ВВС РФ отстают в области дальнего наземного целеуказания

Вопрос, рассматриваемый в данной статье, затрагивает целый спектр проблем стратегической осведомлённости ВС России относительно действий оперативных военных формирований противника на континентальных ТВД в глубокой тыловой зоне. В наших ВВС вопрос этот существует уже несколько десятилетий, с момента появления высокоточного ракетного оружия, а также современнейших электронных систем у США и их союзников.

В то же время США имеют целый класс специализированных самолётов дальнего наземного обнаружения и целеуказания E-8 «Joint STARS» (Joint Surveillance Target Attack Radar System), которые способны отслеживать огромное количество наземных целей в радиусе 250 км, а затем отображать полученные данные на дисплеях операторов в виде приемлемой тактической карты театра военных действий оперативной глубиной 250 км. Таким образом 4  самолёта E-8 могут предоставить любому оперативно-стратегическому командованию НАТО подробную и достоверную картину расположения войск противника в прифронтовой тыловой зоне размером 250х1200 км.

ВВС РФ отстают в области дальнего наземного целеуказанияАмериканский самолёт дальнего целеуказания Е-8С «J-STARS»: получил боевое крещение в период проведения «Бури в пустыне», успешно отслеживались все перемещения пусковых установок ОТРК «Эльбрус» (в NATO «SCUD-B») и другой тяжёлой техники. В нижней передней части фюзеляжа в радиопрозрачном коке-наплыве находится мощнейшая МРЛС APY-3 с синтезированной апертурой

Самолёт E-8 «Joint STARS» совершил первый полёт в декабре 1988 года. Тогда же и была частично апробирована радиолокационная система высокого разрешения «J-STARS», которая на то время являлась совершенно новаторским изделием с уникальными характеристиками. На период развития данной программы с 1988 по 1991 год в проект было инвестировано около 2 млрд. долларов.

На сегодняшний день в ВВС США имеется около 20 самолётов Е-8, которые по праву считаются воздушными командно-штабными судами, способными на информационное обеспечение всех родов войск по каналу тактической связи «Link-16» («TADIL-J»), включая все носители КРМБ, КРВБ (от крейсеров и эсминцев CG-DDG, до тактической авиации F-15E, F-16C, F-22A).

Читайте также  Авиация против танков. Часть 4

Секрет комплекса «J-STARS» кроется в использовании высокопотенциальной РЛС с АФАР бокового обзора, которая имеет синтезированную апертуру и работает в X-диапазоне (на частотах 8-12 ГГц). Это частота является основной для высокоточных МРЛС зенитно-ракетных систем, осуществляющих наведение ракет на цель и подсвет, поэтому их погрешность минимальна.

Работой «J-STARS» управляют 17 высококвалифицированных операторов, которые на протяжении всего дежурства Е-8 заняты задачей снятия информации с синтезированной апертуры РЛС AN/APY-3.

Термин «синтезированной апертуры» РЛС можно объяснить в упрощённой форме: когда самолёт Е-8 облучив и сняв показания с 50000 км2 земной поверхности (в эти показания входит точно картографированная поверхность земли со всеми стационарными и движущимися объектами), начинает следующее одноминутное сканирование этого участка, но поскольку самолёт в движении, облучаемые проекции поверхности и наземных объектов меняются, поэтому обновлённая картина становится значительно чётче, удаётся выяснить примерный класс объекта по отражённой ЭПР, а также определить направление и скорость движения наземной техники. А используемый Х-диапазон позволяет сделать эти данные с более высоким разрешением, нежели S или L-диапазон, который даёт возможность точного сопровождения лишь высокоскоростных целей.

Зона обзора  РЛС AN/APY-3 составляет 120 градусов, а это означает, что при дальности 250 км, «J-STARS» визирует более 300 км фронтовой линии. Благодаря высоте патрулирования 10500-12000 м, самолет Е-8С, созданный на базе дальнемагистрального «Боинга 707-300» может находится на задании до 11 часов, благодаря чему для выполнения удачно стратегической наступательной операции может вполне хватить одного или двух бортов (в зависимости от протяжённости линии фронта). При дозаправке в воздухе время барражирования может достигать 20 часов!

Теперь посмотрим, что имеют ВВС России.

ВВС РФ отстают в области дальнего наземного целеуказанияРЛК-ДРЛО «Шмель-М»: позволяет вести безукоризненный командный воздушный бой, приданная инфракрасная обзорная система позволяет обнаружить старт МБР на удалении до 1200 км. Но по разведке наземных целей «Шмель» сильно отстаёт от американского самолёта Е-8С.

Усовершенствованный вариант самолёта ДРЛО А-50У, оснащённый РЛК «Шмель-М», тоже способен обнаруживать наземные цели типа «колонна танков» или ПУ ОТРК на расстоянии 250-300 км. Это стало возможным благодаря цифровой системе обработки принимаемых данных, но:
— во-первых, РЛК «Шмель» не имеет синтезированной апертуры;
— во-вторых, не построен на основе АФАР, или хотя бы ПФАР;
— в-третьих, работает в дециметровом диапазоне, ни о каком картографировании поверхности, а тем более информации о чётком перемещении наземных юнитов противника не может быть и речи.

Читайте также  Мировые военно-воздушные силы не снижают темпов развития, ч.2

Информация о наземной технике отображается на старых электронно-лучевых индикаторах в виде простых маркеров. Самолёт А-50 является идеальным средством лишь для проведения миссий по завоеванию превосходства в воздухе, а вот для планирования ударов по наземным целям,- это не лучший вариант.

И только лишь современные российские БРЛС «Ирбис-Э», Ш-121 могут работать в относительно точном и быстром режимах, но дальность обнаружения ими наземных целей несоизмеримо мала в сравнении с 26-метровой РЛС американского самолёта Е-8С. Для «Ирбиса» дальность обнаружения ПУ оперативно-тактических ракет не превышает 70 км, поскольку мощность излучающих модулей ПФАР намного меньше. Да и назначение у Су-35С совсем иное, более многофункциональное.

В ближайшие годы потребность в самолётах дальнего целеуказания для ВВС России многократно возрастёт, ведь без них любое военное противостояние может не просто затянуться, а и привести к провалу. Если бы только Министерство обороны чаще «вглядывалось» в эти тонкие и важные проблемы.

/Евгений Даманцев/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. А ещё данные разведчики светят своими мрлс,из-за чего они становятся предметом охоты истребителей противника.И хватит ставить в пример эту «бурю в пустыне», где ровная как стол местность, отсутствие авиации противника, в довесок данные разведчики,бажировали далеко предполагаемой зоны пво.

  2. А зачем Иракцам ослеплять данные системы, когда они их могли тупо сбить, если данный комплекс оказывался в радиусе поражения Иракской ПВО.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя