Смогут ли высокие военные расходы бюджета вытащить отечественную экономику из кризиса?
«Когда задают вопрос, как мы относимся к тому, что происходит, сейчас, я бы сказал так: внешне мы наблюдаем такие проявления, как будто бы это мягче, чем в 2008-2009 годах, но это только кажущаяся легкость. На самом деле, по глубине и по сложности, мне представляется, что мы входим в более затяжной и сложный кризис», — считает Шувалов.
В связи с этим, вице-премьер прогнозирует «заморозку» роста экономики России в нынешнем году. И главная причина — цена нефти европейского сорта Brent, которая, по январской оценке рейтингового агентства Fitch, в 2015 году составит в среднем 55 долларов за баррель. А значит российская нефть Urals, которая рассчитывается с дисконтом к Brent, будет стоить около 50 долларов.
Выступая на Гайдаровском форуме, министр финансов Антон Силуанов заявил, что потери бюджета при цене на нефть в 50 долларов за баррель составят в 2015 году около 3 трлн рублей. В соответствии с прогнозом экспертов Центра развития ВШЭ, при цене на нефть 50 долларов за баррель, падение ВВП в 2015 году может достигнуть 6,5%, среднегодовая инфляция вырастет до 13,4%.
В такой ситуации власти усиленно ищут, что может стать драйвером для падающей российской экономики и поддержать ее в это тяжелое время. Как заявила замминистра обороны Татьяна Швецова, такой поддержкой для России могут стать оборонные расходы.
В минувшем году расходы на Минобороны составили 3,7% от ВВП, или 19,2% расходов федерального бюджета, а в 2015 году они вырастут до 4,6% и 23% соответственно, сообщила Швецова. При этом, по ее словам «доля государственной программы вооружения в структуре бюджета Минобороны из года в год увеличивается — с 37% в 2013 году, до почти 59% к 2017 году».
Увеличение объемов гособоронзаказа и стабильное финансирование оборонно-промышленного комплекса (ОПК) позволит российскому военно-промышленному комплексу (ВПК) в ближайшие годы совершить технологическое перевооружение и стать драйвером роста для экономики страны, считает Шевцова.
«В текущем году на финансирование государственной программы вооружения будет направлено более половины всех расходов Минобороны. В сложившейся непростой макроэкономической ситуации оборонный бюджет выступает фактором стабильности и дальнейшего развития отечественной промышленности, которая благодаря твердым заказам от Минобороны в ближайшие десятилетия сможет обновить технологическую базу и создать значительное количество новых квалифицированных рабочих мест», — передает слова Шевцовой агентство РИА «Новости».
Оборонные расходы, по ее мнению, это еще и серьезный инструмент поддержки наиболее высокотехнологичной части отечественной промышленности. «ОПК, в рамках выполнения гособоронзаказа, генерирует основную часть высокотехнологичной продукции, которая конкурирует с передовыми зарубежными образцами. Традиционно научно-технические достижения ОПК были главным источником технологических нововведений и в гражданском секторе экономики», — подчеркнула Шевцова.
По словам замминистра, в настоящее время в производстве продукции военного назначения задействовано более 4 тыс. российских предприятий, из которых 1339 составляют основу отечественной промышленности, и еще около тысячи работают с ними в кооперации.
«На предприятиях ОПК трудится более 2 млн человек, причем, это наиболее квалифицированные кадры отечественной индустрии. Именно наличие у предприятий ОПК государственного оборонного заказа гарантирует работникам стабильную высокооплачиваемую работу, что автоматически оказывает влияние на внутренний спрос и дает налоговые поступления», — отметила Шевцова.
По ее словам, гособоронзаказ обеспечивает и двигает вперед ракетно-космическую, авиационную, судостроительную, автомобильную, электронную промышленность, а также образование, строительство и здравоохранение.
И вроде бы все правильно говорит замминистра, однако, по мнению экс-министра финансов Алексей Кудрина, ОПК России, в нынешнем своем виде, не способен выполнить гособоронзаказ: «Там большое количество неэффективных предприятий, и сейчас на них возлагается задача, которую они, по нашим реальным проработкам, в таком объеме исполнить не смогут».
Проблемы ОПК, по мнению бывшего министра финансов, связаны с тем, что отрасль оказалась «выведенной из рынка». «Никто из вице-премьеров (тем более, к сожалению, нынешний, отвечающий за это направление) не понимает, что именно нужно реформировать в ВПК. ВПК нам достался от СССР, но сейчас он не может выполнить возлагаемые на него задачи», — считает Кудрин. При этом он отметил, что тема оборонных расходов очень острая и «стоила ему кресла в правительстве».
«Буду утверждать, что один оборонный заказ не создает ни модернизацию, ни экономический рост, — считает Кудрин. — Модернизация армии может происходить только одновременно с модернизацией всей экономики. В современной экономике нельзя создать маленькие оазисы высоких технологий и инноваций, тогда как остальная промышленность не будет соответствовать современному уровню. Период, когда мы на базе военных заказов создавали новые технологии, а потом они применялись в гражданской отрасли, прошел».
Но в истории существуют примеры, когда оборонный заказ действительно становился драйвером инноваций и роста всей экономики страны. Например, знаменитая «Силиконовая долина» в США как раз и выросла в основном на военных заказах, а американской экономике тогда удалось преодолеть кризис. Удастся ли России воспользоваться ростом расходов на военную промышленность для повышения конкурентоспособности экономики?
Об этом мы спросили главного научного сотрудника Института экономики РАН, доктора экономических наук Никиту Кричевского.
— Доля истины в словах замминистра Швецовой есть, потому что оборонная отрасль – одна из наиболее успешных и высокотехнологичных в экономике России. Кроме того, она ориентирована большей частью на экспорт, поэтому, вполне может быть, что Швецова частично окажется права. Оборонная промышленность не то, чтобы драйвер роста – это основа государства в экономике, наряду с крупнейшими финансовыми организациями и сырьевыми компаниями.
И с учетом того, что дела с финансами у нас сейчас обстоят не очень хорошо в связи с западными санкциями, а мировые цены на нефть балансируют на грани рентабельности ее добычи в России, перенаправление части бюджетных средств на оборонку выглядит вполне логично. Плюс к этому, геополитический фактор тоже заставляет нас направлять значительные средства на укрепление обороны страны. Это, безусловно, позитив для российской экономики в целом, но говорить о том, что это будет драйвером, «палочкой – выручалочкой» для ее волшебного спасения, нельзя.
— А что же тогда может стать настоящим драйвером для экономики России?
— Настоящим, долгосрочным драйвером для экономики России, особенно в нынешних условиях, может стать только предпринимательство – развитие малого и среднего бизнеса, который создает львиную долю ВВП во всех развитых странах. Но с развитием бизнеса в России есть большие проблемы, которые связаны не столько с недостаточной инвестиционной активность, сколько с неприемлемым бизнес – климатом в российском обществе, с негативным отношением к предпринимательству. Поэтому основной задачей для правительства и всех органов власти, особенно в кризис, должно стать создание «уважающей бизнес – цивилизации» — это слова известного экономиста Йозефа Шумпетера.
Сегодня предприниматели у значительной части населения ассоциируются с теми, кто получает незаконную прибыль, и власти должны сделать так, чтобы отношение к предпринимательству в обществе изменилось. Именно так, в свое время, поступили власти в Китае, что обеспечило рост экономики страны. А пока у нас этого не происходит, сколько бы государство не направляло средств на развитие малого и среднего бизнеса, сколько бы не создавало законов, ситуация в экономике России не изменится.
— И что для этого должны сделать российские власти?
— Власти должны способствовать большей прозрачности бизнеса, активно стимулировать переход финансовых компаний российских предприятий из офшорных зон, а также добиваться постепенного отказа предпринимателей от незаконных «серых» финансовых схем в своей деятельности, и прежде всего – от обналички. И здесь нужен «карательный меч» государства, которое должно выступать не в роли игрока, как оно выступает в оборонке, а в роли арбитра и судьи.
Государство должно карать недобросовестных предпринимателей, и тем самым помогать бизнес – сообществу оздоравливать свои экономические отношения. Вот при создании таких условий можно будет говорить, что в экономике России появится настоящий драйвер роста, появится инновационная составляющая, которая сегодня является более важным фактором для ускорения экономического развития, чем классические инвестиции или накопление основного капитала. А одними расходами на оборонку экономику не поднимешь.
Игорь.Развитию малого и среднего бизнеса в России шансов нет…
Причин много.Но главная причина-в нежелании правящей партии и руководства страны в действительном развитии малого и среднего предпринимательства…То что мы наблюдаем сейчас-это полномасштабное создание условий негативного отношения людей к этим видам бизнеса.А учитывая,что это происходит через пот,нервы и кровь людей,верхушка и олигархи таким образом пытаются защитить себя от взоров населения.Создав для себя капиталистический рай,они пытаются заставить жить нас при социализме,выбросив при этом гарантии учебы,работы,мед. обеспечения и просто жилья…Оставив дешевый по качеству ширпотреб и ядовитые продукты…
Плюс ко всему;-тормозит честное развитие данной сферы бизнеса, кумовство и мздоимство. На собственной шкуре это испробовал. Закупил новый транспорт, оснастил его по всем требованиям климатики и безопасности,потребитель в восторге,а вот у посредника родственник с убитыми телегами,как говорят-своя рубаха ближе к телу. Хорошо что по нулям,из ентого бизнеса вылез.
Развитие мелкого и среднего бизнеса-это хорошо. Но вот вопрос, а в какой сфере, если это сфера производства, то это хорошо, так как создаются рабочие места и производится продукт. А ежели это сфера сбыта то это плохо, потому что на этом поприще,ничего не производится,а данное направление бизнеса основано на спекуляции. Вспомним дефицит, а следственно и подорожание,гречневой крупы,механизм сего саботажного действа был прост,- просто с оптовых баз,в розничную торговлю,перестали отгружать гречьку мелким оптом по реальным ценам. То-есть,розничный реализатор должен взять тонну гречки, и ему тогда её отпустят за 20 руб.кг. А ежели он не желает брать тонну, так как у него маленький магазин и хранить эту тонну негде, то ему отпустят 100 кг гречьки, но по цене 60 руб.кг. Вам не кажется что это уже саботаж, с коим нужно бороться по закону военного времени. И что бы, кто бы не говорил о бизнесе, пока не будут чётко прописаны правила ведения бизнеса, толку от этого бизнеса как с козла молока. Пока бизнесмены не поймут что, наживаясь на людях, сдирая с этих людей последнее, они тем самым роют себе яму,ни кто не знает когда кончится у народа терпение, и тогда будет разгромлен супермаркет (всё равно в нём ничего не купишь из за дороговизны), или разрушен офис какого нибудь сервисного предприятия, в составе какого нибудь Г—-нефти, в котором людей заставляют работать сутками, а платят мизер за норму часов(так трудовое законодательство требует), а ежели ты шавка рабская, начнёшь требовать заработанное, то тебе сразу скажут что за воротами стоит толпа гастробайтеров, которые будут работать за меньшую зарплату. Но самое интересное: Тот кто,попытается навести в этих сферах порядок, тут-же будет заклеймён,всяко разными демократо-правозащитниками,как душитель рынка и демократии. Потому что Западу и США, цивилизованный порядок в России, что кость в горле.