Американская программа разработки «единого ударного истребителя» («Joint Strike Fighter») JSF стала не менее «раскрученной», чем в своё время противостояние между YF-22 «Раптор» и YF-23 «Чёрная вдова», и более «громкой», чем «Еврофайтер». Результатами программы стал многоцелевой малозаметный истребитель-бомбардировщик 5-го поколения F-35, который предстал перед миром военной авиации в трёх модификациях:
— F-35A (ударный тактический истребитель сухопутного базирования);
— F-35B (палубный истребитель УВВП, укороченного взлёта и вертикальной посадки, англ. STOVL; для КМП);
— F-35C (ударный истребитель ВМС США с улучшенными подъёмными качествами и дальностью за счёт использования крыла большей площади).
В одной из наших предыдущих статей, исходя из совокупных характеристик бортовой РЛС, силовой установки, показателей заметности, а также маневренных качеств, было смоделировано воздушное противостояние перспективной тактической авиации поколений 4-4++ с американским F-22A «Раптор», поскольку споры относительно плюсов и недостатков этого самолёта «кипят» и по сей день. Следовательно, целесообразно провести подобный анализ и по отношению к F-35.
Для сравнения остановимся на модификации F-35A, так как это более стандартизированная, лёгкая и маневренная боевая машина, запланированная серия которой уже сейчас приближается к 2200 истребителям, помимо ВВС США, наибольшее количество F-35A заказано Турцией и Австралией по 100 самолётов. Королевские ВМС Великобритании остановились на 138 F-35B. Но насколько ощутимое превосходство имеет F-35A CTOL (conventional takeoff and landing — обычная схема взлёта и посадки) по сравнению с лучшими образцами раннего поколения, и оправдана ли стоимость единицы в 95 млн. долларов?
Для начала подробно ознакомимся с характеристиками БРЛС, оптико-электронными системами и заметностью истребителя.
AN/APG-81 – БРЛС истребителя F-35, станция мощная, подтверждена способность сопровождения баллистических целей, но перед аналогичными версиями нашей РЛС «Жук-А» преимущества отсутствуют
По самым последним требованиям и в соответствии с давними традициями, F-35A «Lightning-II» оснащается достаточно современной БРЛС с АФАР AN/APG-81, антенное полотно которой построено 1200 ППМ, многофункциональная РЛС работает в Х-диапазоне и способна сопровождать 100 воздушных целей в режиме обзора, около 30 в режиме СНП (завязка трасс целей) и 8 в режиме точного автосопровождение, инструментальная дальность обнаружения крупной воздушной цели – 300 км, цели типа «МиГ-29СМТ» или «Рафаль» с ЭПР 2 м2 – 150 км, что по современным критериям не представляет ничего особенного.
Оптико-электронный прицельный комплекс самолёта заслуживает особого внимания. Данная система представлена сетью из 6 ИК-оптических визиров «DAS» с матрицами высокого разрешения, которая равномерно распределена по фюзеляжу F-35 и имеет всеракурсную апертуру, комплекс называется AN/AAQ-37 DAS, и на испытаниях показал стратегическую дальность разведки стартующих МБР в 1200 км. Изначально ракета визируется по высокотемпературному факелу из сопел ракетного двигателя, примечательно что AN/AAQ-37 продолжала автосопровождение БР даже после отключения двигателей и выхода в суборбитальный полёт.
Когда траектория БР попадала в радиус действия БРЛС AN/APG-81, последняя захватывала цель с возможностью перехвата, либо за счёт бортовых ракет «воздух-воздух» AIM-120C-7,8 (только в случае пролёта БР-цели в радиусе и потолке досягаемости), либо благодаря подсвету сторонним ЗУР-перехватчикам иных систем. Подобной системой обнаружения ракет по факелу двигателя обладает самолёт ДРЛО А-50, а также истребитель МиГ-35.
А испытания по перехвату 6-Маховой гиперзвуковой цели успешно проводились дальним перехватчиком МиГ-31БМ. Так что F-35А, оказавшись под обстрелом ракетами противника, способен не только уклоняться, но и перехватывать их часть благодаря совершенной СУО, где БРЛС работает в связке с оптико-локационной станцией.
Распределение ИК-камер системы AN/AAQ-37 DAS по апертуре передней полусферы (система тактического истребителя впервые получила стратегическую дальность наблюдения)
Заметность истребителя соответствует требованиям 5-го поколения, но по данным, найденным в нескольких источниках, находится в предельно допустимой точке для малозаметных истребителей, значительно уступая F-22A. ЭПР «Лайтнинга» варьируется в пределах 0,3 м2, от чего и будем отталкиваться в сравнении с другими истребителями.
Итак, начиная дерево противопоставления F-35A остальной существующей тактической, выбираем рубежи дальности воздушного боя от меньшего: БВБ – ВБСД –ДВБ.
В ближнем воздушном бою (БВБ) основными критериями сравнения являются показатели тяговооружённости, угловой скорости разворота, предельного угла атаки, наличия элементов сверхманевренности, а также оптико-электронные и нашлемные системы целеуказания. Тяговооружённость F-35A при нормальной взлётной массе в 18300 кг и тяге ТРДДФ F135-PW-100 в 19507 кгс составляет 1,06, предельный «программный» угол атаки около 50 градусов (на испытаниях был достигнут угол 73 град.), у «Раптора» тяговооружённость 1,23, «программный» угол атаки 60 град., плюс ко всему ОВТ по тангажу и на 82% большая площадь крыла.
Поэтому нагрузка на крыло у «Лайтнинга» — 428 кг/м2, у «Раптора» -331 кг/м2, как следствие значительно более низкая маневренность, позволяющая лишь проводить «энергетическое» маневрирование и никаких моментов сверхманевренности, присущих F-22A. F-35A в БВБ не имеет никаких аэродинамических бонусов перед такими истребителями как «Рафаль», EF-2000, «Mirage-2000-5» и полностью уступает им по всем показателям «догфайта», не говоря уже о наших МиГ-29, Су-30 или МиГ-35.
Относительный паритет сохраняется лишь с F-16C и F-15C и нашим тактическим бомбардировщиком Су-34, который наделён всеми истребительными характеристиками. Поднять шансы F-35 в ближнем бою может только суперсовременная нашлемная система целеуказания JHMCS II и ракета ближнего боя AIM-9X, оснащённая вектором тяги и большими углами прокачки координатора.
Воздушный бой средней дальности начинает «поправлять» плохое положение F-35A в воздушной войне. ВБ средней дальности в пределах визуальной видимости (5-20 км) уравнивает шансы F-35 на победу со всеми истребителями поколения 4 и 4+. В пользу «Лайтнинга» начинает играть его низкая ЭПР, благодаря которой он может производить срывы «захвата» вражескими БРЛС старых поколений, такими как Н001 или Н019 (Су-27, МиГ-29С).
Но в пределах визуальной видимости достигается лишь относительное равенство, так как все вероятные истребители, во-первых, способны уверенно сопровождать F-35 своими РЛС, во-вторых, установленные на наши самолёты КОЛС и НСЦ, способны даже в пассивном режиме обстреливать американский истребитель ракетами с ИК ГСН Р-27Т(ЭТ) и Р-73, а сопло двигателя F-35 не имеет никаких маскирующих способностей, снижающих мощнейшее тепловое излучение. На дальности 20 км американскому JSF всё ещё могут противостоять все «ранние» МиГи и «Сушки», а также «Миражи 2000», F-16 и F-15 и даже модернизированные F-4E и английские перехватчики «Торнадо ADV», т.е. всё известное 4-е поколение.
В воздушном бою средней дальности за пределами визуальной видимости (20-50 км) ситуация коренным образом меняется и первенство начинает переходить к F-35A. БРЛС Н001 истребителя Су-27 способна «захватить» его на расстоянии 50 км (с большой вероятностью срыва, особенно при применении «Лайтнингом» радиоэлектронного противодействия), в то же время РЛС AN/APG-81 будет уверенно «удерживать» Су-27 с его огромной ЭПР в 5,5 м2. РЛС НО19 (МиГ-29С) вообще не сможет обнаружить F-35 уже с 35-го километра. Поэтому такой воздушный бой будет оканчиваться либо безрезультатно, либо полным превосходством американской машины.
В бою за пределами визуальной видимости «отбить» господство у F-35 сможет лишь боевая авиация преимущественно 4+ и 4++ поколений, оснащённые мощными БРЛС с ПФАР, либо АФАР и некоторые др. Например: Су-30СМ, оснащённый РЛС Н011М «Барс», может обнаруживать и обстреливать F-35 на удалении до 70 км, МиГ-35 (БРЛС «Жук-А»),- тот же боевой режим на удалении 55-60 км, Су-27СМ3 (РЛС Н001ВЭ «Перо») – аналогичный показатель, ещё сюда целесообразно включить Су-34, МиГ-31Б, Су-35, JAS-39E, японский F-2, F/A-18E/F, F-15SE и китайские J-15S и J-10B.
В дальнем воздушном бою (ДВБ) (более 50 км) на равных с F-35A продолжает выступать всё поколение 4+ и 4++, но это равенство ограничивается 100 км, на которых «Лайтнинг» могут обнаружить только радары Су-34, МиГ-35, Су-30СМ(МКИ, МК).
В ДВБ на дистанциях свыше 100 км F-35A CTOL, вооружённый ракетами «воздух-воздух» AIM-120C-7,8 «AMRAAM» (120-160 км) имеет полное превосходство над всей истребительной авиацией поколения 4, 4+ и большинством машин 4++, кроме многофункционального Су-35С (БРЛС Н035 «Ирбис-Э» может обнаружить F-35 на дальности 220-230 км), МиГ-31БМ (уверенное обнаружение на 200 км), Т-50 ПАКФА (аналогично Су-35С, перспективная БРЛС Ш-121) и F-22A (обнаружение F-35A 190-200 км, РЛС AN/APG-77). Эти истребители могут обнаруживать и захватывать для обстрела F-35 ещё задолго до того, как последний сможет произвести ответный захват. Поэтому Су-35, при средней цене в 45 млн. долларов, является куда более эффективным комплексом завоевания господства в воздухе.
МиГ-35 не является 5-м поколением, но оснащается всеми тепловизионными и радиолокационными системами, присущими 5-му поколению, оптический модуль СОАР – аналог американской AN/AAQ-37 DAS
А вдаваясь в подробности того, что американские дальнобойные «АМРААМЫ» теряют скоростной потенциал на большой дальности, т.к. основная масса воздушных боёв ведётся на высотах 5000-10000 м, где плотность тропосферы выше, чем в стратосфере, и основная фаза боя начинается на удалении 70-80 км от противника, значительно большую перспективу имеет тот же Су-30МК, либо МиГ-35, стоящие до 40 млн. долларов, большая номенклатура вооружения для работы по «земле-воде» и маневренность которых определяют верх концепции российской авиации поколения 4++ над дорогим и достаточно «вялым» американским проектом JSF.
/Евгений Даманцев/
Многолетняя эксплуатация многоцелевого истребителя МиГ-21 доказала на практике: есть летчики-истребители и летчики-штурмовики, а вот многоцелевых летчиков одинаково умелых нет, несмотря на многоцелевые самолеты.