Главная Аналитические статьи и мнения

Индия: нелёгкий путь становления новой сверхдержавы

0
674

Несмотря на достаточно низкий средний уровень жизни 1250-миллионного населения крупнейшей южно-азиатской страны, держава с богатейшей этнической историей и религиозной культурой всегда стремилась попасть в «клуб» сверхдержав, оказывающих прямое влияние на геополитическую систему на планете, и способных достойно защищать свои интересы в свете непредсказуемых метаморфоз, происходящих из-за тщетных попыток Запада удержать мир в своём подавляющем экономическом и политическом «полюсе».

И как видно из последних событий, получается это у Индии очень даже хорошо и более гладко, чем, скажем, у Ирана. 18 декабря с индийского стартового комплекса на острове Шрихарикота стартовала ракета-носитель GSLV Mark-3, которая несла полезную нагрузку в виде экспериментального беспилотного спускаемого аппарата (капсулы), в будущем этот аппарат должен использоваться для вывода на околоземную орбиту до трёх астронавтов.

Это стало очень важным событием для индийской космической программы, которая за время своего развития потерпела множество неудач, одной из которых стала потеря спутника связи «INSAT-4C» в июле 2006, когда предыдущая версия ракеты GSLV вышла из строя сразу после старта: из-за проблем с третьей ступенью на 30-й секунде полёта произошёл взрыв топливной системы ракеты.

Новая ракета, имеющая стартовую массу 630 тонн, способна выводить на орбиту большую полезную нагрузку (до 4000 кг), а значит и лёгкие пилотируемые орбитальные космические корабли, и спутники военного, метеорологического и астрономического назначения.

С этих пор перед Индией, как когда-то пред Китаем, открываются неограниченные возможности по развёртыванию собственной космической группировки, способной действовать как в научных целях для изучения Вселенной, так и для более уверенных шагов вперёд в своём экономическом и военном развитии. Ведь теперь это не просто страна, а 4-я по счёту сверхдержава, которая владеет всеми современными разработками и технологиями, ядерным оружием и его носителями, а теперь ещё и включится в список стран в рынке международных космических запусков.

Собственно говоря, амбиции сверхдержавы у Индии стали проявляться достаточно давно. Аргументированы они были несколькими факторами: от нарастающего экономического превосходства Китая до претензий ядерного Пакистана по поводу установления своего суверенитета над всей территорией региона Кашмир, из-за чего с 1947 года прошло три крупные индо-пакистанских войны, которые в большей степени закончились превосходством Индии.

Современная мощь ВВС Индии достигнута в основном за счёт российских разработок, которые очень прижились и полюбились лётным составом страны. По состоянию на конец 2014 года в составе ВВС находится не менее 200 сверхманевренных истребителей поколения 4++ Су-30МКИ. Индийская версия, так же, как и российская Су-30СМ оснащается современнейшей БРЛС с ПФАР Н011М «Барс», которая обнаруживает цели типа F-16C на расстоянии 180 км.

Не стоит забывать, что Индия владеет самым большим в мире авиапарком лучшей версии Су-30, который превосходит все без исключения истребители поколения 4++, даже F-15SE, «Rafale» и EF-2000.

По поводу сравнения с соседом-Китаем. Если не принимать во внимание наземных сил, количества БР и РСЗО, а также потенциал ВМС вместе с ещё не доведенными до совершенства истребителями J-31, J-20 и J-15S, то 200 J-10B и более 300 J-11, Су-30МКК(МК2) и Су-27СК не смогут иметь над Су-30МКИ ВВС Индии серьёзного превосходства. Дело в том, что почти все китайские «тридцатые» и «двадцать седьмые» «Сухие» предыдущей технологией бортовых радиолокационных комплексов, собранных на основе РЛС «Меч» с меньшей дальностью и пропускной способностью. Технология ФАР в Китае только набирает обороты, особенно касаясь авиатехники.

Последняя, совместная с Россией разработка, это, конечно же, истребитель 5-го поколения, создаваемый в рамках программы FGFA, которая испытывает некоторые затруднения и задержки, ждущие разрешения. Некоторая неопределенность присутствует в достижении консенсуса в вопросах расширения технологической доли Индии в программе FGFA, так как она составляет всего лишь 18%, в то время как инвестиционная база Индии в проекте не менее 50%.

Абсолютно понятен и российский интерес, заключающийся в удержании технологического фаворита в данной программе, поскольку в данном случае именно Россия, а точнее компания «Сухой», является основным «донором» технологии сложнейшего проекта, и Индия, которая любит «собирать с миру по нитке» (устанавливать на Су-30МКИ некоторе израильское БРЭО и т.д., может лишить компанию «Сухой» заказов на ремонт и обслуживание бортовых подсистем истребителей FGFA.

В ВВС Индии предусматривается несколько типов истребителя FGFA, включая палубные и двухместные машины, как к примеру на техническом рисунке-монтаже сверху, место второго пилота-оператора сделает FGFA более эффективным, а также первым двухместным серийным истребителем 5-го поколения в Мире (двухместный F-22B существует лишь в виде опытного образца)

В то же время индийский авиапромышленный лидер — компания HAL, на практике освоившая производство истребителей «Tejas», считающихся чисто «индийским истребителем», а также ВВС страны были неудовлетворенны перспективой установки на боевые машины 5-го поколения силовой установки АЛ-41Ф1,  а также БРЛС Н011М «Барс», которые сейчас установлены на индийские Су-30МКИ. Недовольство «Барсом» видимо заключается в схожести его параметров дальности с американской РЛС истребителя 5-го поколения F-35A AN/APG-81, и, по мнению индийских экспертов, это может не дать будущему FGFA главных преимуществ перед американским проектом JSF, или «Раптором», по этой причине Индия хочет получить технологии, освоенные при производстве БРЛС «Ирбис-Э» и Ш-121.

ВВС Индии, во-первых, и дальше будут всеми методами пытаться удержать относительное равенство с возможностями ВВС Китая, во-вторых руководство Индии сделает все, чтобы помочь компании HAL в самореализации всего имеющегося опыта в проекте FGFA для продолжения работ в области национальных истребителей уже последующих поколений. А таланты к обучению у индусов известны мне далеко не понаслышке.

После недовольств, высказанных индийской стороной по отношению к ее доле в программе, представители компании «Сухой» и российские дипломаты оговорили с HAL возможности расширения индийской доли до 25-40%, но только лишь на определенных условиях, организованных ростом научно-технологического совершенства и скорости производства деталей для FGFA в компании HAL.

И даже после категоричных заявлений сотрудника индийского МИДа И. Талукдар, где он весьма хитро называет вопрос распределение технологической доли FGFA «проблемой Москвы», мягко намекая, что Индия может либо снять часть доли инвестиционной базы, либо вообще покинуть программу, есть четкие аргументы для продолжения работ и желания Индии получить хороший «куш» в виде нескольких сотен истребителей FGFA. И с этого пути ее уже не сведет ничего. И «Сухой» отлично это осознает.

Ни навязываемый американцами контракт на поставки F-35A, ни французское предложение по 125 «Рафалям», тем более что последние еще более маловероятно из-за срыва Францией контракта по «Мистралям» (Индия отметила этот глупый поступок проамериканской страны в отношении своего партнера), не способны повлиять на программу FGFA, поскольку индусы прекрасно знают, что не один из западных самолетов не достигнет технологического уровня истребителя FGFA, являющегося ничем иным, как упрощенной версией Т-50 ПАК-ФА.

Представьте себе даже сравнение некоторых летно-технических качеств «Рафаля», F-35A с FGFA. Скорость западных истребителей не более 2100 км/ч, FGFA – 2500 км/ч, один только крейсерский сверхзвук будет проходить у индийского ПАК-ФА на скорости не менее 1,85М. Радиус действия «Рафаля» и F-35A не привышает 1100-1500 км, у FGFA- 2000 км. Отклоняемого вектора тяги у западных самолетов нет, а поэтому маневренность в БВБ хромает, FGFA будет иметь маневренность, как и Су-30МКИ.

Радиолокационные станции «Рафаля» и F-35A RBE-2 и AN/APG-81 имеют дальности обнаружения 150 и 190 км соответственно, на FGFA будет установлена либо Ш-121, как у ПАК-ФА, либо экспортный усовершенствованный радиолокатор с АФАР «Жук-А» с увеличенным ЭП и дальностью 250-300 км… здесь вариантов целая масса.

Еще одна особенность, которой сможет похвастаться и ПАК-ФА и FGFA — вспомогательные РЛС, встроенные в бока фюзеляжа, передние кромки крыла, задний кок, работающие в см-мм-диапазонах, и необходимые для обнаружения и ухода/перехвата атакующих ракет «земля-воздух» и «воздух-воздух» в зависимости от боевой обстановки.

Индии очень повезло со стратегическим партнерством с Россией. США, к примеру, не только отказываются продавать своим союзникам упрощенные F-22A спустя 25 лет после первых полетов, но даже отказывает в раскрытии даже незначительной информации об внутренних узлах конструкции двигателей и РЛК AN/APG-77.

Сравнивая развитие ВВС Индии с ВВС Китая, можно сказать, что и одни и другие учились всему у российских компаний; вышли на сравнимый боевой потенциал, но по разному пути: Индия в основном с помощью кооперации с Россией, а Китай — и с помощью кооперации и самостоятельно (истребители J-10B, J-20, J-31).

Сегодня Tejas напоминает по судьбе J-10, кто знает, может через 10 лет в Индии будет собственное 5-поколение отечественной разработки. Между тем в стране продолжают вестись разработки РПКСН «Архиант», которые автоматически заносят третью азиатскую сверхдержаву в список «ядерного клуба».

Истребитель «Tejas», не смотря на планер, разработанный французской компанией «Дассо» по аналогии истребителей семейства «Мираж», имеет компьютеризированную авионику индийского производства. Этот самолет относится к поколению 4+ и по боевому потенциалу ни сколько не уступает F/A-18C.

А тем временем, пока проходил очередной раунд переговоров по программе FGFA, с подвесок самолета ВВС Индии над Бенгальским заливом сошла управляемая авиабомба, преодолела 100 км и точно поразила заданную цель, еще на шаг приблизив страну к независимому военно-промышленному успеху.

/Евгений Даманцев/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ