F-35A «Lightning II» в воздушном бою: оправдан ли ажиотаж

Американская программа разработки «единого ударного истребителя» («Joint Strike Fighter») JSF стала не менее «раскрученной», чем в своё время противостояние между YF-22 «Раптор» и YF-23 «Чёрная вдова», и более «громкой», чем «Еврофайтер». Результатами программы стал многоцелевой малозаметный истребитель-бомбардировщик 5-го поколения F-35, который предстал перед миром военной авиации в трёх модификациях:

— F-35A (ударный тактический истребитель сухопутного базирования);
— F-35B (палубный истребитель УВВП, укороченного взлёта и вертикальной посадки, англ. STOVL; для КМП);
— F-35C (ударный истребитель ВМС США с улучшенными подъёмными качествами и дальностью за счёт использования крыла большей площади).

В одной из наших предыдущих статей, исходя из совокупных характеристик бортовой РЛС, силовой установки, показателей заметности, а также маневренных качеств, было смоделировано воздушное противостояние перспективной тактической авиации поколений 4-4++ с американским F-22A «Раптор», поскольку споры относительно плюсов и недостатков этого самолёта «кипят» и по сей день. Следовательно, целесообразно провести подобный анализ и по отношению к F-35.

Для сравнения остановимся на модификации F-35A, так как это более стандартизированная, лёгкая и маневренная боевая машина, запланированная серия которой уже сейчас приближается к 2200 истребителям, помимо ВВС США, наибольшее количество F-35A заказано Турцией и Австралией по 100 самолётов. Королевские ВМС Великобритании остановились на 138 F-35B. Но насколько ощутимое превосходство имеет F-35A CTOL (conventional takeoff and landing — обычная схема взлёта и посадки) по сравнению с лучшими образцами раннего поколения, и оправдана ли стоимость единицы в 95 млн. долларов?

Для начала подробно ознакомимся с характеристиками БРЛС, оптико-электронными системами и заметностью истребителя.

F-35A «Lightning II» в воздушном бою: оправдан ли ажиотажAN/APG-81 – БРЛС истребителя F-35, станция мощная, подтверждена способность сопровождения баллистических целей, но перед аналогичными версиями нашей РЛС «Жук-А» преимущества отсутствуют

По самым последним требованиям и в соответствии с давними традициями, F-35A «Lightning-II» оснащается достаточно современной БРЛС с АФАР AN/APG-81, антенное полотно которой построено 1200 ППМ, многофункциональная РЛС работает в Х-диапазоне и способна сопровождать 100 воздушных целей в режиме обзора, около 30 в режиме СНП (завязка трасс целей) и 8 в режиме точного автосопровождение, инструментальная дальность обнаружения крупной воздушной цели – 300 км, цели типа «МиГ-29СМТ» или «Рафаль» с ЭПР 2 м2 – 150 км, что по современным критериям не представляет ничего особенного.

Оптико-электронный прицельный комплекс самолёта заслуживает особого внимания. Данная система представлена сетью из 6 ИК-оптических визиров «DAS» с матрицами высокого разрешения, которая равномерно распределена по фюзеляжу F-35 и имеет всеракурсную апертуру, комплекс называется AN/AAQ-37 DAS, и на испытаниях показал стратегическую дальность разведки стартующих МБР в 1200 км. Изначально ракета визируется по высокотемпературному факелу из сопел ракетного двигателя, примечательно что AN/AAQ-37 продолжала автосопровождение БР даже после отключения двигателей и выхода в суборбитальный полёт.

Когда траектория БР попадала в радиус действия БРЛС AN/APG-81, последняя захватывала цель с возможностью перехвата, либо за счёт бортовых ракет «воздух-воздух» AIM-120C-7,8 (только в случае пролёта БР-цели в радиусе и потолке досягаемости), либо благодаря подсвету сторонним ЗУР-перехватчикам иных систем. Подобной системой обнаружения ракет по факелу двигателя обладает самолёт ДРЛО А-50, а также истребитель МиГ-35.

Читайте также  Танки – на переплавку, самолёты – на модернизацию

А испытания по перехвату 6-Маховой гиперзвуковой цели успешно проводились дальним перехватчиком МиГ-31БМ. Так что F-35А, оказавшись под обстрелом ракетами противника, способен не только уклоняться, но и перехватывать их часть благодаря совершенной СУО, где БРЛС работает в связке с оптико-локационной станцией.

F-35A «Lightning II» в воздушном бою: оправдан ли ажиотажРаспределение ИК-камер системы AN/AAQ-37 DAS по апертуре передней полусферы (система тактического истребителя впервые получила стратегическую дальность наблюдения)

Заметность истребителя соответствует требованиям 5-го поколения, но по данным, найденным в нескольких источниках, находится в предельно допустимой точке для малозаметных истребителей, значительно уступая F-22A. ЭПР «Лайтнинга» варьируется в пределах 0,3 м2, от чего и будем отталкиваться в сравнении с другими истребителями.

Итак, начиная дерево противопоставления F-35A остальной существующей тактической, выбираем рубежи дальности воздушного боя от меньшего: БВБ – ВБСД –ДВБ.

В ближнем воздушном бою (БВБ) основными критериями сравнения являются показатели тяговооружённости, угловой скорости разворота, предельного угла атаки, наличия элементов сверхманевренности, а также оптико-электронные и нашлемные системы целеуказания. Тяговооружённость F-35A при нормальной взлётной массе в 18300 кг и тяге ТРДДФ F135-PW-100 в 19507 кгс составляет 1,06, предельный «программный» угол атаки около 50 градусов (на испытаниях был достигнут угол 73 град.), у «Раптора» тяговооружённость 1,23, «программный» угол атаки 60 град., плюс ко всему ОВТ по тангажу и на 82% большая площадь крыла.

Поэтому нагрузка на крыло у «Лайтнинга» — 428 кг/м2, у «Раптора» -331 кг/м2, как следствие значительно более низкая маневренность, позволяющая лишь проводить «энергетическое» маневрирование и никаких моментов сверхманевренности, присущих F-22A. F-35A в БВБ не имеет никаких аэродинамических бонусов перед такими истребителями как «Рафаль», EF-2000, «Mirage-2000-5» и полностью уступает им по всем показателям «догфайта», не говоря уже о наших МиГ-29, Су-30 или МиГ-35.

Относительный паритет сохраняется лишь с F-16C и F-15C и нашим тактическим бомбардировщиком Су-34, который наделён всеми истребительными характеристиками. Поднять шансы F-35 в ближнем бою может только суперсовременная нашлемная система целеуказания JHMCS II и ракета ближнего боя AIM-9X, оснащённая вектором тяги и большими углами прокачки координатора.

Воздушный бой средней дальности начинает «поправлять» плохое положение F-35A в воздушной войне. ВБ средней дальности в пределах визуальной видимости (5-20 км) уравнивает шансы F-35 на победу со всеми истребителями поколения 4 и 4+. В пользу «Лайтнинга» начинает играть его низкая ЭПР, благодаря которой он может производить срывы «захвата» вражескими БРЛС старых поколений, такими как Н001 или Н019 (Су-27, МиГ-29С).

Но в пределах визуальной видимости достигается лишь относительное равенство, так как все вероятные истребители, во-первых, способны уверенно сопровождать F-35 своими РЛС, во-вторых, установленные на наши самолёты КОЛС и НСЦ, способны даже в пассивном режиме обстреливать американский истребитель ракетами с ИК ГСН Р-27Т(ЭТ) и Р-73, а сопло двигателя F-35 не имеет никаких маскирующих способностей, снижающих мощнейшее тепловое излучение. На дальности 20 км американскому JSF всё ещё могут противостоять все «ранние» МиГи и «Сушки», а также «Миражи 2000», F-16 и F-15 и даже модернизированные F-4E и английские перехватчики «Торнадо ADV», т.е. всё известное 4-е поколение.

Читайте также  Зимний день на аэродроме с Су-34. Фоторепортаж

В воздушном бою средней дальности за пределами визуальной видимости (20-50 км) ситуация коренным образом меняется и первенство начинает переходить к F-35A. БРЛС Н001 истребителя Су-27 способна «захватить» его на расстоянии 50 км (с большой вероятностью срыва, особенно при применении «Лайтнингом» радиоэлектронного противодействия), в то же время РЛС AN/APG-81 будет уверенно «удерживать» Су-27 с его огромной ЭПР в 5,5 м2. РЛС НО19 (МиГ-29С) вообще не сможет обнаружить F-35 уже с 35-го километра. Поэтому такой воздушный бой будет оканчиваться либо безрезультатно, либо полным превосходством американской машины.

В бою за пределами визуальной видимости «отбить» господство у F-35 сможет лишь боевая авиация преимущественно 4+ и 4++ поколений, оснащённые мощными БРЛС с ПФАР, либо АФАР и некоторые др. Например: Су-30СМ, оснащённый РЛС Н011М «Барс», может обнаруживать и обстреливать F-35 на удалении до 70 км, МиГ-35 (БРЛС «Жук-А»),- тот же боевой режим на удалении 55-60 км, Су-27СМ3 (РЛС Н001ВЭ «Перо») – аналогичный показатель, ещё сюда целесообразно включить Су-34, МиГ-31Б, Су-35, JAS-39E, японский F-2, F/A-18E/F, F-15SE и китайские J-15S и J-10B.

В дальнем воздушном бою (ДВБ) (более 50 км) на равных с F-35A продолжает выступать всё поколение 4+ и 4++, но это равенство ограничивается 100 км, на которых «Лайтнинг» могут обнаружить только радары Су-34, МиГ-35, Су-30СМ(МКИ, МК).

В ДВБ на дистанциях свыше 100 км F-35A CTOL, вооружённый ракетами «воздух-воздух» AIM-120C-7,8 «AMRAAM» (120-160 км) имеет полное превосходство над всей истребительной авиацией поколения 4, 4+ и большинством машин 4++, кроме многофункционального Су-35С (БРЛС Н035 «Ирбис-Э» может обнаружить F-35 на дальности 220-230 км), МиГ-31БМ (уверенное обнаружение на 200 км), Т-50 ПАКФА (аналогично Су-35С, перспективная БРЛС Ш-121) и F-22A (обнаружение F-35A 190-200 км, РЛС AN/APG-77). Эти истребители могут обнаруживать и захватывать для обстрела F-35 ещё задолго до того, как последний сможет произвести ответный захват. Поэтому Су-35, при средней цене в 45 млн. долларов, является куда более эффективным комплексом завоевания господства в воздухе.

F-35A «Lightning II» в воздушном бою: оправдан ли ажиотажМиГ-35 не является 5-м поколением, но оснащается всеми тепловизионными и радиолокационными системами, присущими 5-му поколению, оптический модуль СОАР – аналог американской AN/AAQ-37 DAS

А вдаваясь в подробности того, что американские дальнобойные «АМРААМЫ» теряют скоростной потенциал на большой дальности, т.к. основная масса воздушных боёв ведётся на высотах 5000-10000 м, где плотность тропосферы выше, чем в стратосфере, и основная фаза боя начинается на удалении 70-80 км от противника, значительно большую перспективу имеет тот же Су-30МК, либо МиГ-35, стоящие до 40 млн. долларов, большая номенклатура вооружения для работы по «земле-воде» и маневренность которых определяют верх концепции российской авиации поколения 4++ над  дорогим и достаточно «вялым» американским проектом JSF.

/Евгений Даманцев/

14 КОММЕНТАРИИ

  1. понятно, что 4 поколению против пятых ничего не светит, а ставить на старые миги и сушки афары дорого, полезнее считаю делать дрло на базе сушек, с мощным афаром, который будет давать целеуказание на неведимки, мигам и сущкам 4 поколения. Ставить рэб хибины и небольшие противоракеты ( сбивать ракеты в-воздух рапторов) обязательно, на 4 поколение

  2. Здесь люди писали о «электронном пилоте» который в режиме реального времени получает информацию от АФАР и сам определяет какую цель на каком расстоянии, учитываются, так же погодные условия, степень опасности, перегрузки которые испытывает лётчик, способ «ухода» от ответного удара, если надо «приземлить» машину именно 5 поколения в автоматическом режиме. По сути дела в 5 поколении пилот как свадебный генерал, отвечающий разве что за «взлёт», всё остальное дело техники. И последнее: Если средний истребитель Миг 35 берёт на борт боевую нагрузку 6500кг, это почти предел, то тяжёлый истребитель Су (Т-50) берёт на борт нагрузку 10 000 кг, и естественно последний победит, но не сразу, и мига меньше вес, управляемые векторы тяги, станция РЭБ, вообщем он «огрызнётся» как следует. Американский истребитель F 35 «ведро с болтами» не потому что на «Локхиде» все идиоты, а потому что командование ВВС хотело одним самолётом сразу четыре самолёта заменить. Результат плачевный. F35B как следует не летает, не приземляется (горизонтальное приземление для туши более 20 тонн крайне проблематично), к тому же даже при повышенной мощности единственного двигла 22700кн или 22700 л.с всё равно трудно таскать топливо (более 6 тонн) и 9100кг боеприпасов. Это результат того, что «хотели всё и сразу» так не бывает. Этот урок надо выучить наизусть.

  3. Ну поймите же люди у F-35 кроме технологии «стелс» и хвалёного БРЭО нет шансов в манёвренном бою. 1. Жирный «пингвин» тяжёлый. 2. Перегрузка «всего» +7G, но этого мало для истребителя 21 века. У него «нагрузка» большая (пытаются повысить эффективность боевого применения), но у всех без «исключения» истребителей 4++ есть РЭБ, и можно «вести сумятицу» в электронный мозг любой нападающей ракеты. Кроме того есть ракеты с ГСН (головка самонаведения) это «лекарство» от нападающих ракет. У пятого поколения существенно расширена номенклатура вооружения (можно в режиме реального времени «обстреливать» до 16 целей, вот при таких «трудностях бытия» американский истребитель 5 поколения вполне может «сложить крылья», это вам не Миг 21, от истребителя 5 поколения, нужно «драпать» куда подальше.

    • Цитата: «Ну поймите же люди у F-35 кроме технологии «стелс» и хвалёного БРЭО нет шансов в манёвренном бою.»

      F-35 оснащен системой всеракурсного обстрела целей в ближнем бою. Ему не нужна сверхманёвренность.

      Видео: http://www.youtube.com/watch?v=e1NrFZddihQ#t=207

      А в дальнем бою у Т-50 нет шансов из-за его большой ЭПР.
      ЭПР Т-50 0.5 м², ЭПР F-35 0.001 м² — в 500 раз меньше!!!

      • ты, баран, что со свечкой стоял когда ЭПР Т-50 мерили? Его ЭПР сопоставим с ЭПР F-22, об этом заявлялось не раз.

    • Если считать ЭПР F-22 0.00015 м², а ЭПР Т-50 0.1 м² тогда:
      Т-50 обнаруживает F-22 на дальности 150/(1/0.00015)^0.25 = 16.6 км
      F-22 обнаруживает Т-50 на дальности 193/(1/0.1)^0.25 = 108.5 км — в режиме LPI (low-probability-of-intercept). В обычном режиме на дальности 225/(1/0.1)^0.25 = 126.5 км

  4. доманцев дилетант нет таких самолетов как F-35 или F-16 есть различные модификации так например если брать F-35 их 12 модификаций какой он имел самолет сам не знает какие АМРАМЫ чушь какую то пишет смех да и только

  5. F-35 оснащен системой всеракурсного обстрела целей в ближнем бою. Ему не нужна сверхманёвренность. ВООБЩЕ ТО все истребители поколения 4++ оснащены всеракурсной системой обстрела целей в ближнем бою. Кроме того, доказано что стелс ЭФФЕКТИВЕН только на БОЛЬШИХ дистанциях (более 200км), сейчас разрабатывают сверхмощные АФАР которые могут засечь цель (F22) на расстоянии 162 км. ЭТО ПРАВДА. Если не верите посмотрите на характеристики «Ирбис» он «видит» цель 0,001м на расстоянии 90 км. Проводились испытания, проектировали эту АФАР не дядя «ПЕТЯ» и «собутильники» а НИИП «Тихомирова» под руководством д.т.н. Белого. Самое трудное для «стелса» это когда АФАР может ещё и в дециметровом диапозоне работать!!! Тогда дальность обнаружения вырастет ещё заметнее.

    А в дальнем бою у Т-50 нет шансов из-за его большой ЭПР.
    ЭПР Т-50 0.5 м², ЭПР F-35 0.001 м² — в 500 раз меньше!!! У Т-50 действительно ЭПР 0,5м , но доказана крайне малая ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТЕЛС, да сейчас необходимо дорабатывать АФАР Н 036, электронный пилот, ИК обзорно-прицельную, сетецентрическую систему, ПОКА что у Т-50 нет шансов, посмотрим что будет у него к 2020 году.

  6. Нет там никакого 0,001м2. Если честно, то предел технологии стелс это где то 0,1м2, сейчас на более мощные афар переходят. Например Ирбис. Это всего-то ПФАР , но видит цель 0,001м2, на расстоянии 90 км. В будущем будут АФАР способные видеть цель 0,001м2, на расстоянии 160 км. К тому же не забываем о наличии ракеты К 172, которая сбивает цель на расстоянии 400 км. У беременного пингвина (F 35), по нашим оценкам вообще очень призрачный шанс на выживание, особенно против Су 30 СМ, Су 35, Миг 35С. У F 35 высокий мидель, масса, НАГРУЗКА НА КРЫЛО ВООБЩЕ ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ ЗАПРЕДЕЛЬНАЯ. Стелс на месте не стоит, но цена от этого только возрастает. За что Пентагон Локхиду платит за F 22 $ 412 000 000? Там цена композитов ого-го какая. Впрочем F 22 практически пенсионер. Отказываются от него, дорогой, бесполезный, очень капризный, много головной боли, от эксплуатации этой машины. Ещё хуже F 35. Так что пусть доделывают Су Т-50, и противник 100 раз подумает, пересекаться ли ему против Т-50.

  7. Знатоки тута собралиси. =0( А я скажу по простому. Мне ф35 нравится. Он красивый и дорогой. А чем мех дороже, тем лучше.

  8. В своих рассуждениях, уважаемые комментаторы, забывают учесть, что эти вот суперЭПР измеряют в режиме полного радиомолчания. А в реальных условиях, самолет включает свой радар, для обнаружения целей, и соответственно сам обнаруживается. Да и вооружение зачастую здорово демаскирует — увеличивает ЭПР Реальные боевые условия, это когда самолет летит с определенным боевым заданием, несет определенное вооружение, если случится воздушный бой, что крайне маловероятно, на его результат этого боя будет влиять целая куча параметров. Загрузка самолетов(тяговооруженность), какие средства поражения доступны летчику в момент боя — что ему повесели перед вылетом, кто из них окажется выше, кто раньше обнаружит цель, мастерство пилотов, полетное задание.

  9. Только полный идиот будет решать вопросы завоевания превосходства в воздухе с помощью истребителей-бомбардировщиков, адаптированных к наземным атакам.
    Апофеоз абсурда: — сравнить Су-34 и F-22 в воздушном бою,???

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя