котором должно было быть записано, что «граждане Республики Абхазия вправе проходить военную службу по контракту в воинских частях и соединениях Вооруженных сил РФ, дислоцированных на территории республики». Такого положения в подписанном в ноябре 2014 года в Сочи итоговом документе нет. Однако это не значит, что вопрос на эту тему закрыт», – утверждает Неткачев. Он обращает внимание на то, что стороны обязались в ближайшие шесть месяцев уточнить условия договора, а президентский указ № 3 от 2 января дает абхазам, а также другим иностранным гражданам право служить в Российской армии.
«Готовится аналогичный договор с Южной Осетией. И в нем Цхинвал предлагает даже более тесные, чем в случае с Абхазией, договоренности. В частности, руководство Южной Осетии предлагает пункт о вхождении ее Вооруженных сил в состав Российской армии. Если этот пункт будет реализован, то южноосетинские легионеры могут стать составной частью наших Вооруженных сил», – уверен Неткачев. Таким же образом, по его мнению, могут появиться «иностранные батальоны» в составе других российских военных баз и объектов, дислоцированных на территории СНГ.
«Это усилит эффективность обороны на театрах военных действий и удешевит содержание личного состава, так как не надо будет проводить ротацию военнослужащих из России», – считает эксперт. По его мнению, такая система уже действует в Армении. «В составе погранотрядов Пограничного управления ФСБ России в этой республике немало граждан Армении. Они совместно с россиянами надежно охраняют границу. Правда, служба иностранных граждан регулируется здесь не Положением, а межгосударственным договором о статусе Пограничных войск России на территории республики, заключенным в Ереване еще в сентябре 1992 года. Но это дела не меняет», – уверен Неткачев.
«Не секрет, что на постсоветском пространстве возможны военные конфликты. Это зона интересов России. И гасить их, конечно, она будет. Но предпочтительнее это делать с использованием не только военного потенциала РФ, но и наших союзников. У них слабая экономика, но моральный дух, мобилизационный потенциал всегда высок. И этот фактор надо брать на вооружение», – считает член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков.
Эксперт уверен, что в данном случае иностранных легионеров, действующих в Российской армии, нельзя рассматривать как наемников. Он отмечает, что в соответствии со ст. 1 Международной конвенции «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» термин «наемник» означает лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, но не входит в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте.
«Наемник, принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду. Наши же будущие легионеры, граждане из союзных нам государств, будут защищать общее наше отечество. И это, как правило, является главным стимулом их службы в Российской армии», – уверен Родюков.
/Владимир Мухин, www.ng.ru/
Класс!
Всё равно они будут оставаться обычными наёмниками. Никакое общее отечество им не поможет. Главное — материальные средства.
А,никто не подумал о том,что нужно внести изменения в Международную конвенцию о военнопленных и статусе колонелей во время войны,чтобы эти иностранцы имели их права? Просто-наемники…
А что, у иностранцев будет на лбу написано, что они иностранцы?
Все не о том…и непонятно, для чего все это сделано. Если подразумеваются потомки граждан СССР — это правильно, если это касается всех — просто выброшенные деньги, потерянное время и, вероятнее всего, и жизни наших офицеров…