Такие сложные и тонкие задачи как оперативное присутствие элементов военно-воздушных сил и военно-морского флота на территории Карибского бассейна, либо доминирование ВС России на Арктическом ТВД, являющемся для нашей страны стратегическим, ввиду огромных запасов энергоносителей, зачастую практически не поддаются аналитическому подробному рассмотрению, но всё же некоторые важные детали можно оценить прогностическим анализом благодаря информации, полученной к концу 2014 – началу 2015 годов.
2014 год стал для России годом внушительных достижений: историческое воссоединение с Крымом, информационная и экономическая войны с Западом, материально-техническая и финансовая поддержка Новороссии, успешный запуск ракеты-носителя «Ангара-А5», ускорение перевооружения на технику нового поколения,- это лишь небольшая часть послужного списка обновления РФ.
Одним из главных вопросов остаётся наращивание военной группировки в Арктике, о чём мы сегодня и поговорим. Спустя 12 лет после декабрьского запроса о пересмотре официальных границ континентального арктического шельфа, сделанного РФ у Комиссии ООН в конце 2001 года, в 2013 году Россия предприняла первый решительный шаг, направленный на разрешение вопроса. Владимир Путин заявил о планах военного превосходства в Северном Ледовитом океане, детали этих планов стали известны уже в конце прошедшего года.
Первым решением стало возведение инфраструктуры новой авиабазы в ранее закрытой воздушной гавани «Тикси», вторым — развёртывание по всей береговой линии Северного Ледовитого океана радиолокационных комплексов «Небо-М», а также загоризонтных РЛС «Контейнер» и наземных ПБУ авиацией и ПВО (архипелаг Земля Франца-Иосифа, мыс Шмидта и остров Врангеля), третьим – переброска полка зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» с приданной батареей ЗРАК «Панцирь-С1» на Новую Землю, четвёртым – создание так называемых «арктических сил» в составе воздушной компоненты из более чем 150 боевых самолётов и вертолётов.
Такая мощная группировка создаётся не случайно, ведь главным элементом соприкосновения с российскими «арктическими силами» с НАТОвской стороны является Командование воздушно-космической обороны Северной Америки (англ. North American Aerospace Defense Command, сокр. NORAD), в которое входят Командование ВВС Канады и Командования ВВС, ПВО и ВМС США.
Действующая структура NORAD существует с 1954 года и имеет не малый опыт наблюдения и выполнения операций по условному перехвату и контролю воздушного пространства на Арктическом ТВД.
Роль патрульной морской авиации, как второстепенного элемента, поддерживающего NORAD в случае подхода наших подлодок, выполняют патрульные противолодочные самолеты P-3C «Orion» и P-8 «Poseidon», последние являются наиболее совершенными в мире по выполнению долгих и сложных противолодочных заданий. Истребительная авиация сформирована дальними истребителями для завоевания превосходства в воздухе F-15C (в последствии будут заменены на F-35 и F-15SE «Silent Eagle»), а также F-16C ВВС США и CF-18 ВВС Канады.
Кроме того, постоянное боевое дежурство несут самолёты ДРЛО E-3C и незначительный корабельный состав ВМС США. Не стоит забывать, что даже в мирное время Арктика находится под постоянным надзором нескольких десятков военных самолётов, кораблей и ПЛ ВС США, Канады, Норвегии, Великобритании и Дании, имеющих большую заинтересованность в делёжке континентального шельфа как с экономической, так и со стратегической точек зрения.
В период же военного обострения это «дежурное» количество может спокойно достигнуть тысячи «юнитов». Одни только «сухие цифры», взятые из карты Европейского ТВД для подготовки ОВС НАТО в Европе на 2000-й год свидетельствует о степени важности «арктического вопроса».
На этой карте к вспомогательному составу NORAD можно отнести Северо-Западное воздушное направление, Карельское оперативное направление, и определённую часть авианосной ударной группировки ВМС Великобритании, а это: около 1700 ед. тактической авиации (включая 100-200 БПЛА, 400-600 многоцелевых истребителей), около 20 самолётов ДРЛОиУ, 40 надводных кораблей, 2-3 АУГ ВМС США, смешанный состав ВМС Дании и Норвегии и около 1500-2000 крылатых ракет и ПКР морского и воздушного базирования, всё это – силы НАТО-NORAD в арктической зоне соприкосновения с СФ и ВВС России во время возможной эскалации военного противостояния.
Поэтому, в качестве ассиметричного ответа, ВМФ России получит до 2020 года более 40 боевых кораблей различных классов, среди которых будут СК дальней морской зоны (фрегаты) пр. 22350 класса «Адмирал Горшков», РПКСН пр. 955 «Борей», ДЭПЛ «Варшавянка» и «Лада» (уже с анаэробной силовой установкой), МАПЛ пр. 885 «Ясень», а также радикально улучшенный ТАРКр пр. 1144.2М «Адмирал Нахимов».
Планируется, чтобы вся структура создаваемых «арктических сил» находилась в состоянии постоянного боевого дежурства с возможностью полной защиты всей материально-технической базы освоения недр континентального шельфа Российской Федерации.
Здесь, вдобавок к корабельному надводному и подводному составам, необходимы ещё и мощнейшие ВВС, о чём РФ позаботилась заранее. Для защиты огромного воздушного пространства арктических рубежей страны были выбраны только лучшие образцы тактической авиации:
— Су-34, с радиусом действия без дозаправки около 1700 км, комфортабельной двухместной кабиной-бронекапсулой, БРЛС с ПФАР Ш-121, хорошими противолодочными, противокорабельными и истребительными возможностями для длительных патрулирований в Заполярье благодаря богатейшему бортовому радиоэлектронному и индикаторному оборудованию;
— Су-30СМ, также двухместный, но уже сверхманевренный многоцелевой истребитель-перехватчик ПВО для завоевания господства в воздухе у таких противников, как F-35A, F/A-18G/E/F и F-15SE, также для противокорабельных и противорадиолокационных миссий;
— Су-35С, одноместный «многоцелевик» со всеми достоинствами вышеперечисленных самолётов, а также с возможностью одержать верх над истребителем F-22A «Raptor» и дальней разведывательной авиацией;
— ударные вертолёты Ми-28Н и Ка-52 для непосредственной поддержки войск в прибрежной зоне континентальной России (пресечение попыток высадки десантных подразделений НАТО и военных компаний СпН типа SAS на стратегически важные объекты Северного Флота в Североморске и Северодвинске).
Су-34 будет по-прежнему оставаться главнейшим «игроком» и в «арктических силах» РФ, самолёт по разносторонности выполняемых операций превосходит даже Су-35С
Если внимательно присмотреться, то можно обратить внимание, что РФ постаралась минимизировать риски, связанные с уязвимостью авиации в момент дозаправки, выбрав для «арктических сил» только самолёты с боевым радиусом не менее 1400 км.
Приведу простейший пример военного противостояния в Северном Ледовитом океане. С Карельского ОН силы НАТО направляют 2 АУГ США и корабельную УГ ВМС Великобритании для ослабления СФ России и уничтожения 4 батарей ЗРК С-400 «Триумф» на Новой Земле, поддержку оказывают 2 эскадрильи(24 самолёта) F-22A и 4 B-1B c Северного СН, а также эскадрилья F-15C из состава NORAD.
В ответ на это Командование ВМФ России направляет на северо-запад ТАРКр «Пётр Великий», ТАКР «Адмирал Кузнецов», 2 МАПЛ пр. 949А, фрегат пр. 22350, таким образом приостанавливая МРАУ по военно-морским объектам России, полностью уничтожает 1 АУГ США и наносит некоторый ущерб английской корабельной группировке, и сама несёт частичные потери, вызванные ударами ПКР западной корабельной группировки. Примерно в это же время ВВС России поднимают в воздух 2 эскадрильи Су-35С и одну эскадрилью Су-34, действующие бок о бок.
В то время, как уничтожением F-15C из состава NORAD занимается модернизированный 279-й Отдельный корабельный истребительный авиаполк (истребители Су-33 и МиГ-29К/КУБ), Су-35С начинают операцию по завоеванию господства в воздухе над F-22A, в смешанные эскадрильи СУ-35С добавлено звено Су-34 (на борту контейнеры групповой РЭБ «Хибины» и ПКР Х-31А и ПРЛР Х-58), которое осуществляет постановку заградительных и шумовых помех мощным радарам AN/APG-77 «Раптора», затрудняя обнаружение Су-35С, а также наносит дополнительные удары по всё ещё «живой» АУГ США и боевым кораблям ВМС Великобритании.
А остальные 5 звеньев Су-34 выполняют противокорабельную противолодочную оборону в акватории Баренцева моря, а также поддерживают ЗРС С-400 на Новой Земле системами РЭП «Хибины». Вместе с ними также действует эскадрилья Су-30СМ, эскадрилья МиГ-31БМ и 2 самолёта ДРЛО А-50У, эта «связка» патрулирует воздушное пространство над Землёй Франца Иосифа и прикрывает северные подступы к Новой Земле от вторжения американских ракетоносцев B-1B, авиации NORAD и крылатых ракет «Томагавк».
МиГ-31БМ, помимо перехвата крылатых и перспективных противорадиолокационных и аэробаллистических ракет, оберегают наши северные рубежи от проникновения высотных стратегических разведывательно-ударных самолётов SR-72, разработкой которых США сейчас вплотную заняты.
Как видите, меры, готовящиеся воздушной составляющей ВВС России беспрецедентны и сложны, как никогда ранее. Что же готовится наземной компонентой ВВС, а точнее ПВО и РТВ?
Полк зенитно-ракетной системы С-400, состоящий из 6 дивизионов, размещённых на архипелаге Новая Земля, имеет очень важное стратегическое значение, т.к. сможет прикрыть от ударов с воздуха около 700 км протяжённости побережья Баренцева и Карского морей, а расширить его возможности по поражению малоразмерных удалённых целей поможет радиолокационные комплексы «Небо-М» и «Гамма-С1», которые будут равномерно распределены по всему северному побережью.
А за счёт того, что ЗУР 9М96Е2 и будущая 40Н6 имеют АРГСН, данные вспомогательные РЛС, во-первых, смогут осуществлять для ракет радиокоррекцию по цели, даже когда системы наведения С-400 (92Н6Е2) потеряют удаляющуюся от комплекса низковысотную цель, во-вторых РЛК «Небо-М» сможет раньше обнаружить СВН, чем РЛО 91Н6Е (1200 км против 600 км), и ПБУ 55К6Е комплекса получит тактическую информацию от «Неба» ещё задолго до его захода в радиус поражения С-400, что позволит расчёту не только подготовится к ракетному нападению, но и осуществить пуск дальнобойной ЗУР по целеуказанию РЛК «Небо», без использования своих средств наведения. Вот такие планы «арктических сил» в области ПВО.
Ещё один неплохой шаг сделан в области загоризонтной радиолокации: в Арктике планируется создать сеть из нескольких загоризонтных декаметровых РЛС «Контейнер». Главное достоинство этой мощной РЛС – обнаружение самолётов на удалении до 3000 км и даже стартующих из под воды КР и МБР (на дальности не менее 2000 км). РЛС 29Б6 на сегодняшний день имеет угол обзора 180 град, который к 2020 году будет уже не менее 240 град. Таким образом, даже одна станция, работающая на частотах от 3 до 30 МГц сможет контролировать всю зону ответственности воздушно-космического командования NORAD, а создать их планируется несколько десятков!
Такие перспективы нашего возвращения в Арктику всего через 1 год после их документальной реализации.
/Евгений Даманцев/