«Русские – непревзойденные авиаторы», — признали наши враги еще во время Первой мировой войны. Едва только первые аэропланы поступили на вооружение крупных армий, отечественные летчики удивили мир героизмом и мастерством – они вытворяли на самолетах то, что никто не делал раньше них.
Петр Нестеров
Прославленный русский летчик, «отец» высшего пилотажа отечественной авиации в разгар кровопролитной Галицийской битвы впервые применил метод воздушного тарана противника. Австрийский «Альбатрос», который вел авиаразведку позиций русской армии был обнаружен командиром 11-го авиаотряда штабс-капитаном Нестеровым и был атакован. Тяжелого вооружения самолеты того времени на себе не несли и поэтому Нестеров использовал для атаки обычный табельный револьвер.
Потратив весь боезапас, но не поразив противника, Нестеров принял решение атаковать вражеский самолет ценой собственной жизни. На высоте около двух тысяч метров русский летчик направил свой аэроплан отвесно вниз на вражеского летчика. Австрийский «Альбатрос» от столкновения и чудовищного удара начал отвесно падать вниз.
Самолет Нестерова не был критически поврежден при ударе, однако сам летчик получил тяжелейшую травму позвоночника и скончался. Храбрость русского летчика-аса тогда гремела на весь мир. Даже австрийский король Вильгельм Второй написал об этом в своем дневнике: «Русские — непревзойденные авиаторы. Как бы я хотел, чтобы хотя бы часть наших авиаторов поравнялась с ними в этом искусстве».
Северский характер
Отдельного упоминания в описании подвигов отечественных воздушных асов заслуживает первый в истории боевой летчик-инвалид Александр Прокофьев-Северский.
Сотрудник самарского музея авиации и космонавтики имени С.П Королёва, историк Виктор Савелов в интервью телеканалу «Звезда» рассказал краткую историю этого воистину уникального летчика: «Военная карьера Северского началась, в общем-то, довольно обычно: окончил военно-морское училище, а сразу после окончания начал обучаться в авиационной школе. В 1915 году встал в строй 2-й бомбардировочной эскадрильи Балтийского флота.
В этом же году во время своего первого ночного вылета был сбит. От взрыва ему оторвало правую ногу, но тем не менее, после этой трагедии человек не сдался, а обратился к царю с прошением остаться на службе и царь прошение удовлетворил, несмотря на протесты советников. После потери ноги, сумел налетать еще около двух тысяч часов, смог поучаствовать в почти 60 воздушных боях и записал себе 13 воздушных побед. Особенной среди этих наград считают Георгиевское оружие — эту награду Прокофьев-Северский получил за одиночный бой против семи немецких самолетов. За этот же воздушный бой он был так же награжден и орденом Святого Георгия 4-й степени» — заявил эксперт.
Выжил после тарана
В составе русского и позднее, советского воздушного флота, постоянно встречались летчики-асы, применявшие или повторявшие воздушные приемы, придуманные и испытанные их коллегами по военному ремеслу. Одним из таких летчиков стал выдающийся пилот-ас Александр Казаков.
Сотрудник центрального музея ВВС РФ, эксперт в области военной авиации и историк Леонид Мастрюков рассказал телеканалу «Звезда» интересные факты из биографии летчика:
«Казаков — личность выдающаяся. Он вторым после Нестерова применил воздушный таран, но первый, кто после такого маневра остался жив. За те три года, что Казаков участвовал в воздушных боях, он единолично сбил 18 самолетов, а в составе истребительной группы сбил еще около двух десятков самолетов врага. В истории Первой мировой войны не было летчика результативнее, чем Казаков.
За свои боевые заслуги летчик получил 16 наград, включая иностранные орден «Почетного Легиона» и британский «За боевые заслуги». Однако судьба летчика в дальнейшем сложилась крайне драматично. Не приняв идеи большевизма, спустя два года после Октябрьской революции, в августе 1919 года покончил с собой, спикировав в своем самолете отвесно прямо в землю в центре аэродрома».
Из пехоты в истребители
Леонид Осипов в авиацию пришел из пехотных войск, окончив школу военной авиации прямо во время Первой мировой войны. В 1916 году Осипов на своем самолете встретился с немецким летчиком. После атаки на немецкого пилота, Осипов заставил врага резко снизиться до отметки примерно в 1000 метров и под огнем артиллерии атаковал его снова. Несмотря на колоссальные повреждение самолета и потерю своего наблюдателя, Осипов исхитрился и поразил вражеский «Альбатрос». После этого с пробитыми баками и на «честном слове» вернулся к своим.
«Героизм подвига Осипова выглядит действительно уникальным — говорит авиационный историк Марк Айзер. — Он смог не просто выполнить задачу, уцелеть, довести самолет до аэродрома, но еще и спас своего наблюдателя по фамилии Калиновский, а после всего этого безумства, еще и потушил горящий самолет. Воистину уникальный случай, другого такого я не встречал».
Один на всех
30 сентября 1943 года отряд Василия Гречишкина наносил воздушный удар по позициям врага близ Ленинграда. После выполнения боевой задачи Гречишкин решил зайти еще на один круг и был подбит. Оценив шансы на спасение, летчик исключил возможность покидания самолета и направил свой самолет прямо на артиллерийские позиции нацистов, забрав с собой около трех десятков солдат и четыре орудия. На момент совершения героического подвига советский летчик успел совершить более 150 боевых вылетов и отличался особой безжалостностью к пилотам Люфтваффе.
Ценой собственной жизни
Следует заметить, что борьба с нацистами имела для советских летчиков особенную ценность. В годы Великой Отечественной советские летчики считали особенной честью не напрасную гибель. Точно так же считал советский летчик Михаил Шаронов, принимавший участие в операции по прорыву блокады Ленинграда в 1944 году.
Будучи еще старшим лейтенантом, в районе Аннолово-Новолисино советский летчик был сбит огнем немецкой артиллерии. Истратив весь боезапас своего самолета, летчик трезво оценил шансы на успешное завершение маневра, и закрутив крутой вираж спикировал в горящей машине прямо в грузовики с боеприпасами, возле которых вальяжно расположились солдаты Вермахта. Уничтожив около 50 солдат врага одним махом, летчик получил звание Героя Советского Союза посмертно.
За что умирали
Военный историк и эксперт в области военных действий Великой Отечественной Игорь Семагин в интервью телеканалу «Звезда» объяснил, почему большинство советских летчиков принимало решение протаранить вражескую цель:
«В те времена сознание советских граждан, а уж тем более военных, участвовавших в боях на передовой, было настроено только на одно — выжить и отомстить агрессору. Уникальность черты русского характера в те годы проявлялась во всем — от выпуска танков, снарядов и прочих изделий в тылу, до героизма на фронте. Большинство советских солдат считало, что погибнуть в бою за освобождение своей Родины — это великая честь. Мой дед, фронтовик-пехотинец, однажды сказал мне: «Умереть самому, но захватить с собой на тот свет несколько гитлеровцев — это больше, чем честь. Это еще один шаг к освобождению страны. А значит, и умереть за такую цель можно»».
/Дмитрий Юров, tvzvezda.ru/