Главная Иностранные армии

Скрытый потенциал F-15SE

2
2942

Сколько бы F-35 не произвела американская компания Lockheed Martin, перспективные  идеи, воплощённые не менее именитой фирмой «Boeing» в усовершенствовании самого удачного истребителя ВВС США F-15 ещё не менее 15 лет продержат этот самолёт в ВВС, который ещё долго не будет уступать новейшим европейским истребителям по основным боевым показателям и некоторым ЛТХ.

F-15A(C) изначально имел все незаурядные качества истребителя завоевания господства воздухе и дальнего перехватчика, которые сделали из него едва ли не единственный перехватчик ПВО в ВВС США. Они успели отличиться на Ближнем Востоке, а также в неравных боях в Югославии, где страны НАТО имели полное превосходство как территориально, так и технически.

Неплохо «Иглы» показали себя на Ближнем Востоке и в Ираке во время «Бури в пустыне». В те далёкие годы «нехитрая» бортовая радиоэлектроника F-15C позволяла с огромным успехом противостоять устаревшей военной авиации и плохо подготовленным пилотам ВВС Ирака, которые в основном состояли из истребителей МиГ-23МФ, МЛД, небольшого количества МиГ-29А «изделие 9-12А» (около 15 самолётов) и перехватчиков МиГ-25ПД.

Установленные на самолёты МиГ-23 БРЛС «Сапфир-23МЛА» с дальностью обнаружения цели типа F-15C не более 60 км, не шли ни в какое сравнение с «игловской» БРЛС AN/APG-63, которая обнаруживала «МиГ» на удалении около 120-130 км, БРЛС НО-93 (МиГ-29А) – около 70 км, нам «Фалкрумов» было мало и в ДВБ они всё равно проигрывали «Иглу» по параметрам БРЛС, для удачного воздушного боя лётчик должен был иметь очень высокую подготовку, чтобы либо выстоять до 25-30 км, когда РЛС НО-93 и ракеты Р-27Р начинали эффективно работать, либо довести до ближнего боя, в котором МиГ-29 был бы полным победителем, такой подготовки в ВВС Ирака не наблюдалось.

В ХХI веке военно-технологический прогресс кинул вызов базовой авиации 4-го поколения, и компания «Боинг», в состав которой в 1997 году вошла и  «McDonnell Douglas» (главный разработчик F-15C) начала работы по наращиванию боевого потенциала F-15C/E.

За основу были взяты все лучшие наработки, применённые в F-15C «Eagle» и F-15E «Strike Eagle». При сохранении практически всех ЛТХ, новый F-15SE «Silent Eagle» оснастили двухместной кабиной, как и F-15E, который был также разработан в рамках программы по приданию F-15 всех возможностей «воздух-земля», и в последствии практически во всей военно-исторической и технической литературе получил звание тактического истребителя ВВС США, которое несёт и по сей день.

Наличие второго лётчика у F-15E было просто необходимо, так как тактический истребитель поколения 4+ —  многофункциональная боевая машина, которая является сложным воздушным комплексом получения, обработки и использования тактической информации для нанесения удара по большинству типов целей.

Второй лётчик (он же оператор) отвечает за получение и анализ тактической информации по радиоканалу боевой тактической системы JTIDS, которая выводится на правый цветной индикатор, также изображения оптико-электронного ТВ-комплекса LANTIRN или БРЛС AN/APG-70 (левый монохромный МФИ). Также оператор наблюдает и управляет ночным ИК-каналом контейнера системы LANTIRN(правый монохромный МФИ) и ориентируется на ТВД по цветной масштабируемой карте территории, выводящейся на левый цветной МФИ. На правый цветной МФИ также может выводиться информация с широкоугольного ИЛС первого лётчика истребителя.

В распоряжении первого лётчика ИЛС, блок управления связью и системой «свой-чужой», и 3 МФИ (2 чёрно-белых и 1 цветной), поэтому он может выполнять все те задачи, за которые отвечает оператор, тем более, что все МФИ в двухместной кабине продублированы и взаимозаменяемы.

Вот такой путь прошёл F-15 до поколения 4+, так же, как Су-27 до Су-30. Номенклатура вооружения F-15E внушительная (от 3-х контейнеров с 30-мм штурмовыми авиапушками до УАБ GBU-10 Paveway II, ПРЛР «ХАРМ» а также всего списка ракет «воздух-воздух»; максимальная нагрузка может доходить до 11 тонн ), но параметров СУВ на основе устаревшей AN/APG-70 недостаточно для раскрытия всех возможностей оружия самолёта и «Боинг» и здоровой конкуренции на мировом рынке вооружений.

Решение было найдено у компании «Нортроп Грумман». «Сайлент Игл» оснастили БРЛС с АФАР AN/APG-63V3, которая ранее уже устанавливалась на несколько экспериментальных F-15C, и способна обнаруживать цели с ЭПР 3 м2 на расстоянии 190 км, данная БРЛС незначительно уступает РЛС истребителя F-35 AN/APG-81 по дальности (на 15-20 км) и способна работать в режиме высокоточного картографирования местности. При максимальной скорости около 2600 км/ч, РЛС AN/APG-63V3 и дальнобойных модификаций ракет AIM-120 «AMRAAM C-8» (160-170 км) , F-15SE становится отличным дальним перехватчиком в странах Запада, превосходя даже палубный F-14D «Super Tomkat», скорость которого не более 1950 км/ч. В ДВБ ему уступают и такие истребители как F-16C Block 60, «Rafale», «Grippen» и «F-2000». Су-30СМ и Су-35С конечно превосходят F-15SE в ДВБ, не говоря уже о БВБ.

F-15SE: «щёчки» по бакам воздухозаборников – конформные топливные баки, заднее вертикальное оперение имеет небольшой «развал», как у всех самолётов поколения 4++ или 5, конформные топливные баки имеют внутренний отсек вооружения и могут вмещать не менее 4-х ракет AIM-120

Ещё  одной стороной, призванной привлечь заказчика, является фронтальная ЭПР F-15SE, которая по заявлениям «Boeing» около 0,3 м2, а в реальности, учитывая, что все стыки и швы и закруглённые обводы передней части фюзеляжа и наплывов остались прежними и использовались только радиопоглощающие материалы, ЭПР – не менее 0,7 м2 без оружия на внешних подвесках, очень неплохо для начала, но до 5-го поколения мега далеко. С внешними подвесками – это 1,0 – 1,5 м2, всё же лучше, чем 5 м2 у F-15C.

Заметность смогли снизить и за счёт установки двух конформных топливных баков на внешних образующих воздухозаборников, ёмкость конформных баков более 11340 л. В баки воплощено ещё одно стелс-решение – 4 внутренних отсека для вооружения масса-габаритных параметров ракеты AIM-120C, т.е. самолёт может вести завоевание превосходства в воздухе в стелс-режиме на огромном удалении от дружественной авиабазы.

При наличии двух отлично квалифицированных пилотов, и в режиме «стелс», когда заметность F-15SE минимальна, экипаж имеет время на анализ полученной тактической информации и принятие верных решений в спокойной и контролируемой полётной обстановке. Конструктивно заложенная во всех F-15 топливная система большой ёмкости  и возможность размещения на подвесках ПТБ  даёт истребителю возможность вести длительное патрулирование и перехват в радиусе более чем 1500 км без дозаправки, с ней дальность значительно возрастает.


Один из главных недостатков всего семейства F-15 по сравнению с нашим Су-30 – полностью горизонтальное пространственное положение второго пилота по отношению к первому (у нас тандем идёт ступенью). В БВБ оба наших пилота имеют относительно равный и хороший обзор пространства, у американцев только первый пилот

Как и на «Страйк Игл», на «Сайлент» установлены ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-229 с тягой 13200 кг, так как и один и второй потяжелели более чем на 2,5 тонны, поэтому тяговооружённость удалось сохранить и даже немного увеличить.

Помимо мощной РЛС, F-15SE впервые в истории оснащается комплексной НСЦ (нашлемной системой целеуказания) Joint Helmet Mounted Cueing System или JHMCS, которая облегчит ведение ближнего маневренного боя. Скорости разворота и энергетика маневрирования у F-15SE, как и у всех «Орлов», отличные, но значительно хуже, чем у «Рафаля», «Миража 2000-5» и российских истребителей, поэтому БВБ – не лучшая сторона «Сайлента», зато в ДВБ и СДВБ, а также в дальних ударных операциях и осуществлению ПВО равных ему не так то много, только Су-30СМ, Су-35, МиГ-31БМ и ПАК-ФА.

«Сайлент Игл» обладает почти в 1,5 раза большим, радиусом действия, чем F-22A и F-35A, стоит как F-35 (до 105 млн. долларов), большей функциональностью и большей огневой мощью за счёт наличия двух пилотов и использования внешних узлов подвески. И способен создать достойную замену в рядах устаревающего 4-го поколения в таких странах как Канада или Республика Корея.

/Евгений Даманцев/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Чапай

    сушкам тоже нужен «пластиковый» контейнер , между воздухозаборниками, чтобы прятать в нём ракеты , снижая тем самым эпр сушки

  2. Vl;ad

    Не утерпел посмотрел кто это такой «грамотный » афтор Евгений Даманцев БА(!!!) и не удивлен поэтому такой статекой!!!!Вопросик к аФтору а ты видел самолеты не на картинках!!!!Столько слюне пускания по F-15 ужасть!!!!Так для сведения аФтора 19 км потолок это прошлый век расстояние для рогатки!!!!А на высоте 11 км это не самолет это таракан на стекле!!!!Он вроде летит но для РЛС он ползет!!!Так уважаемый для сведения как только самолетик именно -именно американский попадает под «луч» по внешним признакам он начинает метаться пытается уйти от луча и …напрочь забывает куда летит и зачем!!!!И гупость довести до ближнего боя !!!Какого боя зачем? Их за сотню км надо посбивать и притом это легко и очень!!!! А вот Миг на высоте 15 метров попробуй сбить!!!И так для сведения максимальная скорость у земли 1470 км/час а не 1480 !!!Видел яэти фантомы -невидимые только для себя!!!То-то они горели аж 25 лет во время вьетнамской войны и сбивали их там допотоптой техникой не веришь у Маккейна спроси он расскажет!!!А про 4000 км в один конец сказки про белого бычка если в квартире за стаканом за столом теоритически считать да красиво выглядит,ап на деле ЕСЛИ ХОТЬ ОДИН АМЕРИКАНСКИЙ САМОЛЕТ УГЛУБИТСЯ НА ТЕРРИТОРИЮ ПРОТИИВНИКА НА 500 км и ВЕРНЕТСЯ НАЗАД ЭТОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА НАДО БУДЕТ ПАМЯТНИК ПОСТАВИТЬ КАК ЧУДУ АМЕРИКАНСКОЙ ТЕХНИКИ!!!!!
    И судя по картинкам и знаниям «где что лежит в этом летающем гробу» «казачок видимо засланный» чтобы за долю немалую просвещать и пужать будующих противников вот там ШТО есть и это такое страшное У-У-У-У ужас!!!!Так что Афтор подмывайся от ужаса что сам на себя нагнал и сделай еще пару статеек о грозном и непобедимом фантоме что 25 лет попугаев и мартышек по джунглям во Вьетнаме гонял-гонял и сам испужался и сбежал!!!!
    Удачи в фантазиях!!!