Новый российский MRAP

Вооруженные конфликты последних лет свидетельствуют, что существенные потери личного состава войска несут не только в прямых боевых столкновениях, но и при нападении из засад и укрытий в ходе конвоирования или следования в колонне. Попытки для защиты от атак террористов использовать при передвижении колонн традиционные БТР и БМП показали недостаточную эффективность.

В результате практически все передовые армии мира приступили к оснащению войск специальными защищенными автомобилями типа MRAP (англ. Mine Resistant Ambush Protected – защищенные от подрыва и атак из засад).

ВС РФ не стоят в стороне от этого процесса: на вооружение некоторых частей уже поступили защищенные автомобили «Тигр» и «Рысь». Кроме того, ведущие отечественные автомобильные предприятия закончили разработку целого семейства MRAP, в котором наиболее известен «Тайфун-К».

Созданный за пределом контракта

В ходе выполнения проекта разработаны конструкторские решения по семейству защищенных автомобилей с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Конструктивные решения одобрены Минобороны России, а также руководством Воздушно-десантных войск, которое осмотрело новые образцы и даже протестировало их.

Новый российский MRAP

Так, в 2013 году появились опытные образцы высокозащищенных автомобилей «Тайфун К»-63968 модульной конструкции и «Тайфун К»-63969 с однообъемным кузовом. Опытные образцы автомобилей типа 6х6 в модульном и однообъемном исполнении прошли предварительные испытания, которые подтвердили их соответствие предъявляемым требованиям и назначению. Достигнута должная защищенность, по этому критерию образцы превосходят многие отечественные и зарубежные аналоги.

Мобильность защищенных автомобилей обеспечивает их эффективное применение при решении боевых задач со смонтированным вооружением, перевозке личного состава и выполнении других задач боевого, технического и тылового обеспечения в любых климатических, погодных и дорожных условиях.

Впервые в практике отечественного автомобилестроения автомобили семейства «Тайфун-К» реально (не декларативно) созданы по модульному принципу проектирования. Базовый состав модулей включает:
— модуль несущей системы (рама);
— модуль управления (кабина);
— функциональный модуль (в однообъемном модуле кабина и функциональный модуль объединены);
— модуль силовой установки (дизельный двигатель, гидромеханическая передача и все системы обеспечения);
— опорно-ходовой модуль, в том числе ведущие мосты (управляемые и неуправляемые), гидропневматические регулируемые подвески, тормозные механизмы и др.;
— модули противоминного бронирования и др.

Необходимо отметить, что применение автомобилей «Тайфун-К» в качестве шасси под монтаж ВВТ позволит в будущем значительно расширить область использования семейства защищенных автомобилей, смонтировать комплексы вооружений и военной техники, а также установить на них разнообразные специальные надстройки: понтонные парки, цистерны для перевозки топлива и воды, ремонтно-эвакуационное оборудование и другие. Такой универсализм вполне отвечает реалиям сегодняшнего времени.

Вместе с тем при проектировании семейства машин, а также по результатам предварительных испытаний опытных образцом выявилось, что для решения ряда задач – как боевых, так и обеспечения – рационально применение защищенных автомобилей меньшего класса. И в августе 2013 года группа разработчиков создала первый опытный образец защищенного автомобиля с колесной формулой 4х4 грузоподъемностью 2,0 тонны.

Защищенный автомобиль с колесной формулой 4х4 неоднократно представлялся на различных выставочных мероприятиях и вызывал неизменный повышенный интерес со стороны как заказывающих управлений Минобороны и других силовых структур Российской Федерации, так и представителей ряда зарубежных стран.

Читайте также  Финский бронетранспортёр XA-200

Первый образец «Тайфуненка» в 2014 году был подвергнут ряду оценочных испытаний, которые подтвердили заявленный технический уровень, и по результатам принято решение о дальнейшем продолжении работ, в том числе по созданию десантируемого образца.

Новый российский MRAP

Защищенный автомобиль типа 4х4 соответствует предъявленным Минобороны требованиям и назначению, а по основным тактико-техническим характеристикам не уступает лучшим мировым образцам.

В настоящее время завершается изготовление двух опытных образцов для проведения предварительных заводских испытаний и дальнейшего представления их в 2015 году на государственные приемочные испытания.

Броня крепка…

Важными параметрами армейских автомобилей являются модульность, проходимость, защищенность обитаемого пространства и приспособленность к монтажу различного вооружения и военной техники. У «Тайфуненка» автоматическая шестиступенчатая гидромеханическая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, ведущие мосты с планетарными редукторами и автоматической блокировкой дифференциалов.

Угол максимального преодолеваемого подъема увеличен до 60 градусов, он способен выдерживать подрыв взрывного устройства эквивалентом восемь килограммов тротила под днищем и любым колесом автомобиля. Легко преодолевает брод до 1,75 метра.

Четвертый класс баллистической защиты обеспечивает «сэндвич» из внутренней обычной броневой стали и внешней керамической брони нового поколения. Керамика способна выдерживать и гасить ударные нагрузки, что очень важно для обеспечения противоминной защиты.

Высокие тягово-скоростные характеристики силовой установки с двигателем мощностью 350 лошадиных сил и автоматической трансмиссией позволяют реализовывать необходимые тягово-динамические возможности шасси и развивать скорость до 105 километров в час по шоссе. Грузоподъемность автомобиля составляет две тонны, вместимость – десять человек, предусмотрена возможность монтировать спецоборудование (ВВТ), что позволяет успешно использовать шасси в качестве командно-штабной машины, разведывательной, санитарной, машины для охраны и сопровождения колонн, машины связи и др.

Гидропневматическая подвеска предусматривает автоматическое и принудительное изменение характеристик жесткости, дорожного просвета, обеспечивает высокую плавность хода и регулировку положения кузова относительно дорожного покрытия, эффективное гашение колебаний. Автоматическое регулирование дорожного просвета осуществляется в зависимости от скорости движения автомобиля, качества дорожного покрытия и местности.

Улучшенные параметры, включая реализацию модульных конструктивных решений для повышения уровня баллистической и противоминной защиты, позволяют снизить заметность в различных диапазонах и на любых местностях. С целью сокращения времени готовности к бою, для быстрой и удобной посадки-высадки экипажа предусмотрена задняя дверь и увеличена вместимость обитаемого модуля с обеспечением высокого уровня безопасности и комфорта экипажа. Уровень комфорта в кабине сопоставим с легковыми автомобилями, а главное достоинство конструкции кресел – они способствуют снижению воздействия ударной волны.

На полях

Интернет и специализированные СМИ заполнены множеством историй по испытаниям «Тайфунов-К». Минные подрывы, перекрестный огонь, проведенные на образцах с колесной формулой 6х6 в рамках специальных испытаний по расчетам специалистов Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики, в полной мере применимы и для «Тайфуненка».

Предусмотренные дополнительные специальные навесные конструкции, предохраняющие экипаж от кумулятивных струй, в виде решетчатых экранов и полимерных матов, равномерно установленных по периметру корпуса, позволяют обеспечить защиту экипажа от обстрела из РПГ. Противопульная защита на сегодня признается экспертами как лучшая. Лобовое бронированное стекло разработки НИИ Стали и компании «Магистраль ЛТД» выдерживает несколько попаданий крупнокалиберного пулемета. Стрельбу можно вести из люков на крыше, из специальных бойниц капсулы.

Читайте также  В России разработали бронированный "САМУМ" с 23-мм пушкой

Также по желанию заказчика предусмотрена установка дистанционно управляемого вооружения на крыше бронированного модуля-капсулы. В модуле, как и в самой кабине, установлены специально разработанные бортовые информационно-управляемые системы, которые выводят на экран всю необходимую информацию: от температуры окружающего воздуха внутри и снаружи корпуса до расчета необходимой подкачки воздуха в колесах для лучшего преодоления препятствий.

Кстати, специальные колеса с противоминными вставками дают возможность проехать дополнительные 50 километров, что позволяет при необходимости выйти, например, из-под обстрела.

Плюсы

Сегодня «Тайфуненок» вобрал в себя самые передовые конструктивные новшества последних лет. Перечислим их малую часть:
— усиленное бронирование, включая противоминную защиту нижней части шасси от воздействия пехотных, противотанковых мин и самодельных взрывных устройств;
— повышенные тягово-скоростные характеристики, мощность, надежность и экономичность дизельного двигателя;
— повышенный уровень безопасности и удобства экипажа и боевого состава;
— возможность установки двухплоскостной стабилизированной дистанционно управляемой платформы комплекса вооружения;
— бортовая информационно-управляющая система;
— наличие централизованной автоматической системы регулирования давления воздуха в шинах;
— наличие системы кругового видеообзора;
— комплекс средств снижения заметности;
— оснащение автономным дизельным энергоагрегатом;
— оснащение автоматической установкой пожаротушения.

Покажет время

Сегодня руководство Вооруженных Сил страны ставит задачу значительно повысить защищенность личного состава в ходе передвижения войск от атак из укрытий и засад. Как показали последние испытания на подрыв MRAP «Тайфун-К», это семейство автомобилей решает подобную задачу с максимальной эффективностью. При подрыве тротилового заряда мощностью восемь килограммов под колесом «Тайфуна-К» силовые нагрузки на размещенные внутри автомобиля манекены, что, кстати, стало новшеством для подобного рода испытаний, составили от 30 до 50 % от предельно допустимых.

Задача перевооружения на принципиально новые образцы ВВТ не дает права на длительные сроки разработки – время не ждет. В этих условиях формирование требований к вновь разрабатываемым образцам автомобильной техники, составу семейств, их использованию для создания образцов вооружений и военной техники, потребное количество для комплектования частей и соединений и сроки поставки становятся главенствующими.

В ходе опытно-конструкторских работ необходимо максимально учитывать качественные и количественные потребности с учетом реализации критерия «эффективность-стоимость» и оперативно проводить уточнения и соответствующие корректировки, в том числе выделяемых ассигнований и сроков разработки.

Эффективно решить такую задачу возможно только при планировании и проведении комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию комплексов вооружения и военной техники с учетом их размещения на вновь создаваемых автомобильных базовых шасси.

Только ясно понимая конкретное предназначение образцов, общую потребность в объемах и сроках поставки по годам как базовых шасси для монтажа комплексов ВВСТ, так и автомобилей общевойскового назначения, можно обоснованно принимать решение о его конструктивном исполнении с учетом обеспечения монтажных возможностей, условий эксплуатации, массовости производства и других вопросов.

Сегодняшние разработки проекта «Тайфун-К» полностью соответствуют требованиям Минобороны России.

/Олег Федоров, спецкор Завода специальных автомобилей, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя