Несмотря на развитие авиационной техники, современных средств дальнего и космического обнаружения, боевые машины на поле боя не теряют своей актуальности. Ведь кому, как не им поддерживать огнем пехоту, подавлять укрепленные точки и «выкуривать» из зданий снайперов, до которых авиации добираться слишком долго.
История современного боя с участием танковой техники воистину разнообразна. В области применения танковой техники для поддержки пехоты по обе стороны океана преуспели как Советский Союз, так и США. И если история советских танков большинству интересующихся людей понятна, то вот про американские машины написано немного, даже несмотря на тот факт, что пропаганда западной военной машины практически носит американские танки на руках. Одним из самых узнаваемых и самых рекламируемых танков в стане США является М1 «Абрамс».
История вопроса
Активные работы по созданию этого танка были инициированы в США в 1970-х, сразу после прекращения совместной программы США и ФРГ по постройке основного боевого танка МВТ-70. В 1972 году Пентагон сформировал техническое задание к этому танку, а в 1974-м американское военное ведомство заключило контракт на разработку новой боевой машины с двумя компаниями — Chrysler и General Motors. Согласно контракту, опытный прототип танка необходимо было предоставить к 1976 году.
Путем испытаний, сравнений и глубокого анализа победителем вышел образец компании Chrysler. В целом, если не вдаваться в подробности, «крайслеровский» вариант был лучше во всем: в отношении силовой установки, ходовой части, системы целеуказания, обзора и управления огнем.
Наконец, после всех изысканий и технических доработок, началось серийное производство одного из самых передовых, по мнению американцев, танка. Первые М-1 General Abrams начали сходить с конвейера 28 февраля 1980 года. Назвали танк в честь генерала армии США Крейтона Абрамса, который командовал танковым батальоном в период Второй Мировой, а позже руководил операциями американских вооруженных сил во Вьетнаме. Кстати, Крейтон Абрамс лично принимал участие в обсуждениях вопросов нового танка.
Конструкторы «Абрамса» старались с самого начала придать танку более совершенные, плавные и изящные линии, и отчасти у них это получилось: «Абрамс» получился на порядок меньших размеров, чем его неуклюжие предки, танки М60, Т29, М103. Однако существенно снизить габариты танка американским инженерам так и не удалось. Связывают такое фиаско, прежде всего, с количеством членов экипажа — четыре человека плюс размещенный в кормовой части танка боекомплект.
Если сравнивать «Абрамс» с советским/российским танком Т-72, то американец получается на полтора метра длиннее. Вариант с маленькой и юркой машиной не прошел. Американский танк превышал Т-72 по основным параметрам: длине и ширине, но особенно по массе. Если советский танк весил 44 с небольшим тонны, то вес американца превышал все 60.
Слабые места
Большие размеры поставили перед конструкторами довольны сложные задачи в плане бронирования. Основные элементы брони инженеры стянули у трех основных частей танка: лобового ската внизу и бокам лобовой части башни. Все остальные узлы и элементы танка имеют относительную степень бронирования, или вовсе не защищены от серьезного обстрела.
Чтобы снизить саму массу брони и общую массу танка соответственно, на «Абрамс» была смонтирована многослойная броня «Чобхэм», но установлена она была почему-то только ниже лобового листа. Верхний же бронелист в передней части машины расположен под очень большим вертикальным углом, однако имеет очень маленькую толщину. Такая компоновка обнажает первый серьезный недостаток танка — низкую защищенность передней полусферы от обстрела сверху. Говоря простыми словами, если заходящий на «Абрамс» самолёт делает правильный маневр и заходит на цель, что называется, «как по учебнику», то у экипажа и самой машины практически нет шансов выйти из боя живыми.
В отличие от того же Т-72, у которого от авиаударов страдала только часть кормы, «Абрамс» оказался совершенно бессилен и проницаем практически от носа до кормы.
Еще одним серьезным недосмотром является отсутствие динамической защиты «Абрамса». Почему системы ДЗ не были в нем применены — до сих пор загадка. Видимо, расчет американской мысли упирался в надежность лобовой брони, которая по чьему-то странному убеждению гарантировала целостность машины в любом бою. Но и хваленая лобовая броня не оказалась панацеей. Доподлинно известно, что, несмотря на толщину брони, «Абрамс» может быть пробит такими типами советских боеприпасов, как КУВТ 9К120 «Свирь», 9К119 «Рефлекс», ПТРК 9К135 «Корнет», 9К111 «Конкурс».
Опираясь на опыт применения «Абрамса» в активной фазе войны в Персидском заливе, можно смело сказать, что американская машина — хорошо разрекламированный танк, который «лучшим боевым танком» никогда не станет. Анализируя то, как и против чего применялся американский маркетинг-танк, можно сделать вывод, что удел этой машины — бой с плохо подготовленным противником, который использует уступающую по оснащенности технику.
Еще одним важным аспектом применения «Абрамса» в Персидском заливе можно считать тот факт, что эти машины никогда не применялись в так называемом «танковом прорыве», когда танковая группа зачищает местность от огневых точек. Американские генералы никогда не посылали «Абрамсы» в бой без поддержки с воздуха. Буквально за час-полтора до активной фазы сухопутной операции, по уже разведанным позициям сил противника наносился ракетно-бомбовый удар, затем следовала штурмовка позиций самолётами A-10 Thunderbolt II, а уже потом шли «Абрамсы». Об их эффективности в данных ситуациях можно лишь догадываться.
Пробивались на «ура»
Настоящей проблемой для американских танков стали городские бои в Ираке в 2003-м году, когда США, объявив Саддама Хуссейна обладателем оружия массового поражения, вторглись на территорию арабской страны. От огня противника в условиях города механизированный корпус армии США из двадцати наступавших машин терял десять. Свидетельства местных жителей и самих американских солдат говорят о том, что самым эффективным средством борьбы с американской броней стал уже старенький советский противотанковый гранатомет РПГ-7.
Причем, что наиболее удивительно, американский танк ценой в 6 млн. долларов, выводился из строя реактивной гранатой от РПГ с индексом ПГ7В (одним из самых первых выстрелов для этого гранатомета) ценой всего в сотню долларов. Наибольшие и самые ощутимые потери наземные силы США, в чьем распоряжении находились «Абрамсы» потерпели во время штурма города Эль-Фаллуджа, в Ираке в 2004 году. Наступление с активным применением «Абрамсов» было признано одним из самых плохо спланированных и еще хуже проведенных сценариев боя после Второй Мировой войны и потребовало целых двух полноценных фаз. Только за время этой операции американские войска потеряли около 15 танков «Абрамс».
Резюмируя технические, защитные, огневые и прочие свойства этого танка можно заключить следующее. «Абрамс» — очень противоречивый, вызывающий множество нареканий и критики танк. Капризный в условиях пустыни и совершенно беспомощный перед мало-мальски вооруженной армией аппарат. Безусловно, его огневые возможности, которые обеспечивает 120-мм орудием — высоки. Но что делать, если на поле боя появятся расчеты с мощными противотанковыми системами? Как им противостоять? Над решением этого вопроса конструкторы «Абрамса», похоже, не задумываются.
Построив с добрый десяток модификаций этого танка, конструкторы так и не решили проблему плохой защищенности танка, а если учесть, что в модификации танка М1-А3 планируется снижение лобовой брони, то перспективы этой машины в условиях современного боя с обученной и хорошо вооруженной армией выглядят весьма мрачно.
/Дмитрий Юров, tvzvezda.ru/
Нуу — дай то бог , и не дай бог конечно…
Специалист по поводу плохой защиты Абромса М1А2 Сеп есть детальное фото оторванной башни в Ираке подорван на мощном фугасе весь экипаж погиб однако вышебные панели не вышибло его пира патроны с люками от бое укладки со снарядами и не взорвались и не детонировали и самое важное танк также не загорелся. И таких замечаний можно найти очень много не специалист по обгоревшему танку Абромс может по началу не понять выжил экипаж или нет? Но открытые на бок люки механика водителя говорят сами за себя а не опущенный ствол орудия говорит о том что гидравлика осталось вполне исправна. На одном из фото можно увидеть как в танк попала в переднюю часть мощная ракета меверик от дружественного огня но скорей всего по танку работал А10 А для предотвращения попадания военной технике противнику. По фото можно определить что пробит ее было сквозное так как солдат США стоит с измерителем дозиметром обследуя заражения внутреннего помещения ураном однако боеукладка не взорвалась и не детонировала не каких признаков пожара также нет.
Случаи бывают разные, можно найти много случаев когда Абрамс после поражения оставался целым и наоборот. Как говорил Сталин,-не важно как голосуют, важно как считают.
Специалист
Танк абромс изначально создавался с максимальным изоляции экипажа от боекомплекта и выживаемости самого экипажа а не танка его контейнеры со снарядами модернизировались несколько раз с момента его создания. Его алюминиевые котки легко плавятся при высокой температуре многие узлы на танке становятся не узнаваемые после мощного пожара с нар ужи но внутри все остаются целы в случае про горения боекомплекта или топливных баков экипаж покидает машину.
Хотя многие случае безвозвратного уничтожения танка Абромс в ираке 2003 г были банальны иногда подрыв на мощном фугасе а иногда боевики устраивали засады граната из РГ-7ВЛ с бронепробиваемостью до 500 мм или еще более мощная РГ-7ВЛ-2 с бронепробиваемостью 580 мм пробив кормовую броню подрывала боекомплект танка в тот момент когда разрежающий не ус пивал заржать орудие и термоупрочненная броне перегородка не была плотно закрыта и тогда вся ударная волна прогорающих снарядов шла не на верх а во внутрь всего боевого о деления поражая экипаж и весь танк.
В общем доступе есть фотографии, на которых запечатлена разорванная корма башни Абрамса, так вот на данных фотках видно как бронезаслонку вышибло взрывом внутрь башни.
Но самая интересная банальность заключается в том, что в 1991м, после оглушительных побед американских войск в Кувейте, Американцы и их союзники запросили у Ирака перемирия.
Специалист
Совершенно верно более 300 танков по другим данным около 200 танков М1 вышла из строя в результате не достаточно надежной фильтровентиляционной установки.
Не смотря что танки более и продвинутая модификации Абромс М1НА уже имели более надежную систему очистки фильтров у них тоже имелись случаи поломки двигателя.
С чем это было на самом деле связанно остаётся только размышлять, так как все таки на основном направлении у стран коалиции было еще достаточно боеспособных танков но то что это возможно была одна из причин имеет свою истину. .И в результате чего наземная операция была полностью прекращена.
По поводу недостаточно надежной кормовой размещения боеукладки все дело в том что первые Абромсы М1 имели ряд недостатков и имели не две кормовых среднего размера вышебных панелей а всего одну вышебную панель большую и 2 люка фактически для заряжания с перегородками внутри так вот когда происходило подрыв боеукладки основная ударная волна создавала большее избыточное давление в результате хранения большего количества ОФ снарядов что приводило к разрушению кормовой части с большой степени деформации. Но даже когда соблюдались вся техника безопасности размещения ограниченного числа фугасных многоцелевых снарядов в момент пробоины, хотя это было не всегда но иногда происходило стопорения снарядов и в результате чего получался большое избыточное давление.
Дальнейшее размещение снарядов несколько раз улучшалась толщина броне шторки и контейнера была усилена в 2-2.5 раза.
На первых модификациях Абрамсов, было три вышибных панели, на дальнейших модификациях стало две.
Что касается бронезаслонок, то одна закрывает укладку первой очереди, а вторая перекрывает укладку второй очереди, с тех пор и по сей день.
А самое интересное, у Абрамса нет , или по крайней мере не было, в боеукладке, ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫХ СНАРЯДОВ, как во время «Бури в Пустыне» в 91м так и в 2003м.
Что касается многоцелевых снарядов,-ну это всё равно что импотент с плоскостопием, ни по броне сработать ни по окопу с пехотой.
И хорош заливать о боевых поломках, надрали в 91м задницу как Абрамсам так и пиндосам, что они повторно на Ирак полезли через 12лет.
Так что сударь, прежде чем что либо набить , как вам кажется-заумное, полистайте справочники и литературу по теме, а то у вас одно сплошное натягивание презерватива на глобус получается.
Специалист
О боевых поломках двигателей около 300 танков и по другой информации более 327 танков по другим данным 258 машин М1 и М1А1 Абромс говорю и утверждаю не я а генералы Российской армии один из них Маев Сергей Александрович советский и российский военачальник, начальник эксплуатации вооружения и военной техники Вооружённых Сил Российской Федерации – начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации (1999—2004), директор Рособоронзаказа.
Грачёв Павел Сергеевич во время интервью про Иракскую войну 1991 годов операция (Шит в Пустыне Operation Desert Shield, август 1990 — январь 1991) также говорил о том что очень большая часть танков была выведена в результате поломок именно газотурбинных силовых установок танков М1Абромс.
Есть еще очень много генералов России и США кто про это факт говорили в официальных заявлениях также Немецкие генералы и генералы многонациональных принимавшие в этой сухопутной операции.
Нет всё таки вы подпиндосники большие оригиналы, вначале рассказываете как 15 минут меняются движки на западных танках, и какой у них высокий процент боеготовности, а когда эти танки начинают выходить из строя от боевого воздействия противника, дабы скрыть сей конфуз начинаете втирать про поломки на марше. А как же высокая и мобильная ремонтная пригодность западной техники, по поводу которой ты трусы терял?
Специалист
Я контактирую факты нельзя сравнивать все и в одну кучу и мешать со всем и при чем ту некультурный сленг?
Двигателя Французские развивались по своей ветке развития Американские по своей ветке, Германские по своей Российские по своей и Украинские тоже по своей и так далее. И сейчас они развиваются.
Основным недостатком первого газотурбинного двигателя М1 являлось именно его недостаточно хорошая надежность на момент его создания и эксплуатации, особенно в условиях пустыни или степной местности. После операции Буря в пустыне и Шит в пустыне 1991 г двигатель танка Абромс улучшался несколько раз основательное улучшение проходило в 2005 и 2012 году.
Именно по этому танк Т 80 с газотурбинным двигателем подобным американскому Абромсу создавался по своей собственной оригинальной конструкции силовой установки.
И первые танки Т 80 с газотурбинными двигателями превосходили американские двигателя именно по надежности.
А при чём тут это, когда речь идёт о том.
И следует писать констатирую, а не контактирую.
Потому что Валерий сам как аноним,танки только на детских рисунках видел.
Согласен с Анонимом.
Ещё бы не согласился — на пару окунутся мордой в грязь не так обидно.