Россия и Индия договорились ускорить работы по совместным программам в области разработки вооружений и военной техникой. Такое решение было принято в ходе поездки министра обороны Сергея Шойгу в Дели. Индийская столица стала третьей и, возможно, ключевой точкой азиатского турне главы российского военного ведомства.
«Это поставки истребителей МиГ-29К, Су-30МКИ, авиационных двигателей, танков Т-90С и боеприпасы», — напоминает эксперт. И добавляет: «Индия единственная страна, которая получила в аренду атомную подводную лодку «Нерпа» проекта 971. Также мы им построили авианосец. Сейчас разрабатываем самолет пятого поколения многоцелевой транспортный вертолет».
Не милый друг
Однако в последнее время, Дели все чаще смотрит на Запад. Так мы проиграли крупный тендер на поставку военно-транспортных самолетов. Вместо наших Ил-76, Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили почти $1 млрд. Цифра астрономическая, особенно, если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле.
«В этом нет парадокса», — Говорит глава Центра АСТ Руслан Пухов. «Просто мы привыкли, что Дели покупал много техники за небольшие деньги. Сегодня ежегодный прирост ВВП Индии составляет 9%. У страны появились средства, а с ними и амбиции покупать то, что хочется, а в этом плане у нас много белых пятен. И в результате индийцы обращаются к европейцам и американцам».
На этом фоне Россия активизировала свои отношения со стратегическими противниками Индии в регионе: Китаем и Пакистаном. После аэрокосмической выставки AirShow China 2014 в Чжухае Пекину был предложен новейший российский истребитель Су-35 — прямой конкурент индийскому Су-30МКИ. На Су-35 стоит много оборудования и механизмов, созданных именно под более современный самолет, как, например, двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой в 14,5 тонны против 12,5, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Все это придает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50.
Вторая серьезная новинка – радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающий уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам этот радар близок тому, который стоит на американском истребителе пятого поколения F-22. На встречных курсах «Ирбис-Э» может обнаруживать цели на дальности до 350–400 км — это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций.
Появление же Су-35 в Китае будет означать еще один технологический скачок, который может похоронить другой российско-индийский проект — создание истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) на базе Т-50. В ходе визита в Исламабад Сергей Шойгу договорился о расширении взаимодействия с Пакистаном. В частности, страна получит российские ударные вертолеты Ми-35. Они, конечно же, с большой натяжкой могут считаться конкурентами американскому AH-64 Apache, но сам факт их появления у Исламабада не оставит Дели в покое.
Разбор полетов
К настоящему времени доля участия в проекте индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) сократилась с 25 до 13 процентов. Вместо полноправной разработки индийское предприятие будет поставлять для истребителя покрышки колес шасси, базовое навигационное оборудование, контейнеры лазерного целеуказания, индикаторы на лобовом стекле и системы охлаждения радиолокационной станции.
И это при том, что в проект Индия инвестирует практически $25 млрд, и более того способна поставить для производства самолета свои собственные композитные материалы и электронику. Со своей стороны Россия никак не комментирует перипетии судьбы FGFA. Источник телеканала «Звезда» в российском авипроме лишь заметил, что индийская сторона сама до последнего времени не могла точно определиться с тем, что хочет получить от нового истребителя.
В тоже время, как отмечают в Минобороны Индии, производство одного российского истребителя Су-30МКИ компанией Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) не превышает $ 56 млн., что вдвое ниже цены одного Rafale. Этого же ждут и от производства FGFA на территории Индии. Этот самолет будет совершенней Rafale и, скорее всего, не дороже их. Как в случае с Су-30МКИ, не будет проблем с передачей базовых технологий производства ключевых узлов машины.
«В настоящий момент мы с нашими индийскими коллегами завершили создание экспортной версии ПАК ФА, известного в Индии как FGFA», — сообщил региональный директор по международному сотрудничеству Объединенной авиастроительной корпорации Андрей Маршанкин. «Уже есть документация и понимание объемов следующего этапа проектирования, масштабов будущего серийного производства», — подчеркнул он.
Маршанкин отметил, что в то время, как российская версия истребителя пятого поколения управляется одним пилотом, ВВС Индии традиционно предпочитают самолеты, управляемые двумя летчиками. «В тяжелых условиях современной войны крайне трудно одновременно и маневрировать, и вести огонь по противнику. Пока индийская сторона предполагает, что индийская версия истребителя пятого поколения все-таки будет приспособлена для двух пилотов», — подчеркнул он.
Стратегический паритет
По планам BrahMos Aerospace, большими ракетами «БраМос» планируется оснастить от двух до трех эскадрилий. Первоначально будут оснащены около 40 самолетов, включая два испытательных образца Су-30МКИ. Есть еще 18 МиГ-29К/КУБ, базирующиеся на авианосце «Викрамадитья» (бывшем авианесущем крейсере «Адмирал Горшков») – их тоже предстоит оснастить противокорабельными ракетами. Однако, поднять «большой» «БраМос» МиГ-29 не в состоянии. Именно поэтому мини-версия ракеты может стать настоящим прорывом в перевооружении индийских ВВС.
Возможно, появление именно этой «мини» ракеты расставит все точки над «I» в российско-индийских военно-технических перипетиях. Индийские военные рассчитывают, что мини-«БраМос» позволит вооружить мощной противокорабельной ракетой большое количество истребителей, в основном российского происхождения.
А это значит, что перспектива сотрудничества у Москвы и Дели просматривается на годы вперед. Собственно, это и было подтверждено в ходе визита Сергея Шойгу в Дели.
/Дмитрий Литовкин, tvzvezda.ru/