Главная Армия России

Дроны в небе: всесокрушающий удар новейших беспилотников

17
2202

Российская авиация ожидает к 2020 году первые образцы ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Эти машины смогут в автономном режиме преодолеть огромные расстояния, сутками находиться в районе предполагаемых военных действий и при первой же необходимости нанести всесокрушающий удар высокоточными ракетами и бомбами. Глава Минобороны Сергей Шойгу потребовал от российских разработчиков ударных беспилотных летательных аппаратов ускорить темпы выполнения работ.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) нельзя назвать новым словом в военной технике. Их разработкой во всем мире занимались с 70-х годов прошлого века. Однако, своего расцвета, как средство ведения боевых действий они достигли совсем недавно. Полем триумфа стала война 1991 года в Персидском заливе, где против Ирака США применили сразу несколько типов беспилотных разведчиков.

Только применение одного БПЛА Global Howk позволило американцам обнаружить, а затем и уничтожить более 10 зенитно-ракетных батарей, около 70 автомашин и 300 танков иракской армии. И это всего за 20 боевых вылетов.

Фантомный лидер

Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук. Был создан знаменитый многоразовый космический корабль «Буран», совершивший свой первый и единственный полет в полностью беспилотном режиме.

Однако на этом тема беспилотной авиации практически сошла на нет. У Минобороны не было средств и идеологических предпосылок для заказа подобной техники. В свою очередь, в отсутствие спроса со стороны основного заказчика промышленность сконцентрировалась на выпуске «гражданской» продукции.

В 2008 году Минобороны объявило о начале программы стоимостью в 5 млрд. рублей по созданию современных образцов разведывательных беспилотных комплексов. Однако выполнить ее не удалось. Ни один представленный в ее рамках отечественный образец БЛА не только не соответствовал выданному техническому заданию военного ведомства, но и не выдержал самих испытаний.

В итоге необходимую технику, а также лицензию на ее производство Россия вынуждена была купить у израильской фирмы IAI – это беспилотники BirdEye 400 и Searcher Mk II. Сумма заказа превысила 400 млн. долларов. Причем стороны договорились об их лицензионном производстве на ОАО «УЗГА» в России – предприятии, входящем в холдинг «Оборонпром».

В инициативном порядке

Были ли какие-то конкретные задачи в области создания ударной беспилотной техники, неизвестно. Но в рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» — летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло» и внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.

По заявлению разработчиков, «Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий.

Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета — 4 тыс. километров. Скорость полета у земли — не менее 800 км/ч. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность» / «воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.

Годом позже о возможности создания собственного ударного беспилотного аппарата заявило КБ «Яковлев». Его базой был выбран новейший учебно-тренировочный самолет Як-130, а сама работа получила наименование «Прорыв». Использование Як-130, по словам разработчиков, обусловлено тем, что уже сейчас этот учебно-тренировочный самолет представляет беспилотный робот.

У самолета великолепные летные качества – он способен безопасно летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 километров в час. В Як-130 заложены такие элементы автоматизации, благодаря которым машина имитирует поведение любого российского или иностранного истребителя. При этом она абсолютно предсказуема и понятна как для обучаемого, так и для обучающего пилота.

Машина самостоятельно способна корректировать ошибки пилотирования обучаемого пилота. В случае, если летчик по каким-то причинам потеряет контроль за самолетом, Як-130 по сигналу с земли самостоятельно совершит посадку на аэродром.

В российских ВВС говорят, что Як-130 станет не только учебно-тренировочной машиной, но и легким ударным штурмовиком. Самолет за раз поднимает в воздух до 3 тонн высокоточных ракет и корректируемых бомб, с помощью которых можно уничтожать наземные объекты, обеспечить охрану границы, в том числе морской. При этом специалисты ВВС утверждают, что на Як-130 все это выполнить дешевле, чем на МиГах и Су, — топлива летающий компьютер потребляет на порядок меньше.

По массогабаритным характеристикам и дальности полета Як-130 аналогичен «Скату». Но, в отличие от второго, производится серийно, стоит на вооружении ВВС, что позволяет надеяться на то, что планы его переоборудования в беспилотный ударный комплекс не такие уж нереальные.

Свой проект беспилотного ударного комплекса представило и КБ Сухого. Его предполагаемое название – Х-40. Об этом БЛА практически ничего неизвестно, кроме того, что в своей конструкции он, скорее всего, будет наследовать «родовые черты» знаменитых истребителей марки Су. Кроме того, он, видимо, переймет у старших братьев и элементы автоматизации полета и боевого применения.

Удар в автоматическом режиме

Замгендиректора по НИОКР бортового оборудования Концерна радиоэлектроники Гиви Джанджгава, где была создана бортовая электроника истребителей Су-30, Су-35 и Т-50, согласен, что будущее боевой авиации за беспилотными авиационными комплексами. Причем многое, что должно быть в них быть реализовано уже создано, и используется в российских истребителях и бомбардировщиках.

Например, современные российские боевые самолеты могут совершать автономный полет с изменением высоты и огибанием рельефа местности, позволяя пилоту сконцентрироваться на обнаружении и уничтожении целей. При этом, машина не позволит летчику применить оружие, если его действие может повредить сам истребитель. Бортовой компьютер может решить и другую задачу – корректировать ошибки пилотирования не давая летчику выйти на критические режимы, при которых машина может свалиться в неконтролируемый штопор. Ну и наконец, при потере пилотом способности управлять самолетом в случае ранения или потери сознания, автоматически его катапультировать.

В контексте перспективы создания нового стратегического бомбардировщика, задание на аванпроект которого получило КБ Туполева, нельзя не сказать, что многие эксперты отмечают, что машина может стать полностью беспилотной. Уже сейчас самый современный российский стратегический бомбардировщик Ту-160 способен совершать межконтинентальный перелет в автоматическом режиме, самостоятельно применять весь спектр высокоточного управляемого вооружения по заранее намеченным целям.

Но вот стоит ли идти дальше? Конструктор согласен, что робот лучше человека. Подготовка пилота занимает годы и требует миллионных расходов. Его потеря — серьезный удар по боеготовности армии. К тому же человек может заболеть, испытывать психологические трудности и в итоге оказаться неспособным выполнить боевую задачу. Робот готов воевать всегда и в любых условиях. Потеря дрона не так критична, как строевого летчика. Его производство хоть и стоит миллионы, но подготовка пилота требует нескольких лет и миллиардных расходов военного бюджета. Но так ли совершенен дрон?

Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежка — конструктор, работающий над созданием российских беспилотных летательных аппаратов, в том числе и стратегического назначения, рассказал телеканалу ЗВЕЗДА, что «Ахиллесова пята» всех беспилотников в том, что они не способны по ходу выполнения боевой задачи вносить корректировки в программу полета в зависимости от изменения ситуации.

Американского робота MQ-1 Predator готовит к вылету несколько месяцев. Если в ходе проведения боевого задания, что-то пойдет не так, машину тут же вернут на базу. Многомесячный труд сотен людей, планировавших и готовивших боевой вылет специалистов оказывается пустым. Собственно так же, как и не выполненной боевая задача.

Нелегкий взлет

Сегодня тема создания ударных БПЛА, как и раньше, находится в тени более амбициозных и экономически выгодных «пилотируемых» проектов. Кроме чисто экономических причин, у этого есть и еще одно объяснение — чтобы поднять почти что игрушечный самолетик в воздух, его нужно сертифицировать почти как пассажирский авиалайнер, а его полет — регламентировать, как будто он будет кружить не над глухим участком тайги, а полетит по оживленному трансатлантическому маршруту. В конце концов, беспилотники запутались в бумагах, и работать с ними стало неинтересно.

Именно поэтому Минобороны активно закупает «маленькие» тактические беспилотники, способные подсказать командиру подразделения, что делается за соседним леском или горкой. Об оперативно-тактических, способных быть целеуказателями для артиллерийских и ракетных систем, практически ничего не говорится. Также, как и о существовании стратегических ударных комплексов.

«Такие работы ведутся в нашей стране, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов. – Однако, чтобы довести до ума отечественный БПЛА может потребоваться не год и не два. К сожалению, Министерство обороны долгое временя не уделяло внимания этой теме. По большим беспилотникам задела практически не было. Необходимые работы были инициированы военными лишь два года назад».

Например, как отмечает эксперт, компании «Транзас» и «Сокол» победили в конкурсе за право разработки больших БПЛА (в весовом диапазоне от 1 до 5 тонн). Можно предположить, что эти аппараты потенциально могут нести ударное вооружение. «Транзас» уже демонстрировал ударный БПЛА собственной разработки. Беспилотник под названием «Дозор-600» был впервые представлен на авиасалоне МАКС-2009. Кроме того, мы знаем, что компания «Сухой» делает большой беспилотник, о чем говорил президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. «Однако когда они появятся судить сложно», — говорит Федутинов.

Как выяснил телеканал ЗВЕЗДА, ударные беспилотники в России есть. 28 июня 2013 года на полигоне «Алабино» в Подмосковье министру обороны были показаны более 10 беспилотных систем отечественного производства. Часть из них находилась на открытых площадках, часть в армейских палатках — это была закрытая экспозиция для специалистов.

В одной из таких палаток, как рассказывают в Минобороны, министру был показан новейший российский БПЛА на солнечных батареях. Из-за своих огромных размеров машину в Подмосковье не привезли, и ее презентация шла с одного из предприятий по видео. Возможно, что это как раз и был тот первый ударный стратегический беспилотник, которого так ждет Минобороны.

/По материалам tvzvezda.ru/

17 КОММЕНТАРИИ

  1. Чапай

    беспилотники будут эффективны и как носители дальних ракет воздух-воздух, получая целеуказание от су -30(35)

  2. Юра

    Беспилотники действительно очень перспективны, так к 2025 году за океаном более 90% всей боевой авиации… будет беспилотной. НО те кто знает что такое ПРОГРАММИРОВАНИЕ, БАЗЫ ДАННЫХ, ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ, те знают, как это нелегко разрабатывается. Кроме того надо с самого начального этапа разработки «заложить» возможность беспилотного полёта, поиска цели, применения функции «электронного пилота» который сам знает, какое оружие, на каком расстоянии, и как самое главное «уходить» из под ответного удара, кроме того изделие КБ Туполева ну очень тяжёлое, и маневрировать ему крайне трудно, поэтому надо очень тщательно «продумать» возможности «беспилотных роботов», и главное, чтобы они возвращались все назад.

  3. кот-333

    Интересно, кто и как возразит Юрию? Лично я с Юрием согласен.

  4. Виталий

    Это структуры подобные структурам нервной ткани. Проблема цифровой техники в распознании. Требуются очень сложные алгоритмы для элементарных для человека вещей. Например распознание лиц, почерка. Для нейроподобных схем это не вопрос. Но они не программируются, их нужно обучать. Использовались они, к стати, в системе управления Бурана, та посадка их работа.

  5. кот-333

    А суть сей системы;регенерация(само-восстановление)и авто уход от помех. Я правильно понял?

  6. Василий

    Вот возьмём обычный компьютер, к которому все привыкли, если коротко, из чего он состоит? Центральный процессор (непринципиально, сколько в нём ядер) оперативка (кратковременная память) жёсткий диск (долговременная память) интерфейсы и т.д. короче всё это по-сути очень и очень дубово. Компьютер на основе нейросети (само название говорящее) если кратко, это огромная куча сверхмалых микропроцессоров (могут быть относительно небольшой мощности со своими микропрограммами и подзадачами) работающими в компактном пространстве на общий результат. Можно это и таким образом изготовить, что например, при механическом повреждении их части-другие, уцелевшие в данной схеме, возьмут на себя выполняемую задачу, скорость обработки естественно упадёт, чтобы она не особо критично упала-недорешённое можно скинуть например на рядом летящий дрон, дрон занят-значит скинет на стоящий в кустах танк, в котором тоже стоит нейрокомпьютер, в общем-то страшненькая вещь получается, уффф, у меня аж мурашки пробежали…

  7. Виталий

    Немного не так. Никаких процессоров: ни микро, ни макро никаких, никаких алгоритмов, это не цифровая технология. Под каждый процесс выстраивается своя структура. Элементарная база может быть любой: электроника, оптика. Главное структура. Преимущества обучаемость, накопление опыта, распознание образов, в общем для автономного механизма самое оно.