Все очень хорошо помнят утончённый чёрный силуэт стратегического высокоскоростного разведывательного самолёта SR-71 «Blackbird». Начиная с середины 60-х, и заканчивая серединой 80-х 3,2-Маховое детище компании «Локхид Мартин» практически безнаказанно шпионило за всем северным побережьем Советского Союза, Китаем и странами Варшавского договора.
Ввиду обычной скорости полёта на отметке 3,15 — 3,2 М, даже всем известный МиГ-25П мог противостоять этому разведчику лишь находясь на аэродроме, приближённом к траектории полёта «Блэкбёрда», и то лишь на встречных перпендикулярных курсах. Скоростных характеристик, достигаемых обычными двигателями ТРДФ Р-15Б-300, хватало максимум на 3100 км/ч. На SR-71A уже тогда стояли ТРДДФ J-58, имеющие на 30% большую тягу и возможный скоростной режим.
Несмотря на то, что на МиГ-25П была установлена достаточно совершенная на то время бортовая РЛС системы Кассегрена «Сапфир-25» с дальностью обнаружения «Блэкбёрда» около 140 км (ЭПР около 19 м2), перехват был затруднителен из-за низкой дальности действия ракет «воздух-воздух» Р-40Р(Т), не более 40 км. Хотя и скорость их была около 5200 км/ч.
Далее на вооружение ВВС СССР, а затем и России поступил дальний перехватчик МиГ-31Б с новой ракетой Р-33, которая при скорости 4800 км/ч имела дальность до 130 км, а применяемая в БРЛС Н004 «Засалон» ПФАР позволила надёжно захватывать удаляющиеся стратосферные цели, и наводить на них Р-33. После этого концепция SR-71A осталась в истории и в виде музейных экспонатов. Но вот совсем недавно, примерно в начале 2000-х, NASA и «Локхид Мартин» вспомнили «лихие времена» и озаботились продолжением концепции «Чёрного дрозда».
На этот раз проект уже имеет логичное название SR-72, существуют все эскизные наработки, включая обводы аэродинамических поверхностей и воздухозаборников. Новая машина должна стать в 1,75 раза быстрее предшественника, т.е. порядка 6400 км/ч, что почти соответствует зенитной ракете 5В55Р (системы С-300ПС). ЭПР нового разведовательно-ударного, в перспективе беспилотного самолёта, должна быть не более 0,3 м2, практический потолок оценивается в 50-80 км, вплоть до суборбитальных высот. Да, в свете появления таких систем, как С-400, С-300ВМ «Антей-2500», способных добивать на высоте 56 км (неофициальные цифры), создание такого самолёта для американцев вполне целесообразно, но даже если они смогут достигать такой скорости, всё равно SR-72 попадает в скоростные рубежи поражаемых целей и усовершенствованного МиГ-31БМ, и даже С-300ПМУ-1, который имеет скоростной предел целей 9,4М (2800 м/с).
Между тем, гиперзвуковой самолёт имеет сложности разработки нового гибридного ПВРД, которые ещё не разрешатся как минимум лет 7. ВВС США планируют начать принятие самолётов в 2030-х!
SR-71 «Blackbird»: на рисунке демонстрируется аэродинамический нагрев лобовых участков планера разведчика, которые были рассчитаны на 600-градусный нагрев, ещё более серьёзные вопросы, касающиеся термозащиты и новых огнеупорных материалов для SR-72 ждут «Локхид Мартин»
А к этому времени и в России, и в КНР, давно встанут на боевое дежурство ЗРС с высотами до 100 км и дальностью – до 1000, и ракетами-перехватчиками свыше 3000 м/с. Уже до 2020-го года мир увидит российский ЗРК С-500, а затем и более передовые системы. На вооружение оставшихся МиГ-31БМ оставят только самые современные ракеты Р-37 и модификации Р-77.
SR-72 – самолёт, который «появившись на свет», станет не опережающим время, а вполне привычным для своего времени летательным аппаратом, единственным достоинством которого, вероятно, станет ни столько гиперзвуковая скорость и малая ЭПР, сколько ударные возможности гиперзвукового беспилотного стратегического бомбардировщика.
Наиболее приемлемой точкой зрения по поводу применения SR-72 в будущем является полная замена авиапарка B-52 и U-2, малозаметность которых не идеальная, износ большой, эксплуатация дорогая, а скорость – сомнительная. Каждый в своём классе имеет множество недостатков и устаревает не по дням, а по часам. SR-72 больше походит на дальний гиперзвуковой ударный беспилотник.
Проблемы с детализацией и подборкой деталей силовой установки только на стадии рассмотрения. Например, ни НАСА, ни «Локхид Мартин» пока неизвестно технологическое решение совмещения предельного максимального режима работы разгонного ТРДДФ с минимальным режимом запуска камеры сгорания ПВРД. Режимы эти очень отличаются. Так для штатного запуска ПВРД необходима скорость около 4200 км/ч, а обычный ТРДДФ не сможет разогнать аппарат до такой скорости, а доведёт лишь до 2,5-2,6 Маха.
«Прыгнуть» выше скоростных возможностей ТРДДФ практически невозможно, а вот снизить минимальную «запускную» скорость ПВРД вполне возможно методом изменения геометрии камеры сгорания, воздухозаборников, системы впрыска топлива и т.д. Данная силовая установка, видимо, будет гибридной, поэтому способов её совершенствования не мало, естественно,- не мало и времени уйдёт на их реализацию, что напрямую повлияет на уровень перспективности ещё одного стратегического «дрона».
/Евгений Даманцев/
Очередная попытка распила тугриков…