«Meteor» и господство в воздухе: в погоне за «Сайлентом»

0
3454

До недавних пор было известно, что европейская ракетная промышленность не проявляла особого интереса к работам над ракетой «воздух-воздух» большой дальности. Пределом мечтаний для объединённых ВВС НАТО являлись преимущественно ракеты средней и малой дальностей, такие как итальянская IDRA Aspide Mk2 (50 км), французская MICA (60 км), английская Skyflash (порядка 50 км).

Первая и последняя были разработаны на базе всем известной ракеты AIM-7 «Sperrow» и не отличались особыми преимуществами перед глубоко модернизированными американскими «Спэроу» модификации AIM-7M, поскольку оснащались подобной ПАРГСН (без возможности использования концепции «выстрелил-забыл») и нуждающейся в постоянном подсвете цели БРЛС, а их дальность была даже меньшей, чем у AIM-7M с новым, более мощным двигателем и более чувствительной ПАРГСН.

И только лишь совершенная ракета MICA, а также Magic-2 и AIM-132 ASRAAM (ракета ближнего боя) продолжали удовлетворять потребностям ВВС европейских государств, которые продолжали возрастать с каждым.

Позже в США появился качественно новый многоцелевой истребитель поколения 4++ F-15SE «Silent Eagle», который благодаря своей РЛС с АФАР AN/APG-63V3, а также конструктивно заложенным скоростным возможностям, стал лучшим дальним перехватчиком для завоевания превосходства в воздухе, вырвавшись далеко вперед от европейских истребителей. Одновременно с появлением «Сайлента» были разработаны и модификации ракет AIM-120С-7 и С-8 с дальностью 120 и 180 км соответственно.

В России также велись разработки по усовершенствованию ракет большой дальности, что привело появлению Р-37 с рекордными 280 км, РВВ-БД (для истребителя ПАК-ФА) и опытных образцов дальнобойной модификации ракеты РВВ-АЕ, получившей название Р-77ПД, которая оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем, сохранив решётчатые аэродинамические рули, как и исходная ракета. На данный момент Россия продолжает лидировать в области авиационного вооружения «воздух-воздух».

Перед европейскими корпорациями была поставлена нелёгкая задача по созданию изделия с лётно-боевыми характеристиками, подобными лучшим мировым образцам. Требовалась ракета дальнего воздушного боя, которая способна поддерживать высокие лётные характеристики на протяжении всего радиуса действия, первые проектные «зарисовки» появились ещё в 1994 году, и 23 декабря 2002 года был дан старт проекту под названием «Meteor», разработка которого началась в английской компании MBDA, к которой также присоединились Bayern-Chemie Protac, Inmize, LiteF GmbН и Saab Bofors Dynamics.

До окончания проектных работ прошло около 10 лет, и начиная с 2012 года начались испытательные полёты новой дальнобойной ракеты.

Разрабатывая «Метеор», MBDA, для удовлетворения потребностей ВВС ведущих европейских стран, отдала предпочтение российской концепции ракеты РВВ-АЕ-ПД, оснастив её подобной силовой установкой, состоящей из мощного стартового ускорителя, разгоняющего ракету до скорости более 1900 км/ч, и маршевого ПВРД, который позволяет ракете достигать скорости 4750 км/ч и автоматически регулировать тягу и соответственно расход борсодержащего топлива в зависимости от высоты траектории ракеты.

В камеру сгорания, изготовленную из жаропрочной стали, воздушный поток попадает через два скошенных внутрь воздухозаборника, а тяга регулируется клапаном газогенератора, установленного перед ней и также выполнен из огнеупорной стали. Двигатель разрабатывается немецкой «Bayern-Chemie Protac.». Ракета управляется при помощи задних аэродинамических рулей большой площади, представленных крестообразным оперением.

Российская Р-77ПД – наше изделие с ПВРД, в отличии от «Метеора» ракета более сбалансирована и имеет 4 крестообразно расположенных воздухозаборника

Наведение ракеты на цель, как и у большинства перспективных ракет, 2-х этапное: инерциальное с радиокоррекцией (на маршевом участке полёта) и активное радиолокационное – на конечном. Учитывая, что АРГСН была разработана на основе АРГСН AD4A ракеты MICA, а также ЗУР семейства Aster, она обладает высокими помехозащитными качествами, а также работая на частоте 10-20 ГГц с длиной волны 1,6-2,5 см (сантиметровый J-диапазон), придаёт ракете «Метеор» точности, даже большей, чем у американских ракет AIM-120, работающих в X-диапазоне. В будущем это может позволить применять «Метеор» в качестве дальней ракеты-перехватчика воздушного базирования в системе ПРО.

Ракета допускает весьма большие собственные перегрузки до 35 ед., и цели,- до 11 ед., немного не дотягивая до нашей Р-77 (решётчатые рули делают своё дело на «пять»), но не уступая американской «АМРААМ». Но это только на средних дальностях. При дальностях боя свыше 100-120 км, ракета «Метеор» с «долгоиграющим» ПВРД, может поддерживать скорости от 1,5 до 2М, не теряя маневренности даже тогда, когда американская ракета AIM-120C-7 со стандартным твердотопливным ракетным двигателем полностью потеряет инерцию и скорость, и не сможет угнаться и «перекрутить» маневрирующую цель.

Такая же ситуация, как с американской ракетой, и с нашей обычной Р-77, что также остро прослеживается в наших ВВС, работы по прямоточной Р-77ПД или хотя бы по дальнобойной Р-77М для фронтовой авиации ведутся просто «черепашиными» темпами, и только комплекс вооружения для Т-50 ПАК-ФА подогревает данные работы.

Говоря об возможностях радиокоррекции ракеты «Метеор», то как и у всех ракет с активными ГСН, целеуказание может производиться от какого угодно натовского средства наведения: от корабельных МРЛС «EMPAR», «APAR», работающих в S and X- диапазоне, самолётов ДРЛО E-2D, E-3D, БРЛС тактической авиации НАТО, объединённой в тактическую сеть Link-16 или JTIDS независимо от того, является целеуказатель носителем, или нет.

То есть, например, Mirage-2000-5, оснащённый слабой БРЛС RDM (дальность обнаружения истребителя 85км), может запустить «Метеор» по небольшой ВЦ, находящейся в 130 км (получив данные либо от самолёта системы «AWACS», либо корабля с системой «Иджис» с более мощными РЛС), дальше командное управление на себя возьмёт AN/APY-2, либо AN/SPY-1, а в конце ракета сама «захватит» и поразит цель, это один из многих примеров тактической увязки посредствам Link-16. Подобные возможности используются и в связках «А-50У – МиГ-31БМ – Су-30СМ – Су-27» применительно к ракетам Р-37 и Р-77.

AIM-120B, обладая сходной с «Метеор» массой и габаритами имеет значительно большую степень замедления и предельной эффективной дальности

Важнейшим недостатком ракет с ПВРД является их длительная заметность в ИК-канале визирования, благодаря чему они могут легко обнаруживаться и сопровождаться оптико-электронными прицельными системами самолётов А-50У, МиГ-35 и F-35, что подталкивает на дальнейшие работы по конструктивному уменьшению ИК-сигнатуры сопла и камеры сгорания.

Многоцелевой истребитель ВВС Франции «Рафаль» имеет максимальную скорость около 1950 км/ч, в то время, как у американского F-15SE она равна 2600 км/ч, характеристики ракеты «воздух-воздух» Meteor полностью ликвидирует скоростные возможности перехвата французского самолёта перед заокеанским «Сайлент Иглом»

Но, принимая во внимание даже этот весомый факт, компания MBDA и все заказчики ракеты (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания и Швеция) добились своих стремлений в получении технической независимости от американских разработок, получив «перехватчик», способный осуществлять перехват скоростных целей на больших дальностях вдогон, даже при низковысотном пуске.

Ракета имеет высокую степень унификации со всеми европейскими истребителями, и даже американским F-35A, что позволит и в долгосрочной перспективе не уступать заокеанскому «Раптору» и F-15SE в вопросах дальнего перехвата, когда среднее число максимальной скорости европейской тактической авиации не более 2000 км/ч, а также подтолкнёт развитие программ гиперзвуковых истребителей 6-го поколения.

/Евгений Даманцев/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ