Не быть SR-72 «диковинкой» в российском небе

Все очень хорошо помнят утончённый чёрный силуэт стратегического высокоскоростного разведывательного самолёта SR-71 «Blackbird». Начиная с середины 60-х, и заканчивая серединой 80-х 3,2-Маховое детище компании «Локхид Мартин» практически безнаказанно шпионило за всем северным побережьем Советского Союза, Китаем и странами Варшавского договора.

Ввиду обычной скорости полёта на отметке 3,15 — 3,2 М, даже всем известный МиГ-25П мог противостоять этому разведчику лишь находясь на аэродроме, приближённом к траектории полёта «Блэкбёрда», и то лишь на встречных перпендикулярных курсах. Скоростных характеристик, достигаемых обычными двигателями ТРДФ Р-15Б-300, хватало максимум на 3100 км/ч. На SR-71A уже тогда стояли ТРДДФ J-58, имеющие на 30% большую тягу и возможный скоростной режим.

Не быть SR-72 «диковинкой» в российском небе

Несмотря на то, что на МиГ-25П была установлена достаточно совершенная на то время бортовая РЛС системы Кассегрена «Сапфир-25» с дальностью обнаружения «Блэкбёрда» около 140 км (ЭПР около 19 м2), перехват был затруднителен из-за низкой дальности действия ракет «воздух-воздух» Р-40Р(Т), не более 40 км. Хотя и скорость их была около 5200 км/ч.

Далее на вооружение ВВС СССР, а затем и России поступил дальний перехватчик МиГ-31Б с новой ракетой Р-33, которая при скорости 4800 км/ч имела дальность до 130 км, а применяемая в БРЛС Н004 «Засалон» ПФАР позволила надёжно захватывать удаляющиеся стратосферные цели, и наводить на них Р-33. После этого концепция SR-71A осталась в истории и в виде музейных экспонатов. Но вот совсем недавно, примерно в начале 2000-х, NASA и «Локхид Мартин» вспомнили «лихие времена» и озаботились продолжением концепции «Чёрного дрозда».

На этот раз проект уже имеет логичное название SR-72, существуют все эскизные наработки, включая обводы аэродинамических поверхностей и воздухозаборников. Новая машина должна стать в 1,75 раза быстрее предшественника, т.е. порядка 6400 км/ч, что почти соответствует зенитной ракете 5В55Р (системы С-300ПС). ЭПР нового разведовательно-ударного, в перспективе беспилотного самолёта, должна быть не более 0,3 м2, практический потолок оценивается в 50-80 км, вплоть до суборбитальных высот. Да, в свете появления таких систем, как С-400, С-300ВМ «Антей-2500», способных добивать на высоте 56 км (неофициальные цифры), создание такого самолёта для американцев вполне целесообразно, но даже если они смогут достигать такой скорости, всё равно SR-72 попадает в скоростные рубежи поражаемых целей и усовершенствованного МиГ-31БМ, и даже С-300ПМУ-1, который имеет скоростной предел целей 9,4М (2800 м/с).

Читайте также  Гибридные вертолеты выходят на авансцену

Между тем, гиперзвуковой самолёт имеет сложности разработки нового гибридного ПВРД, которые ещё не разрешатся как минимум лет 7. ВВС США планируют начать принятие самолётов в 2030-х!

Не быть SR-72 «диковинкой» в российском небеSR-71 «Blackbird»: на рисунке демонстрируется аэродинамический нагрев лобовых участков планера разведчика, которые были рассчитаны на 600-градусный нагрев, ещё более серьёзные вопросы, касающиеся термозащиты и новых огнеупорных материалов для SR-72 ждут «Локхид Мартин»

А к этому времени и в России, и в КНР, давно встанут на боевое дежурство ЗРС с высотами до 100 км и дальностью – до 1000, и ракетами-перехватчиками свыше 3000 м/с. Уже до 2020-го года мир увидит российский ЗРК С-500, а затем и более передовые системы. На вооружение оставшихся МиГ-31БМ оставят только самые современные ракеты Р-37 и модификации Р-77.

SR-72 – самолёт, который «появившись на свет», станет не опережающим время, а вполне привычным для своего времени летательным аппаратом, единственным достоинством которого, вероятно, станет ни столько гиперзвуковая скорость и малая ЭПР, сколько ударные возможности гиперзвукового беспилотного стратегического бомбардировщика.

Наиболее приемлемой точкой зрения по поводу применения SR-72 в будущем является полная замена авиапарка B-52 и U-2, малозаметность которых не идеальная, износ большой, эксплуатация дорогая, а скорость – сомнительная. Каждый в своём классе имеет множество недостатков и устаревает не по дням, а по часам. SR-72 больше походит на дальний гиперзвуковой ударный беспилотник.

Проблемы с детализацией и подборкой деталей силовой установки только на стадии рассмотрения. Например, ни НАСА, ни «Локхид Мартин» пока неизвестно технологическое решение совмещения предельного максимального режима работы разгонного ТРДДФ с минимальным режимом запуска камеры сгорания ПВРД. Режимы эти очень отличаются. Так для штатного запуска ПВРД необходима скорость около 4200 км/ч, а обычный ТРДДФ не сможет разогнать аппарат до такой скорости, а доведёт лишь до 2,5-2,6 Маха.

Читайте также  Зарубежные аналитики о преимуществах истребителя Т-50

«Прыгнуть» выше скоростных возможностей ТРДДФ практически невозможно, а вот снизить минимальную «запускную» скорость ПВРД вполне возможно методом изменения геометрии камеры сгорания, воздухозаборников, системы впрыска топлива и т.д. Данная силовая установка, видимо, будет гибридной, поэтому способов её совершенствования не мало, естественно,- не мало и времени уйдёт на их реализацию, что напрямую повлияет на уровень перспективности ещё одного стратегического «дрона».

/Евгений Даманцев/

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя