F-35 был задуман как самолет, эффективно воюющий в качестве и истребителя, и штурмовика. Вертикальный взлет и вертикальная посадка — давняя мечта ВВС США, со времен «холодной войны» американцы мечтали о создании самолета, способного взлететь с клочка земли. Поэтому к созданию F-35 в США подошли с огромным энтузиазмом.
Создавая JSF (Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель) американцы рассчитывали убить сразу нескольких зайцев. Во-первых, закрывалась бы ниша истребителей пятого поколения как для своих военно-воздушных сил, так и для сил союзников. Поскольку на вооружении ВВС США уже находятся суперсовременные по американским меркам и в то же время супердорогие самолеты F-22 Raptor, американцы могли доказать миру свое абсолютное превосходство в воздухе аж двумя машинами пятого поколения.
Работы по проекту JSF начались в США в 1990-х годах, когда американцы нелегально скопировали разработки советских инженеров по проекту самолёта Як-141, который являлся дальнейшим развитием Як-38. Справедливости ради стоит отметить, что на JSF возлагалась колоссальная надежда. Он должен был заменить самолеты не одного, а сразу нескольких классов. Так, например, JSF замышлялся как замена истребителя F-16, штурмовика для непосредственной поддержки войск A-10 Thunderbolt II, а также палубных самолетов Grumman A-6 Intruder и самолета F/A-18 Hornet. Но все оказалось не так гладко.
Сложности характера
Основная проблема F-35 лежит на поверхности. Цена этого самолета непомерно высока даже для традиционно дорогой техники американского производства. Несмотря на то, что разработчики этой модели обещали дать американским ВВС преимущество как над существующей, так и над перспективной техникой, самолет обошелся Штатам фантастически дорого. Стоимость производства одной единицы этого самолета варьируется в пределах от 100 до 123 млн. долларов.
Вероятнее всего, эта цифра выглядит не такой большой на фоне первого самолета пятого поколения в составе ВВС США — F-22 от тех же Lockheed Martin, который обошелся американским гражданам в чудовищные 146 миллионов долларов за штуку, а вся программа созданию F-22 — в 66,7 миллиардов долларов без учета НИОКР. Инженеры Lockheed Martin разводят руками и утверждают, что такие деньги сложились из чрезвычайно трудных экспериментов по освоению новых материалов. Правда, каких именно — в Lockheed не уточняют.
Удорожанием программы интересовалась и военная прокуратура, и комитет сената США по вооружениям, но ни одно ведомство нарушений не нашло. И колоссальная трата бюджетных денег на сомнительные авиационные нужды здесь никого не смущает.
Работа над ошибками
Отдельного упоминания заслуживает поворотное сопло в главном двигателе этого самолета, а точнее, история с его проектированием. Исследования темы поворотного сопла начались очень давно, но особого успеха до получения документации по Як-141 у американцев не имели. ВВС США потратили колоссальное количество денег, прежде чем поняли, что конструктивно сопло и поворотный механизм Як-141 — это то, что они так долго пытались найти. Видоизмененное сопло для двигателя F135-600 — это как раз квинтэссенция советских технологий и удачной американской сделки.
Несмотря на то, что все наработки из СССР в одночасье оказались американской собственностью, создание отклоняемого сопла для двигателя давалось американцам очень и очень тяжело. Буквально перед самым началом испытаний нового двигателя с новым соплом для F-35B, компьютерное моделирование и измерение частей двигателя показало, что есть существенный риск возникновения трещин в лопатках турбины вентилятора.
Этот дефект частично не решен на самолете до сих пор, что вызывает еще одну большую проблему — после каждого мало-мальски серьезного полета, F-35, подобно элитному суперкару, нуждается в тщательном уходе, осмотре и чистке, но даже после такого обслуживания, компания-производитель не гарантирует на 100%, что самолёт будет полностью исправен.
В F-35 должен был устанавливаться новейший по вычислительный комплекс на базе сверхмощного и производительного оборудования, который был бы «завязан» на центральный узел управления всеми системами самолёта. Однако, вскоре «всплыла» неприятная деталь: многие детали для электроники F-35 то ли в целях экономии, то ли просто из-за недосмотра были сделаны не в США, а в Китае. Тут же откуда-то возникла теория заговора и так называемых «бэкдоров» в аппаратных составляющих, и инженерам пришлось переделывать существенную часть оборудования, используя «местные» компоненты.
К слову сказать, подобная неприятность в стане Lockheed Martin не первая: в середине 90-х они столкнулись с точно такой же проблемой при постройке F-22 Raptor. И в этой, и в прошлых ситуациях — детали, собранные в Китае, в срочном порядке меняли на собранные патриотичными американскими руками микросхемы и платы.
Уязвимости
Электроника — самая серьезная проблема этого самолета. По некоторым сведениям, в период с 2011 по 2013 год при различных обстоятельствах было разбито 13 машин. Главным сюрпризом для создателей самолёта стал инцидент, случившийся с одним из опытных F-35 на авиабазе ВВС США на острове Гуам в Тихом океане. Во время выполнения тренировочного полета разразилась гроза, и F-35, выполнявший в тот момент заход на посадку, вдруг «сошёл с ума». Пилот доложил, что управление отказало, и он вынужден катапультироваться, а самолет разбился.
Вся информация об этой неудаче в первые дни была строго засекречена, однако источник в штабе ВВС поведал американским журналистам о том, что причиной крушения самолёта стала…. обычная вода. Каким-то чудесным образом самолёт почти в 125 миллионов долларов ценой вышел из строя от обыкновенной дождевой воды, которая, просочившись через фюзеляж, замкнула важный контур в электронных мозгах самолёта. Инженеры Lockheed в этом случае просто отшутились, мол, ну всякое бывает. Дело было замято, а об инциденте вскоре забыли.
Еще в F-35 наблюдался целый ряд неприятностей, которых не должно быть в самолете ценой в 120 млн. долларов за штуку. Например, проблема с кислородным голоданием у пилотов, которая впервые была обнаружена в ходе эксплуатации F-22, начала повторяться и в F-35. Также хватает проблем как в аппаратной части, так и в программной части самолёта. Несмотря на все перечисленные уязвимости, ВВС США и страны-союзники намерены во что бы то ни стало продолжать разработки, а в дальнейшем и закупки этого самолёта.
Всего планируется поставить 1763 F-35A для ВВС США, 680 F-35B/F-35C для ВМС и Морской Пехоты США, а союзникам планируется отгрузить от 800 до 1500 F-35 различных модификаций. Причина проста — нельзя прекращать хоть сомнительную, но в то же время такую дорогую программу. Закупка и последующие проблемы с этим самолетом — это позор, но позор меньшего масштаба, в сравнении с тем, что придется испытать всей промышленности США в случае, если проект «завернут». В случае с F-35 возврат самолёта на доработку автоматически будет означать многомиллиардные убытки и потерю имиджа «крутого парня» прежде всего в глазах собственных союзников.
Сухой остаток
Ценник на «игрушку» F-35 сыграл с программой злую шутку. Многие потенциальные заказчики начинают подумывать об отмене столь рискованного мероприятия и не покупать этот «космолет». Эксперты по обе стороны океана посчитали, что разработка и последующая эксплуатация каждого экземпляра обойдется в общей сложности в 670 млн. долларов.
Военные инженеры и экономисты по всему миру сомневаются, что даже самая передовая и самая совершенная техника может стоить таких безумных денег. А в случае с F-35 сама цель постройки этого самолета вызывает недоумение, ведь доподлинно известно, что «универсальное» лучшим не бывает.
/Дмитрий Юров, tvzvezda.ru/
Проблема ещё в том, что зачастую так называемые «специалисты» вовсе не специалисты, а троечники с дипломами об окончании чего то там из мира авиации. Вы только вдумайтесь!!! Проблема кислородного!!! голодания у пилотов!!! Это каким надо быть «специалистом» чтобы 100 раз не перепроверить эту подачу кислорода. А ведь есть системы дублирования!!! Представьте себе, такой вот «троечник» проектировал, а затем не испытывал подобную систему??? Это же F-35 об палубу шмяк. Причём без иронии. Они тратят $56 400 000 000 а потом выясняется, что в результате дождя!!! вся электроника накрылась медным тазом. Это бред «сивой кобылы» потому как истребитель 5 поколения просто обязан быть ВСЕПОГОДНЫМ и никак иначе. Я вообще удивляюсь как при таких недоработках, эта машина вообще говоря летает. КАК ОН ЛЕТАЕТ??? Теперь ещё и трещины в лопатках турбины двигателя??? Это уже не в какие ворота.
Такое ощущение что,,,, ну о 35 ом,сказывают сплошные сказки. Как объективные так и не объективные.
Вот здесь»критиковали» F-35, но нет гарантии того, что «Сухой» Т-50 найдёт себе гарантированные рынки сбыта. Изделие ценой $110 000 000 отпугнёт многих, и это должно быть понятно как 2+2. Сейчас «Сухой» просто «завален» работой, и палубный вариант Т-50 надо доделывать, и экспортный FGFA (индусы «вопят» о задержках программы), далее у Сухого некий перехватчик (с дальностью полёта не менее 7 000 км, а перегоночная дальность до 9 000км), далее у «Сухого» беспилотник «Охотник», далее у «Сухого» штурмовик, далее у «Сухого» истребитель 6 поколения. Это всё «Сухой». Но стратегическая ошибка Погосяна и всего этого отвратительного КБ, заключается в том, кто же это всё, будет покупать???. Вооружённые силы РФ не самые богатые в мире, потом план закупок можно будет «скорректирован» но всё равно ровно 1000 летательных аппаратов, и не одним больше. Внешний рынок, сейчас закрыт-санкции, да и с баблом у многих «покупателей» проблемы. Вопрос: Куда все эти разработки «вставит» ОКБ «Сухого» и лично Погосян????? (Если Путин ЗАПРЕТИТ ЗАКУПКИ СВЕРХДОРОГОЙ ТЕХНИКИ) Про других проектировщиков практически ничего не слышно. Современная Россия, что вы хотите.
Предположим «массу планера они снизят», но это удар по прочности конструкции, предположим у них есть «двигло» развивающее не 19500 КН, а целых 22700 КН, я отвечаю, ну и что из этого???. Масса машины без боевой нагрузки приблизительно более 23 тонн, «двигло» в самом лучшем случае выдаст 22700 КН, тут есть закон-тяговооружённость называется. Мощность «двигла» должна быть в 1,5 раза больше пустой машины с топливом. Машина с топливом приблизительно 23,6 тонны, тут даже «двигло» в 33 000 КН не поможет, при этом коэффициент тяговооружённости с «двиглом» 33 000 КН, по отношению к массе 23,6 тонны, будет не более 1,39, а надо 1,5!!!!!. Это для «успешной посадки на авианосец». Из за нехватки мощности ему крайне трудно маневрировать, плюс ограничение по перегрузке +7G, но современные истребители маневрируют с перегрузкой 9,5 до 10g, и шпангоуты у него не выдержат, скорее всего и усиливать крыло надо будет. Вопрос? Зачем тратить $ 56 400 000 000, но это не наши проблемы, у нас и ТУ 95,и Ту 160, Су 27, Миг 29 надо менять. Без Миг 31 нам совсем туго будет. Только вот на $56 400 000 000 в России, можно столько «напроектировать», не только погрязший в проблемах F-35, но и ещё кое что.
Люди!!!! Вы серьёзно считаете себя умнее авиастроителей и авиаконструкторов?