Сравнительная оценка российских, американских и китайских истребителей 5 поколения.
29 января 2010 года совершил первый полет перспективный истребитель пятого поколения Т-50 разработки ОКБ Сухого. К настоящему моменту 6 прототипов 600 раз поднимались в воздух. Многоцелевой истребитель начнет поступать в строевые части ВВС России в следующем году.
В поисках утраченного времени
Перестройка и последовавшее за ней десятилетие внесли изменения в естественный процесс развития фронтовой авиации мира. Прежде советские авиаконструкторы выпускали самолеты каждого следующего поколения либо раньше, либо одновременно с американскими конструкторами. Но когда настала пора создания истребителя пятого поколения, в нашем авиапроме случился затык.
Такая машина могла появиться еще в конце 90-х годов. В 1988 году ВВС сформулировали требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако экономика рухнула, и проект был закрыт.
А в это время американская компания Lockheed Martin начала выпускать F-22 Raptor, который и стал первым в мире истребителем пятого поколения. На вооружение он начал поступать в 2003 году, обладая всеми главными признаками нового поколения: малозаметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, использованием интеллектуального вооружения и новейшими бортовыми РЛС с антенной фазированной решеткой.
Бросившееся в погоню в конце 90-х ОКБ Сухого на данный момент добилось значительных результатов. Самолет Т-50 ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс Фронтовой авиации) был представлен широкой публике на авиасалоне МАКС-2013. И не один – а целых три. Они выполнили в подмосковном небе фигуры высшего пилотажа. К настоящему моменту уже изготовлены 6 прототипов. Практически вся авионика уже готова и испытана. Некоторые позиции начнут внедряться на строящиеся самолеты, когда будет развернуто серийное производство. В 2016 году ожидается поступление первых Т-50 в строевые части.
ОКБ Сухого создает истребитель не в одиночку. В проекте принимают участие несколько КБ, НИИ и промышленных предприятий. Более того, есть и иностранные подрядчики — из Индии. Они занимаются разработкой бортового компьютера, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. При этом Индия инвестировала в проект 25% от его стоимости. Начиная с 2017 года, ВВС Индии намерены закупить 250 истребителей на общую сумму в 25 млрд. долларов.
На разработку машины потрачено 2 млрд. долларов. В то время как Lockheed Martin потратила на создание F-22 67 млрд.
Король маневра
Этот самолет практически полностью состоит из узлов, агрегатов и приборов нового типа, прежде в отечественной авиации не применявшихся. Важнейшая составляющая конструкторского успеха – двигатель АЛ-41Ф1, созданный на НПО «Сатурн». Он позволяет осуществлять сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Естественно, он имеет изменяемый вектор тяги. Но в отличие от устанавливаемых на серийных машинах Сухого, обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило с одной стороны существенно повысить мощность, с другой – оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американцев — недостижимая.
ОКБ Сухого рассматривает перспективу и еще одного двигателя, который может быть применен во второй партии изготавливаемых серийно истребителей, — «Тип 30» того же «Сатурна». Пока он проходит испытания. Но уже сейчас ясно, что этот двигатель на 15-25% превосходит АЛ-41Ф1.
В F-22 использован двигатель Pratt & Whitney F119-PW-100 имеющий тягу 10000 кгс в бесфорсажном режиме и 15876 кгс на форсаже. АЛ-41Ф1 ему чуть поигрывает – 8800 кгс и 15000 кгс соответственно. Однако «Тип 30» заметно сильнее – 11000 кгс и 18000 кгс. Но и у первого нашего двигателя имеется существенное преимущество – изменяемый до 20 градусов вектор тяги, имеющий всеракурсное управление. При этом отработка совершается со скоростью 60 град./сек. У «Раптора» вектор отклоняется лишь в вертикальной плоскости.
По части маневренности все осталось «на своих местах»: как прежде отечественные истребители были куда удобнее и в воздушном бою, и при перехвате, так эта тенденция продолжается и поныне. Не случайно в недавно проведенных ВВС США компьютерных боях «Раптор» проигрывал даже нашим самолетам поколения 4++ Су-30МКИ.
Американский реактивный истребитель F-22
Если сравнивать эти два американских истребителя, то второй существенно дешевле, чем F-22. И это его главное достоинство. Острые на язык эксперты говорят, что Lockheed Martin, предлагая натовцам совершать массовые закупки своей новой машины, уподобляется продавцу, пытающемуся впарить брутальным байкерам скутер с объемом двигателя в 50 куб.см.
Корректно сравнить незаметности российского и американского истребителей не представляется возможным. Хотя бы потому, что при различных оценках ЭПР F-22 разброс цифр лежит в диапазоне трех порядков от 0,0001 кв.м. до 0,3 кв.м. (У Су-35 этот параметр равен 5 кв.м.). Данные по Т-50 вообще отсутствуют. Однако эксперты, успевшие в определенной мере познакомиться с российским истребителем, на эту тему высказываются вполне определенно, хоть и не называют конкретных цифр.
Так, австралийский ученый в области радиоэлектроники, аналитик центра Air Power Australia доктор Карло Копп считает, что ЭПР Т-50 примерно такая же, как и у гораздо меньшего по габаритам F-35. (Впрочем, об этой характеристике F-35 известно не столь уж и много). Но несколько выше, чем у F-22. При этом он допускает, что Т-50 по незаметности можно «подтянуть», и он сравняется с F-22. Однако это было сказано в 2011 году, когда был показан первый прототип – Т-50-1. Сейчас уже есть шестой. И строятся еще два. В них, несомненно, учтены недостатки первого прототипа.
Что же касается незаметности в инфракрасном диапазоне, то тут наблюдается паритет. Несмотря на то, что двигатель перспективного российского истребителя мощнее.
Умная обшивка
Важнейшим свойством современного самолета является не только его незаметность, но и способность обнаружения целей и их уничтожение. И тут «запаздывание на старте» сыграло на руку разработчикам БРЛС, поскольку появились новые радиоэлектронные компоненты. Также конструкторы учили, насколько это было возможно, опыт применения РЛС «Раптора».
Прежде всего, необходимо сказать о том, что плоскость наклона активной фазированной решетки (АФАР) в Т-50 установлена под наклоном, благодаря чему снижается ЭПР самолета. Пойти на такую меру, при которой также уменьшается и мощность станции при работе по наземным целям, стало возможно благодаря прекрасным характеристикам РЛС Н036 «Белка» с АФАР. Она должна заменить ныне используемую РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».
Но и мощности «Ирбиса» вполне достаточно, чтобы понять, что радиолокация на Т-50 несколько лучше, чем на американском самолете. «Ирбис» обнаруживает цель с ЭПР 1 кв.м. на расстоянии 300 км, американская станция AN/APG-77 – на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв.м. – 90 км, по «американцу» такой показатель не приводится. Когда же «Белка» придет на смену «Ирбиса», то эти показатели заметно возрастут. Сейчас они засекречены.
На Т-50 установлено 6 АФАР – носовая, две бортовые, 2 крыльевые и кормовая. Также циркулируют непроверенные сведения о том, что существуют датчики РЛС с АФАР, расположенные по обшивке истребителя. В связи с чем появился термин «умная обшивка».
На негосударственном австралийском сайте, посвященном вопросам обороны, высказываются предположения относительно того, что БРЛС Т-50 способна обнаруживать F-22 на расстоянии в 30 км, а F-35 – 55 км. При боковом ракурсе обзора дела для американцев обстоят совсем скверно – F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 – 100 км.
Помимо радиолокационного обзора имеется мощная оптико-электронная система ОЛС-50М, в состав которой входит уникальный по разрешающей способности и дальности действия тепловизор на QWIP-матрице. В этой области, по утверждению того же австралийского сайта, Россия является безусловным лидером. Из этого следует, что «невидимки» F-22 и F-35 не так уж и невидимы для обзорных систем российского истребителя.
К несомненному достоинству авионики F-35 относится применение перспективного шлема пилота, который делает самолет «прозрачным». То есть видимость не ограничена остеклением кабины – вся панорама выводится на визоры пилота. Причем как в видимом, так и в инфракрасном спектре. Компьютер, отслеживая повороты головы и движения глаз, выдает необходимую панораму и снабжает ее подсказками, а также управляет наведением оружия на цель.
Шлем создан британской компанией, и сейчас его опытный образец проходит тестирование в научно-исследовательском отделе Министерства обороны Великобритании.
Большой скачок Китая
Ну, и, наконец, о системе вооружения. На первый взгляд тут наблюдается паритет. По одной пушке: у «нас» сдвоенная 30-мм, у «них» 20-мм. Полезная нагрузка: 10000 кг против 10300 кг. Ракеты «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Среди 14 типов вооружения, которые создаются специально для Т-50, есть уникальные ракеты, которые способны обнаруживать и захватывать цели во время автономного полета.
Если же выделить то главное, в чем у российского истребителя есть значительное превосходство над американским, то это прежде всего энерговооруженность и прекрасные летные качества. Также у Т-50 значительно больший запас топлива – 11100 кг против 8200 кг. И лишь с двумя ПТБ в «американца» закачивают 11800 кг керосина, но при этом существенно снижаются его летные качества и возрастает заметность.
И, что удивительно, реальный потолок F-22 равен всего лишь 7500 м, хоть в его ЛТХ и значатся 20000 м. Дело в том, что в нем использована слабая система регенерации кислорода, и на большой высоте пилоты ощущают удушье. Поэтому циркуляр ВВС США предписывает этим самолетам в мирное время не подниматься выше 7,5 километра.
В заключение необходимо сказать, что еще одна страна готовится к выпуску (в этом десятилетии) многоцелевого истребителя пятого поколения. Это Китай. Китайский самолет называется J-20 «Черный орел». О нем мало что известно. Эксперты утверждают, что его планер сочетает черты F-22 и F-35. Что касается двигателей, то это предположительно АЛ-31ФН, в большом количестве закупленный у России. Это модификация двигателя, использующегося на Су-27. Уже существуют как минимум два летающих прототипа.
Основные ЛТХ Т-50 (ПАК ФА), F-22 Raptor, F-35 Lightning II и J-20
Высота: 4,8 м – 5,09 м – 4,38 м – 4,45 м
Масса пустого: 18500 кг – 19700 кг – 13290 кг – 17000 кг
Максимальная взлетная масса: 37000 кг – 38000 кг – 29100 кг – 36300 кг
Тяга двигателей: 2х11000 кгс – 2х10000 кгс – 1х13000 кгс — н/д
Максимальная скорость на высоте: 2600 км/ч – 2700 км/ч – 1900 км/ч – 2000 км/ч
Максимальная бесфорсажная скорость: 2,35М – 2,25М – 1М – н/д
Крейсерская скорость: 1800 км/ч – 1826 км/ч – 850 км/ч — н/д
Продолжительность полета: до 5,8 час – н/д – 2,6 час — н/д
Боевой радиус на крейсерской скорости: 1350 км – 760 км – 1080 км – 2000 км.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
ИМХО, пока нет серийных образцов российского и китайского самолетов, рано судить «кто круче»…
Алексей прав.
Как можно заявленные, т.е. пока не существующие ТТХ самолета которого пока нет, а есть лишь 6 Прототипов, сравнивать с ТТХ самолета, давно уже стоящего на вооружении?
Ну стоит этот Раптор на вооружении, а толку, если он сырой ,как трава дождливым утром.
ЭПР F-22 0.00015 м², ЭПР Т-50 0.1 м².
——
Т-50 обнаруживает F-22 на дальности 150/(1/0.00015)^0.25 = 16.6 км
——
F-22 обнаруживает Т-50 на дальности 193/(1/0.1)^0.25 = 108.5 км — в режиме LPI (low-probability-of-intercept). В обычном режиме на дальности 225/(1/0.1)^0.25 = 126.5 км
Ну кто бы сомневался, у пиндосов всё круче, у них и какашки более каменистые и намного вонючее.
Настоящий аргументированный ответ! 😀 😀 😀
——
кот-333, вы знаете, что за формулу я привел?
Да хоть десять формул приведи, суть всего этого одна — подпиндосник ты, предел мечтаний которого раздвинуть ноги под пиндосами пошире Новодворской.
кот-333: «…предел мечтаний которого, раздвинуть ноги под пиндосами пошире новодворской.»
———
кот-333, ты точно гей!
😀 😀 😀
Гей тот у кого возникают эти голубые ассоциации, а возникают они у тебя.
надо все самолеты 4 поколения оснащать рэб, и системами подавления ИК ГСН, такие системы уже есть , а также оснащать один самолет в звене подвесным контейнером афар, который и будет давать целеуказание на невидимки — мини дрло. в противном случае истребители 4 поколения будут легкой целью для невидимок , а соперничать по количеству невидимок с НАТО бесполезно
А сколько невидимок у них? Неужели весь истребительный парк!
По состоянию на май 2012 года на вооружении ВВС США находилось 184 F-22.
——
С учетом иностранных заказов общее количество запланированных к производству F-35 составляет 3100 единиц.
Ну что 184 у пиндосов, ещё верится. А остальные 3100 — пока мечта нанайца переспать с японкой.
F-22 практически отказались закупать(и совсем не по тому что ему нет задач),F-35 и не собираются, вот и вся иллюзия…
В СВЯЗИ С РАСПАДОМ СССР, из первоначально запланированных 750 единиц, за все время производства истребителя было закуплено всего 187 единиц.
+
Производство F-22 было официально закрыто в 2011 году, но сами производственные линии ЗАКОНСЕРВИРОВАНЫ на случай решения правительства США о возобновлении выпуска самолетов F-22.
Чапай: «…а также оснащать один самолет в звене подвесным контейнером афар, который и будет давать целеуказание на невидимки — мини дрло.»
——
Самолеты ДРЛО обнаруживают стелс-самолеты не лучше истребителей.
России помогут метровые РЛС. (B-2 метровым РЛС труднее обнаружить, чем F-22/F-35)
Надо же,какой подпиндосник умный,аж каловый глист-за километр загибается.
кот-333: «…у пиндосов всё круче, у них и какашки более каменистые и намного вонючее.»
кот-333: «…аж каловый глист-за километр загибается.»
Копрофил, что ли?!
О,уже на вкус пиндосовские какашки попробовал, не забудь пососать и полизать, а заодно и насадится,по гланды, что,где,чем и как ,твои гены холопские тебе подскажут. А что касается грибов,ну…свою навозную родню,ты лучше знаешь. Да и в ботанике я не спец.
Growler не корректно берёт данные для сравнения. Для Т-50 он берёт весьма осторожные прикидочные данные, а для F-22 самую оголтелую рекламу. Причём уважаемый Growler почему-то в упор этого не видит или не хочет видеть. Если перефразировать Кота, то можно сказать, что от рассуждений Growler-а за километр несёт тенденциозностью.
Странно, а откуда Growler взял что «ЭПР F-22 0.00015 м²» если это засекреченные данные. А зная какие американцы мастера пропаганды и дезинформации, я бы очень осторожно подходил к таким цифрам. Мне почему то кажется что оба самолета будут иметь примерно одинаковую ЭПР. Так как физ принципы используют одни и те же: радиопрозрачные материалы + гашение милиметровых волн (которые используются для наведения ракет).
И радар у нас не хуже чем у раптора — это точно. Возможно похуже F-35, но не хуже F-22.
К стати LPI придумали и применили впервые наши еще на МИГ-31. Читайте мемуары Валерия Меницкого.
Aviation Week & Space Technology — один из самых влиятельных и авторитетных авиационно-космических журналов в мире, в 2009 году опубликовал статью, в которой утверждалось что ЭПР F-22 0.0001 м2, а ЭПР F-35 0.001 м2.
Статья платная.
Оформляйте подписку и читайте!
——
Главный конструктор самолета Александр Давиденко косвенно намекнул на величину ЭПР T-50. По его словам ЭПР T-50 будет близка к 0.3 м2.
http://inosmi.ru/army/20100313/158588233.html
О, ещё оказывается оно в раннем детстве весёлые картинки не до листало.
Теперь компенсируется какими то авторитетными журналами для дебилов — как и оно само.
Grover а ракурс замера с какого 0.0001м2 выходит как замеряете?или они кромки крыльев до остроты лезвия точат. а на всех противников одновременно в лоб летят. ни считая что наша оптическая за 50 км срисует fку
У F-22 и F-35 вся обшивка, практически на 100% изготовлена из углепластика.
——
В России полностью отсутствуют необходимые мощности для производства компонентов для полимерных композитов, например самих полимеров. Так же отсутствуют возможности получения высокочистых функциональных наполнителей (в том числе ультрадисперсных {нано}), необходимых для радиопоглощающих материалов. В России даже углеродные волокна «приличные» не делают, так же как и не делают приличного сырья для их производства.
——
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что крылья у ПАК ФА металлические, силовые элементы тоже. В России даже для крыльев гражданских самолетов не могут сделать полимерный композит, а тут военный стелс. Россия не конкурент США в области композитов, ни в одной из возможных областей. Иногда контрабандой из западных стран в Россию ввозят углеродные волокна для спец. изделий. Причем марки волокон экспорт которых в Россию естественно запрещен.
——
Если говорить о реальных РПМ которые могут быть использованы в специальных изделиях, то в России отсутствует производство всех без исключения термостойких полимеров, которые могли бы быть использованы в качестве матрицы (температурные режимы сверхзвука не позволят использовать каучуки, полиэтилен и полипропилен). Причем это касается как термопластов так и реактопластов. Из термопластов подошли бы полифениленсульфид, полиэфирэфиркетон, полиэфиримид, полифениленоксид. В России даже не налажен синтез термостойких эпоксидов, не говоря о современных сшитых полимерах, типа того же бисмалеинимида (матрица планера Раптора). А прогресс идет, на подходе качественно улучшенные полимеры, с температурой длительной эксплуатации под 300 градусов.
——
Так же отсутствует промышленное производство высокочистых наполнителей, с заданной структурой (аморфных металлов например).
Но наиболее принципиальный вопрос отсутствие производства высокомодульных углеродных волокон, без которых невозможно создать композитных планер. На данный момент российские углепластики имеют предел прочности меньше 2 ГПа, что не подходит даже гражданским самолетам (на западе материалы ПКМ в «гражданских крыльях» имеют прочность в 2,3 ГПа). РПМ включается в силовую структуру планера на стадии проектирования. И без полноценного композитного планера полноценного стелса не получить. А такой планер в России не могут создать.
То есть T-50 будет в значительной степени металлическим. Причем харктеристики российских композитов значительно уступают таковым в США (в том числе по радиопоглащению).
——
Также на T-50 нет S-образных воздухозаборников, а лопатки компрессора дают значительный вклад во фронтальную ЭПР. (Радар-блокеры не дают такого же уменьшения ЭПР, как S-образные ВЗ.)
фото лопаток компрессора: http://militaryrussia.ru/i/284/254/N0ReA.jpg
——
Поэтому ЭПР F-22 0.0001 м2, а ЭПР T-50 0.3 м2.
с чего ты взял что в РФ не умеют делать композиты, и краска есть магнитная, и лопатки закрываются «перегородками» , да силовой каркас из титана а обшит весь т50 «пластиком», кроме килей
Дайте ссылку на сайт российского производителя углеродных волокон с пределом прочности больше 2 ГПа (в углепластике)!
«РТ-Химкомпозит»
Зайдите на сайт ВИИАМа, посетите сайты химкомпозита, авиастара. С композитами ещё в СССР умели работать, на Беркута посмотрите. У F-22 силовой набор, к стати, тоже металлический.
ООО «Аргон» — крупнейший производитель углеродных волокон в России.
——
Волокно углеродное «АРГО-С» — М (лучшее из того, что производят)
——
Прочность в углепластике 1,2 ГПа. При нижнем пределе прочности для крыла ГРАЖДАНСКОГО МС-21 2,3 ГПа.
——
ссылка: http://rus-carbon.ru/main/catalog/CarbonFiberUKP1/pos/88.aspx
——
Еще раз для дебилов: ПРИВЕДИТЕ ССЫЛКУ НА УГЛЕРОДНОЕ ВОЛОКНО С ПРЕДЕЛОМ ПРОЧНОСТИ БОЛЬШЕ 2 ГПа В УГЛЕПЛАСТИКЕ!
Для жертвы незапланированного подзаборного оргазма: ВПК России не создаёт рекламные проспекты, как создаёт ВПК США, в которых желаемое выдаётся за действительное. Пример: заявка прочности углеродного волокна.
дебил, по твоей сылке — там же написано не менее 1,2 а максимальный предел не указан
А ему про это всё госпожа Псака рассказала?
Сидел тут сравнивал, а у т-50 сухая масса меньше чем у f-22, при большей размерности, большем запасе топлива и одинаковой максимальной нагрузке. Вот и делайте выводы о материалах используемых в т-50.