Штурмовики набивают руку в уничтожении террористов
Горный массив Ставропольского края превратился в учебный плацдарм для десантников и экипажей вертолетов Ми-8АМТШ-«Терминатор». Военнослужащие авиабазы Южного военного округа развернулись в труднодоступной местности, где по легенде масштабных учений, хозяйничали боевики. Ключевую роль в выполнении поставленной задачи сыграли транспортно-штурмовые вертолеты — для уничтожения крупной группировки террористов хватило всего пяти «Терминаторов».
Перерождение «восьмерки»
На Ставрополье успешно прошли летно-тактические учения авиабазы ЮВО, на которых российские военнослужащие отработали действия в случае возникновения актуальной на сегодняшний день угрозы — обнаружения незаконных вооруженных формирований. По легенде учения в лесном массиве была обнаружена база террористов, на которой затаилось порядка 50 боевиков.
Для проведения контртеррористической операции этот район был заблокирован, а ночью в труднодоступной местности высадилось три группы тактического воздушного десанта.
Переброску десантников провели транспортно-штурмовые вертолеты Ми-8АМТШ «Терминатор», экипажи которых затем поддержали пехоту огнем с воздуха.
Для уничтожения базы боевиков, а также их схронов с оружием и боеприпасами вертолеты осуществили более 10 пусков противотанковых управляемых ракет «Атака». Кроме того экипажи универсальных вертолетов отработали вопросы доставки боеприпасов и военных грузов в труднодоступные участки лесного массива и горной местности, сообщила пресс-служба Южного военного округа.
Как видно из названия, транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ-«Терминатор» был создан на базе знаменитой «восьмерки». Тщательно продуманная конструкция Ми-8 имела огромный ресурс модификаций, что позволило вертолету стать самым массовым двухдвигательным в мире, а также войти в список самых массовых вертолетов во всей истории авиации.
Военная модификация Ми-8АМТШ также выделяется своей универсальностью — новый вертолет предназначен для борьбы с бронированными наземными, надводными, неподвижными и подвижными целями, для поражения живой силы, перевозки грузов, десанта и раненых, а также для выполнения поисково-спасательных и эвакуационных операций.
Впервые АМТШ показали широкой публике на выставке Фарнборо’97-99, где его окрестили «Терминатором». Это громкое прозвище прижилось и теперь упоминается даже во многих официальных публикациях. «Изюминкой» АМТШ, отличающей этот вертолет от предыдущих модификаций «восьмерки», стала установка мощного вооружения — ПТУР «Атака» или «Штурм», а также УР «Игла». Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета «Атака» имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности. Она эффективно поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая «Игла» класса «воздух-воздух» применяется по принципу «пустил-забыл».
Подвижная пушечная установка имеет диапазон углов отклонения 220° в горизонтальной плоскости и 53° в вертикальной, что делает вертолет менее уязвимым для противника. А благодаря селективному питанию пушки экипаж может выбрать нужный тип снаряда прямо во время боя.
Всего на шести узлах подвески «Терминатора» помимо «Атаки», «Штурма» и «Иглы» может разместиться до 1400 кг боевой нагрузки — ПУ УВ-16-57 или УВ-32-57, а также 250-килограммовые бомбы. Стрелковое вооружение насчитывает до восьми огневых точек — автоматы АКМ, пулеметы ПК и РПК по бортам, заднюю полусферу прикрывает дистанционно управляемый пулемет ПКТ.
Помимо солидного арсенала вооружения конструкторы позаботились и о надежной защите — броня прикрывает днище и остекление кабины, перегородку между кабиной и грузовым отсеком, топливные баки, днище под местом стрелка в грузовом отсеке. А чтобы снаряды и вовсе не долетали до корпуса, вертолет оснащен экранно-выхлопными устройствами, постановщиком помех и усовершенствованным комплексом выброса ложных «тепловушек». В салоне могут разместиться до 36 десантников, или же 12 раненых солдат на носилках. Максимальная скорость «Терминатора» составляет 260 км/ч, практическая дальность — 1200 км, а практический потолок — 4,5 км.
Новое слово в тактике
При сравнении «Терминатора» с его предшественником — Ми-8, специалисты говорят о такой же разнице, как между отечественными автомобилями и иномарками. Оценивая возможности произведенных в Улан-Удэ вертолетов, прежде всего пилоты отмечают «отзывчивость и мягкость» управления. За счет установленных на вертолеты российских двигателей ВК-2500-03 производства компании «Климов», обладающих увеличенной мощностью, машины стали более маневренными, что особенно явно проявляется на больших высотах. Благодаря вспомогательной силовой установке ТА-14 с повышенной высотностью запуска и энергоотдачей, значительно увеличена продолжительность автономного базирования Ми-8АМТШ, по данным ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод».
Высокие летно-технические характеристики, а также улучшенный боевой потенциал, позволили существенно расширить диапазон выполнения боевых задач. У пилотов появилась возможность самостоятельных и полноценных боевых действий в темное время суток, что вносит новизну в тактику боевых действий армейской авиации. Кабина экипажа адаптирована для использования инфракрасных камер с очками ночного видения и оснащена многофункциональными индикаторами, на которых отображается цифровая карта местности, и новейшим пилотажно-навигационным оборудованием, работающим с системами GPS и ГЛОНАСС.
Обновленная система спутниковой навигации, помогает штурману выводить машину точно в заданный район. Вертолет позволяет выполнять полеты днем и ночью в сложных метеоусловиях, а хорошо ориентироваться пилотам в любую погоду теперь позволяет метеорадиолокационная станция, новый доплеровский измеритель скорости и угла сноса, а также новые радиокомпасы и дополнительный указатель высотомера. За счет применения современного радиосвязного оборудования улучшено качество связи с землей. Кроме того, теперь значительно упростятся поисково-спасательные работы благодаря управляемому с пульта прожектору, а также дополнительной лебедке для спуска и подъема людей с нескольких точек.
Благодаря серьезной конструкторской работе «Терминатор» оказался наделен огромным потенциалом, который еще десятилетия прослужит России верой и правдой. Недаром производитель вертолетов — авиазавод в Улан-Удэ загружен заказами для «оборонки» до 2020 года, а общая сумма контрактов Минобороны с заводом превышает 50 миллиардов рублей.
/Владислав Жуковский, svpressa.ru/