Противокорабельная ориентация ВМС Польши

Несмотря на весьма недостаточное развитие ВМС Польши, в сравнении с такими членами НАТО, как Германия, Нидерланды или Дания, эта морская страна продолжает стремиться к удержанию определённого контроля над южной частью акватории Балтийского моря, где наш Балтийский Флот, несомненно, занимает ведущее место.

Поскольку производственные и  технологические мощности страны не столь велики, а средства ограничены, и не представляется возможной самостоятельная постройка новейших боевых кораблей класса «корвет/фрегат», то ВМС Польши прибегли к модернизации уже стоящей на вооружении серии малых ракетных кораблей (МРК) пр. 151-R, изначально построенных в ГДР на верфи «VEB Peenewerft» (г. Вольгаст) для стран Варшавского договора.

Все три боевых корабля 151-го проекта (Объект 286, 287 и 288) заложены и спущены на воду в летне-осенний период 1990 года специально для ВМС Польши. Той же осенью все корабли были переданы польской верфи «Stocznia Polnocna im. Bohaterow Westerplatte» в Гданьске, где прошли достройку и стали известны, как проект 660/1/2/3 (421 «Orkan», 422 «Piorun» и 423 «Grom»), вошедшие в состав ВМС в период с 1992 по 1995 гг.

Противокорабельная ориентация ВМС Польши3-й ORP серии (423 «Grom»), он оснащён более ранней версией RBS-15Mk2, с применением прямоугольных ТПК

Вплоть до 2006 года корабли не имели практически никакого удельного веса в польском флоте и не могли оказать какого-либо усиления боевой устойчивости корабельных групп ВМС, но безнадёжно устаревающие американские фрегаты класса «Оливер Х. Перри», а также заморозка программы постройки корветов пр. 621 «Gawron», два этих фактора заставили руководство польских ВМС действовать.

Противокорабельная ориентация ВМС ПольшиПри старте RBS-15 Mk3 использует 2 твердотопливных ускорителя

Если изначально корабли проекта 660 по боевому потенциалу и близко не соответствовали даже нашим ракетным катерам проекта 12411М «Молния» (их вооружение было представлено не только более мощными артиллерийскими установками, но и мощным комплексом из 4-х ПКР Х-41 «Москит», способных отправить на дно почти любой НАТОвский фрегат), то, начиная с 2006 года, корабли проходят очередной пункт модернизации, направленной на повышение противокорабельных и радиотехнических возможностей.

В частности, в качестве противокорабельного ракетного комплекса польские инженеры решили использовать шведскую противокорабельную ракету RBS-15Mk2, разработанную компанией «Saab Bofors Dynamics», затем они будут полностью заменены на RBS-15Mk3, испытания  которой успешно завершились 20 января 2015 года с борта ORP 421 «Orkan», данный корабль укомплектован 2х4 ПУ ПКРК RBS-15 Mk3, остальные 2х2 ПУ (8 и 4 ракет соответственно).

Насколько нам известно, поляки достаточно неплохо разбираются в выборе вооружений, недавнее приобретение 40 тактических КР большой дальности AGM-158A указывает на большие военно-тактические амбиции восточноевропейского государства, и на этот раз они не просчитались. ПКР RBS-15, помимо большой дальности в 200 км, имеет ещё и высокоинтеллектуальную систему наведения в сочетании с достаточно малой радиолокационной заметностью. В «Saab» её классифицируют не только как обыкновенную ПКР, а как многофункциональную тактическую ракету морской и береговой зоны для прорыва ПВО противника.

Читайте также  Сравнение потенциалов подводного флота России и США

Ракета, имея внушительные габариты (4,35х0,5 м) и массу 630 кг (с ускорителями 800 кг), предусматривает и достаточно тяжёлую осколочно-фугасную БЧ весом 200 кг, которая может активироваться от контактных и неконтактных сенсоров и поражать не только корабли со слабыми ЗРК самообороны, но и укреплённые береговые объекты, такие как береговые САУ, либо разведанные ПУ береговых ПКРК, которые не находятся под надёжным «зонтиком» ПВО.

Говоря о способности прорыва флотской и береговой ПВО, обратим внимание на аэродинамическую схему «утка» с большой площадью стабилизаторов и развитыми крестообразными аэродинамическими рулями, ТРД MTR60-5 с отклоняемым вектором тяги (тяга 450 кг/с), а также на АРГСН мм-диапазона с синтезированной апертурой (даже сейчас далеко не каждая ПКР оснащена АРГСН с синтезированной апертурой, а поэтому надёжная работа по береговым целям, с множеством шумов и переотражений от твёрдого рельефа, сильно затруднена, либо вообще невозможна).

Противокорабельная ориентация ВМС ПольшиСплошное сопло с отклонением вектора тяги даёт ракете RBS-15 Mk3 отличные маневренные способности

Ещё одной стелс-характерностью ракеты считается изменение наклона полотна антенной решётки АРГСН, который можно увеличивать по мере приближения к радиоизлучающей цели, пытающейся захватить RBS-15Mk3 на автосопровождение. Таким образом радиолокационную сигнатуру ПКР можно уменьшить до минимума (менее 0,1 м2), также известно и о работах над ракетой с гибридной АР/ИКГСН, где АР-канал можно использовать лишь на большом удалении (для обнаружения цели), а затем использовать лишь пассивный инфракрасный канал.

Траектория полёта ракеты к цели полностью зависит от типа ПВО противника, а также от её тактического расположения на ТВД. Существует как заранее запрограммированная траектория от точки к точке и с входом на цель, так и самостоятельный полёт ракеты с выполнением высокоманевренных противозенитных манёвров, перезахвата новой, либо повторного захвата старой цели. Переход ракеты в полёт на предельно малой высоте осуществляется по данным о типе МРЛС «прорываемого» оборонительного ЗРК.

Единственным противником НАТО в Прибалтике является Россия, а поэтому этот переход осуществляется в пределах 12-40 км (в соответствии с максимальной дальностью обстрела низковысотных целей такими системами, как «Тор-М1», «Панцирь-С1», «Кинжал», «Редут», либо С-400 «Триумф»). Также следует отметить, что ПКР RBS-15 Mk3, при всех её достоинствах, способна представлять угрозу только таким устаревшим ЗРК, как «Оса-М», «Тор» (ранней модификации), С-125 «Нева» и «Куб». Также угроза существует для РК типа «Молния», оснащённых только 2 ЗАК АК-630 и ЗРК «Стрела-3». Все надводные корабли и береговые объекты, защищаемые современными и перспективными ЗРК, защищены от данной ПКР.

Читайте также  Новые подробности проекта «Лидер»

Конечно при залповом пуске, и применении НАТОвцами других СВН, задача по уничтожению этих ракет усложняется в разы, а для отражения такого авианалёта может потребоваться до 2-х батарей ЗРК типа С-300ПС, либо БПК ближней ПВО пр. 1155.1 «Удалой-II». То есть, мы видим заметное усиление ВМС главной страны-противника в Восточной Европе.

Противокорабельная ориентация ВМС Польши1-й корабль пр. 660/1 — 421 «Orkan», установлена модификация ПКРК RBS-15Mk3 (новые шестигранные ТПК, уменьшающие радиолокационную заметность и увеличивающие прочность и надёжность всей ПУ), сам контейнер показан ниже

Противокорабельная ориентация ВМС Польши

Неплохие ходовые качества 3-х кораблей пр. 660 обеспечиваются ГЭУ из трёх дизельных двигателей М520 мощностью 5400 л.с., компактного корпуса водоизмещением 360 т, длиной 48,9 м, шириной 8,65 м и осадкой 2,15 м. Скорость составляет 37 узлов, а дальность хода до 2200 миль, что почти на 30% больше, чем у РК «Молния».

Артиллерийское вооружение польских МРК обычное: 1х76-мм АУ АК-176, 1х6 30-мм ЗАК АК-630, также имеется 2х1 ПЗРК «Стрела-2М», что указывает на очень плохой потенциал самообороны от ударов наших ПКР, так что угрозу представляет лишь их залп ракетами RBS-15, а уничтожение самих МРК для нашего БФ – «дело одного удара» (достаточно будет 1-2 ракет Х-35 «Уран»).

Теперь о радиотехнических возможностях польских кораблей. Как мы видим, на главной надстройке установлена МРЛС «Sea Giraffe 3-D», которая является аналогом наземного РЛО «Giraffe AMB — 3D», который проходил испытания в составе шведского ЗРК RBS-23 «BAMSE». Данная РЛС имеет АФАР, дальность обнаружения типовых целей типа истребитель – 100 км, способна одновременно сопровождать 100 воздушных целей на высотах до 20000 м. Самой главной особенностью данного радиолокационного комплекса является G-диапазон работы (около 5,7 ГГц с длиной волны 5-7,5 см).

Этот диапазон считается не только обзорным, но и стрельбовым, так как лежит в нижней границе см-диапазона, и применяется в МРЛС AN/MPQ-53 ЗРК «Patriot», а поэтому способности ПВО кораблей проекта 660 могут быть подняты с помощью установки ЗРК малой дальности типа «VL MICA» и других.

На текущий момент оценивать серию данного проекта кораблей, как дееспособной единицы польских ВМС, нет смысла, потому что при относительно хороших противокорабельных возможностях, полностью отсутствуют должные средства ПВО, а поэтому действовать эти корабли могут только под прикрытием таких СК, как немецкие фрегаты «Саксония», либо датские «Ивар Хуитфельдт».

/Евгений Даманцев/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя