Истребитель J-31

С приходом второго десятилетия XXI века, КНР, по полной активизировав свою высокоразвитую оборонку, «во все тяжкие» пустилась в гонку за 5-е поколение. Ознакомившись с некоторыми техническими тонкостями программ «JSF» (F-35), F-22A и наконец Т-50 ПАК-ФА, компания «Шэньян», следуя по пятам китайской «Ченду» со своим J-20, создала еще один перспективный истребитель J-31.

Представленный в 2011 году J-20, имея все ярко выраженные черты тактического малозаметного истребителя-бомбардировщика, являясь «сырым» на то время изделием, стал настоящим истребителем «контрастов».

Истребитель J-31

Впервые увидев J-20 в воздухе 11 января 2011 года, наблюдатели и аналитики увидели самолет тяжелого класса длиной 20 м, построенный по схеме «утка» с задней «бесхвосткой» от проекта МиГ-1.44. При значительном смещении центроплана к задней части фюзеляжа, не являющегося в полном смысле слова «несущим», даже ПГО большой площади не позволяет вести высокоманевренный БВБ, а только энергетическое маневрирование.

В то же время 2 мощных ТРДДФ WS-10G (тяга 2-х 30800 кг) позволили достичь тяговооруженности при нормальной взлетной массе 1,25-1,3 (один из лучших в мире показателей). Но нерегулируемые воздухозаборники, скопированные у F-35, не позволили достигать скорости более 1,85 М.

Но изначально «Ченду» не планировала воплощать в J-20 черты высокоманевренного истребителя-перехватчика, а наделила всеми способностями тактического бомбардировщика по аналогии нашего Су-34. Тем более, что ЭПР J-20 около 0,6 м2, что в самый раз подходит для низковысотных ударных операций типа «точечный удар», «прорыв ПВО», «противокорабельный удар» и др.

Истребитель J-31

ВВС Китая возлагают на J-20 стратегические надежды: он не пойдет на экспорт, а известной информации по данному проекту значительно меньше, нежели по J-31. J-31 совершил свой первый полет 31 октября 2012 года. Сечение носовой части фюзеляжа очень напоминает F-35(у J-20 нос скопирован у «Раптора»), воздухозаборники — аналогично.

Читайте также  На МАКС-2011 показали бортовую аппаратуру ПАК ФА

Зато конструкция силовой установки здесь более надежная, чем у «Раптора» и «Лайтнинга». Вместо одного мощного или 2-х рядом установленных ТРДДФ, на J-31 устанавливается два ТРДДФ Климова РД-93М тягой около 9500 кгс каждый, причем двигатели расположены на определенном (около метра) расстоянии друг от друга, что повышает общую живучесть силовой установки в случае повреждения и возгорания одного из двигателей. Тяговооруженность при нормальной взлетной массе составляет 1,1, максимальная скорость приближается к 1,9-2М, крейсерская 1,1-1,2М, нормальная нагрузка на крыло — 346 кг/м2.

Центроплан смещен к центру фюзеляжа, и самое главное, что делает J-31 не хуже архидорогого F-35 в маневренном бою,- разгонные возможности, которые можно увидеть по форсажной тяге на мидель, которая составляет 2405 кг/м2. J-31 является опытным изделием легкого истребителя 5-го поколения с радиусом действия 1250 км, что не меньше, чем у хваленого «Раптора».

Истребитель J-31

Впервые на перспективном ЛФИ предусмотрено 12 точек подвески, как и на тяжелых истребителях (у F-35 их всего 8). ЭПР J-31 как по фронту, так и по «хвосту» близка к F-35. По фронту 0,4 м2 без внешних подвесок.

Совсем скоро по программе «особого статуса» китайские компании получат лучший образец российской радиолокационной промышленности — БРЛС Н035 «Ирбис-Э» и по его подобию завершат работы по созданию своих современных АФАР.

Измеряя размеры носового радиопрозрачного обтекателя J-31, видно, что будет установлена активная фазированная антенная решетка с энергетическим потенциалом РЛС «Жук-А» или AN/APG-68, которая сможет обнаруживать F-35 на расстоянии до 105 км. В итоге определяем, что по совокупности всех ТТХ J-31 не уступает F-35 практически ни в чем, кроме оптических систем инфракрасной разведки, при цене в 3 раза меньше, чем у американского аналога.

Читайте также  Самый большой самолет ВВС США. Фотоочерк

Совсем недавно представители Минобороны Аргентины заинтересовались многоцелевым китайско-пакистанским истребителем-бомбардировщиком JF-17; дело в том, что ВВС латинского государства после войны за Фолклендские острова с Великобританией, и по внешнеполитическому стечению обстоятельств, оказались в настоящем кризисе. Истребительный авиапарк самой южной и достаточно дружественной для России страны составляет всего 33 старых истребителя «Мираж III» модификаций E, D и 5-Р.

В октябре Аргентина подписала с Бразилией, выбравшей для своих ВВС Jas-39 «Gripen-E», соглашение об обмене технологиями, в которые якобы попадает и «Грипен», но Великобритания, имеет право ветировать передачу технологий из офиса SAAB в Лондоне аргентинской стороне, и последней больше ничего не останется как вооружиться более совершенным и дешевым китайским истребителем.

Сейчас Королевские ВВС не рассматривают в ВВС Аргентины абсолютно никакой угрозы, но стоит второй вооружиться хотя бы 4 эскадрильями стелсовских J-31 (около 50 самолетов), государства окажутся на равных: J-31 значительно превзойдет по характеристикам «Еврофайтер», и кто знает, может будущий «легкий» контракт по JF-17 закономерно перейдет к лучшему самолету фирмы «Шеньян» и наконец запустит конкуренцию между 5-м поколением западных и азиатских истребителей, а там и FGFA недалеко,  по крайней мере будем на это надеяться.

/Евгений Даманцев/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Для Китайцев сейчас проблема номер один это двигатели. Не будет двигателей, не будет независимой Китайской авиации. У них на стенде двигатель показал ресурс до капремонта «всего 20 часов», а потом «всё» и привет, спикирует на землю. Выбор у китая всего ничего. Только импортные двигатели. До своих двигателей очень далеко.

  2. Китайцы как всегда взяли да и «слизали» разработку к которой они не имеют ни какого отношения. Специалисты говорят что J-31, палубный, но при несовершенных китайских технологиях совершить посадку на авианосец, очень трудно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя