Наступивший год будет для Минобороны непростым: ведомству придется решать сразу несколько важнейших задач в условиях растущей угрозы вооруженного конфликта, падения курса национальной валюты и необходимости срочно искать альтернативу украинской продукции военного назначения. Ответы, как и во многих задачниках, известны, но решение придется искать самостоятельно — и быстро.

detail_40215c868fff0a2e980c5b4181a049cc

Стратегические ядерные силы получат свыше 50 новых межконтинентальных ракет

Плановое поступление новых ракет в РВСН и на флот в 2015 году примечательно по целому ряду показателей. Это крупнейшее количественное обновление стратегических сил за всю историю РФ. И это одно из самых крупных относительных обновлений с советского времени (военные получат свыше 10 процентов от уже развернутого числа носителей).

В РВСН поступят 24 комплекса РС-24 «Ярс», меняющие мобильные «Тополи» первых серий и УР-100НУТТХ шахтного базирования (в 2014 году поставлено 16 таких комплексов). Именно «Ярсы», оснащенные, в отличие от «Тополей», разделяющимися головными частями индивидуального наведения, станут основой российской сухопутной группировки стратегических ядерных сил.

Флот получает серийно производимую Р-30 «Булава» для ракетоносцев проекта 955 «Борей». «Булава» уже успела было стать синонимом «новодела, который не летает», но как-то эти разговоры попритихли в последние годы, когда ракету довели до ума. В целом же следует отметить, что флот получает неплохое оружие, давно ему нужную компактную твердотопливную «многоголовую» ракету с развитыми возможностями по прорыву вражеской ПРО.

pic_58142239d4d52704bcf271e696ee24f6Кроме того, в 2015 году планируется завершить испытания нового ракетного комплекса РС-26 «Рубеж», просочившиеся в открытые источники сведения о котором пока крайне противоречивы и, по-видимому, в значительной степени представляют собой плоды трудов профильных структур по защите гостайны. Объявлено, что комплекс попадет в войска в 2016 году.

Россия сделает сама? Импортозамещение в военной промышленности

Резкое обострение отношений с Западом и Украиной в 2014 году поставило отечественных оружейников в сложную ситуацию: ведь часть материалов и компонентов для своей продукции они получали из-за рубежа.

Большие сложности возникли, скажем, с электронной компонентной базой, в том числе для космической техники. Российская электронная промышленность в данный момент не способна обеспечить госзаказчика всей номенклатурой требуемых изделий, поэтому импорт электронных компонентов на промежуточном этапе неизбежен. Можно предположить, что в холдинги, занимающиеся компонентной базой, направятся существенные государственные инвестиции.

pic_914a16f70be1dfa73c2345aba142ecc4Особая речь о последствиях разрыва военно-технических связей с Украиной. Основные проблемы связаны с вертолетными двигателями (завод «Мотор Сич») и газотурбинными силовыми установками для кораблей российского флота (предприятие «Зоря — Машпроект»). Решение о постепенном исключении украинских субподрядчиков было принято достаточно давно, и кризис 2014 года лишь ускорил эти процессы.

Хуже всего дела с поставками высокоточного промышленного оборудования, в котором кровно заинтересована оборонка. До недавнего времени успешно осуществлявшаяся модернизация военных заводов практически полностью шла за счет закупок иностранных станков и технологических установок. Возможное ограничение притока оборудования в условиях практически полного отсутствия современного отечественного «производства средств производства» может стать сильным ограничивающим фактором в модернизации предприятий ОПК, что скажется и на темпах перевооружения российской армии.

Последний год для квартир. Минобороны прекращает строить жилье военным

В 2015 году Минобороны еще продолжит строить военнослужащим и их семьям новые квартиры и субсидировать покупку своего жилья. Но с 2016 года останется только один инструмент предоставления жилплощади: через систему военной ипотеки.

При этом тем, кто встал в очередь на квартиру до 2005 года, предоставят субсидии на выкуп жилья. Для пришедших на службу после 2005 года отныне доступно лишь участие в накопительно-ипотечной системе. Там два варианта. Когда срок службы превышает три года, государство начисляет на специальный счет индексируемые выплаты, предназначенные на приобретение жилья. Или можно сразу купить квартиру в кредит, по которому государство расплачивается за военного, пока тот служит.

Читайте также  Сердюков: на госслужбу — только через армию

Очередники (их на ноябрь 2014 года было более 36 тысяч человек), впрочем, получат квартиры прежним порядком: либо в достроенных в течение 2015 года домах, либо, в дальнейшем, через субсидии. К слову, очередь Минобороны сократилась существенно: в 2010 году жилье ожидали свыше 120 тысяч человек, в январе 2012 года — свыше 88 тысяч, в 2013-м — около 55 тысяч.

Полярный приоритет: первый год Арктического командования

2015 год — первый для нового российского объединенного стратегического командования: с 15 декабря 2014-го силами и средствами в Заполярье управляет Объединенное стратегическое командование «Север» (ОСК). Впервые в истории Арктика получает персональную военную структуру. В Советском Союзе к 1991 году Заполярье входило в зону ответственности четырех военных округов — Ленинградского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного, и двух флотов — Северного и Тихоокеанского.

После реформы системы военного управления в 2010 году и создания ОСК, число штабов, отвечающих за Арктику, сократилось до трех — ОСК «Запад», «Центр» и «Восток», управлявшие силами Западного, Центрального и Восточного военных округов соответственно, включая и силы флотов — Северного для «Запада» и Тихоокеанского для «Востока».

Подобное разделение не лучшим образом сказывалось на регионе в целом: военное присутствие России, по сути, свелось к контролю нескольких локальных точек с эпизодическим посещением тех или иных районов. Новая структура, созданная на основе Северного флота, отвечает за регион в целом, и главная задача ближайших лет, включая и текущий год, — формирование системы баз и аэродромов, обеспечивающих как повседневную деятельность в регионе и контроль за территорией и коммуникациями, так и прикрытие северных границ страны в случае войны.

pic_bfcf4b5c14a34fb428fa6ea005f59546Большое внимание уделяется восстановлению системы ПВО в Заполярье — отвечать за нее будет новая армия ВВС и ПВО в составе ОСК «Север». Для наземных действий создаются арктические бригады — особые соединения, оснащенные и подготовленные для условий Заполярья. 17 января первой из них — вновь сформированной в поселке Алакуртти Мурманской области 80-й отдельной мотострелковой бригаде — вручили боевое знамя. Вторая заполярная бригада должна быть сформирована в Ямало-Ненецком округе. Кроме того, в 2015 году в Арктике откроется специализированный центр боевой подготовки для личного состава заполярных частей.

Новая броня. Смена поколений техники сухопутных войск

Приоритет стратегических ядерных сил и ВВС/ПВО в военных расходах сказался и на сравнительных темпах перевооружения: если в РВСН доля современных систем приближается к 50 процентам, а в военно-воздушных силах и ПВО достигает 30 процентов, то перевооружение сухопутных войск (СВ) фактически только начинается. Доля современных систем оценивается не более чем в 20 процентов, причем в основном это модернизированные образцы техники советской разработки, а часто и советского выпуска.

Благодаря серьезным инвестициям в НИОКР и подготовку серийного производства новых машин для СВ, 2015 год должен стать рубежным сразу для нескольких крупных программ. Ожидается, что в серийное производство (на первых порах в небольших масштабах, для опытной эксплуатации) пойдут новый танк Т-14 «Армата», новая тяжелая боевая машина пехоты Т-15, построенная на той же платформе, средняя БМП Курганец-25 и гусеничный бронетранспортер на том же шасси. Кроме того, завершается разработка колесного БТР «Бумеранг» и ряда других машин.

Часть новинок, как минимум новый танк, тяжелую и среднюю БМП и гусеничный БТР, военное ведомство обещает публично продемонстрировать на параде Победы 9 мая 2015 года. О детальных характеристиках этих машин говорить пока рано, однако можно отметить главную особенность: новое поколение техники создается на основе базовых платформ для каждой весовой категории — тяжелой, средней и легкой, что позволит достичь унификации по основным узлам и агрегатам, упростить и удешевить эксплуатацию и ремонт машин.

Читайте также  О ликвидации производства вертолётов соосной схемы

Первые фрегаты. Долгожданное пополнение ВМФ России

В 2015 году ВМФ России должен получить два новых фрегата проекта 11356Р — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», а также головной корабль новейшего проекта 22350 «Адмирал Горшков». Это первые боевые единицы такого класса, полностью построенные уже в постсоветское время («Григорович» и «Эссен» заложены в 2010 и 2011 годах соответственно, «Горшков» в 2006-м).

Проект 11356Р, по которому построены «Эссен» и «Григорович», первые два из шести кораблей этого типа, предназначенных для Черноморского флота, разработан на основе экспортного проекта 11356, в соответствии с которым было построено шесть фрегатов для ВМС Индии (и, не исключено, будут построены еще три). Индийский проект, в свою очередь, представляет собой глубокую модернизацию известного советского проекта сторожевых кораблей 1135, строившихся для всех четырех флотов СССР и для морских частей погранвойск. Преемственность разработок и освоенность промышленностью основных узлов и агрегатов позволяет строить новые корабли достаточно быстро — обеспечивая заполнение «пробела» перед ожидаемым массовым запуском кораблей нового проекта 22350.

О масштабах задачи свидетельствуют девять лет строительства «Адмирала Горшкова» — головного корабля этого типа. Затягивание работ, вызванное долгой доводкой основного радара корабля, артиллерийской установки и ряда других узлов, послужило в итоге причиной заказа кораблей проекта 11356. «Горшков» вышел на ходовые испытания в конце 2014 года и предполагается, что в 2015-м будет сдан в опытную эксплуатацию, в ходе которой произойдет окончательная доводка всех перспективных систем корабля.

pic_eb995c95f280e75a6f0cb65fe307db22Это позволит ускорить производство следующих единиц новой серии — сегодня в постройке находятся еще три фрегата, заложенные в 2009, 2012 и 2013 годах. Вместе с тем воспрепятствовать этому могут события на Украине: корабли обоих проектов оснащаются энергетическими установками николаевской фирмы «Зоря — Машпроект». Значительная часть оборудования для них производится в России, и в 2015 году выяснятся (как минимум на уровне неофициальной информации) ожидаемые сроки запуска собственного производства этих установок.

Другие ключевые новости, связанные с флотом, касаются трех перспективных проектов: новой атомной подводной лодки, которая в ближайшие годы дополнит проект 885, нового боевого корабля океанской зоны, который разные источники относят то к эсминцам, то к крейсерам, и отечественного авианосца. Наиболее вероятно, что головную подлодку нового типа заложат на Севмаше в 2016-2017 годах, примерно в эти же сроки стоит ждать и начала строительства перспективного корабля океанской зоны водоизмещением 10-12 тысяч тонн.

А вот сроков появления в составе флота авианосцев, учитывая проблемы в экономике, сегодня не назовет никто — у Минобороны множество более важных статей расходов.

***

Приведенный выше перечень планов ни в коей мере не исчерпывающий, однако позволяет проследить основные тенденции. Возьмем на себя риск предположить, что среди этих тенденций не окажется секвестра военных расходов: политическая обстановка тому никак не способствует. С экономической точки зрения производство техники и вооружения, мало зависящее от курса иностранных валют, обеспечивает не только безопасность страны, но и массовую занятость большого количества людей в обрабатывающей промышленности. А у работающих заводов куда больше шансов найти себе место на рынке гражданского машиностроения, нежели у остановленных предприятий с разбегающимся персоналом.

/Константин Богданов, Илья Крамник, Лента.ру /

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя