Воздушно-десантные войска и различные подразделения других видов и родов войск нуждаются в высокомобильной технике, необходимой для выполнения различных задач. К примеру, ранее во многих армиях мира использовались мотоциклы, оснащенные пулеметным вооружением. В последние годы в зарубежных странах все большее распространение получают квадроциклы. Такая техника, несмотря на некоторые специфические особенности, может с высокой эффективностью использоваться для решения различных задач.
Не так давно на квадроциклы обратили внимание российские военные. Подобная техника в последнее время несколько раз фигурировала на различных выставках. Кроме того, несколько квадроциклов использовались в ходе недавних совместных учений, прошедших в Сербии, и в других подобных мероприятиях. Как пишет «Красная Звезда», во время недавних учений 98-й дивизии ВДВ разведдозор одной из сторон, использовавший квадроциклы, предпринял быструю атаку и застал условного противника врасплох. При этом действия дозора были столь стремительными, что наблюдателям понадобилось пояснение от руководителей учениями.
Действительно, квадроциклы представляют определенный интерес для вооруженных сил, поскольку могут применяться для решения ряда задач. Например, их можно использоваться для обеспечения работы разведывательных групп в ближнем тылу противника. В ряде случаев квадроциклы имеют заметные преимущества перед техникой иных классов. Они могут свободно передвигаться по песку, через густые посадки, по заболоченной местности и т.д.
Отмечается, что за счет малого давления на грунт квадроциклы способны двигаться даже по противотанковым минным полям. В частности, такая возможность в ходе недавних учений позволила разведдозору выполнить поставленную задачу, поскольку условный противник был ограничен в своих возможностях ввиду наличия минных заграждений.
Для использования в российских вооруженных силах сейчас предлагаются два квадроцикла, оснащаемые вооружением и специальным оборудованием. Обе новые разработки проходят испытания, а также проверяются в рамках учений. Следует отметить, отечественными компаниями созданы сразу два военных квадроцикла, что может иметь положительные последствия, связанные с конкуренцией.
Первый из предлагаемых квадроциклов – машина «Тульчанка». Именно такая техника была отправлена в Сербию для участия в учениях. Проект переоборудования гражданского квадроцикла в боевой вариант был разработан в тульском ЦКИБ СОО. В качестве основы для «Тульчанки» был выбран серийный гражданский квадроцикл Stels ATV 600 Leopard, разработанный компанией «Веломоторс» и выпускаемый Жуковским мотовелозаводом. В соответствии с проектом «Тульчанка» базовая машина получает навигационное оборудование и системы для установки вооружения.
Квадроцикл ATV 600 Leopard имеет сварную трубчатую раму, на которой монтируются все агрегаты. Машина оснащается четырехтактным одноцилиндровым бензиновым двигателем объемом 594 куб. см и мощностью 39 л.с. Двигатель потребляет бензин с октановым числом не менее 92. Крутящий момент двигателя через трансмиссионные валы передается на все четыре колеса. В составе трансмиссии имеются сцепление центробежного типа и клиноременной вариатор. Для запуска двигатель оснащается ручным и электрическим стартером.
Колесная ходовая часть квадроцикла «Леопард» оснащается независимой рычажной подвеской с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Передние колеса имеют ход 175 мм, задние – 220 мм. Колеса обеих осей имеют дисковые тормоза с гидравлическим приводом. Колесная база – 1365 мм, клиренс – не менее 320 мм.
Боевой вариант квадроцикла ATV 600 может оснащаться системой спутниковой навигации и оборудованием связи. Передний багажник базовой машины позволяет перевозить до 25 кг груза. В случае с квадроциклом «Тульчанка» на переднем багажнике устанавливается опорная платформа, на которой, в свою очередь, монтируется необходимое оружие. Утверждается, что «Тульчанка» может нести пулеметы, в том числе крупнокалиберные, или автоматический гранатомет. На задней грузовой платформе имеется второе крепление для оружия.
Экипаж квадроцикла может состоять из двух человек. Один из них ведет машину и управляет передним оружием, второй располагается за его спиной и отвечает за обстрел целей в задней полусфере. По некоторым данным, для защиты экипажа квадроцикл оснащается специальным кевларовым тентом, который должен уменьшать риск поражения людей пулями или осколками.
По имеющимся данным, машина «Тульчанка» создавалась по заказу ВДВ. Десантники и командование войск пришли к выводу о необходимости подобной техники, которая должна использоваться для быстрой переброски подразделений в тех случаях, когда использование бронетранспортеров или автомобилей не оправдано. Такое предназначение позволяет мириться с врожденными недостатками квадроциклов.
В сентябре квадроцикл «Тульчанка» показали вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Чиновник и представители армейских спецподразделений опробовали машину в условиях полигона и высоко оценили ее. Тем не менее, были высказаны определенные пожелания. По словам Д. Рогозина, машина слишком шумна, не имеет достаточной защиты, а также не обеспечивает требуемого удобства работы «кормового» стрелка.
Квадроциклы «Тульчанка» уже собираются серийно и передаются в войска. Так, в недавних российско-сербских учениях использовались полтора десятка новых машин. Всего для ВДВ планируется закупить 400 квадроциклов. В будущем возможна закупка некоторого количества снегоходов, оснащенных специальным оборудованием и оружием. Они будут использоваться для выполнения боевых задач в условиях Заполярья.
«Тульчанка» на базе «Леопарда» является не единственным вариантом боевого квадроцикла, предлагаемого войскам. Определенный интерес представляет аналогичная техника на базе машин компании «Русская механика» (г. Рыбинск). Рыбинское предприятие представило на испытания сразу два т.н. мотовездехода: РМ 500 4х4 и РМ 500 6х4. Известно, что эти машины уже прошли испытания на нескольких полигонах министерства обороны, по результатам которых был сформирован список необходимых доработок.
Четырехколесный мотовездеход РМ 500 4х4 в определенной мере похож на машину ATV 600 Leopard, хотя имеет несколько заметных отличий. Так, рыбинская машина имеет одноцилиндровый двигатель объемом 503 куб. см мощностью 40,8 л.с. Квадроцикл оснащен двумя платформами для размещения грузов, которые могут использоваться как по своему прямому назначению, так и для установки вооружения.
Мотовездеход РМ 500 6х4 имеет трехосную колесную часть с двумя ведущими осями. Изменение конструкции шасси позволило оснастить машину сравнительно крупной грузовой площадкой в задней части. По своей конструкции, характеристикам и возможностям РМ 500 6х4 представляет собой доработанный вариант машины РБ 500 4х4 с двумя дополнительными колесами и кузовом для грузов. Заявлена возможность перевозки до 400 кг различных грузов.
Мотовездеходы «Русской механики» уже прошли испытания на площадках Минобороны. Испытания проводились в различных климатических условиях, что позволило выяснить сильные и слабые стороны техники. По результатам испытаний был подготовлен список необходимых доработок, утвержденный Генштабом. После исправления выявленных недостатков мотовездеходы могут быть приняты на вооружение с целью оснащения различных подразделений, нуждающихся в подобной технике.
Последние новости о закупках министерством обороны квадроциклов с вооружением говорят о том, что российские военные начали перенимать зарубежный опыт. В ряде стран мира подобная техника уже используется в качестве транспортных средств для перевозки бойцов и вооружения в определенных условиях. Теперь осваивать новую технику предстоит и российским военнослужащим.
По вполне понятным причинам квадроциклы «Тульчанка» и другая техника этого класса не заменят в войсках существующие автомобили или бронемашины. Боевые квадроциклы должны дополнять иную технику и выполнять определенные задачи, специфика которых мешает использованию автомобилей или бронетранспортеров. К примеру, это может быть работа в горных условиях или в песчаной местности.
Тем не менее, использование новой техники, как показывает зарубежный опыт, будет иметь достаточно ограниченный характер. При всех своих преимуществах в виде хорошей скорости и проходимости квадроциклы и мотовездеходы имеют существенный минус – невозможность обеспечения приемлемой защиты экипажа. Сама архитектура подобной техники не позволяет использовать достаточное бронирование, поскольку оно негативно скажется на ряде характеристик. Таким образом, боевые квадроциклы могут применяться только в тех ситуациях, когда от транспортного средства в первую очередь требуется высокая подвижность, а не огневая мощь или высокий уровень защиты.
По имеющимся данным, ВДВ планируют приобрести четыре сотни квадроциклов «Тульчанка». Такое количество новой техники позволит оснастить все подразделения, нуждающиеся в ней. При этом, однако, новые квадроциклы не смогут и не должны вытеснять иные транспортные средства. Так, главным средством перевозки людей и грузов по-прежнему останутся различные автомобили, а роль основного транспорта на поле боя останется за специализированной бронетехникой.
/Рябов Кирилл, topwar.ru/
местами нужная техника
Не пойму, о какой бронезащите экипажа может идти речь? Это же мототехника, быстрая, легкая.
По поводу шумности конечно можно доработать гражданский вариант.
амеры наши «Уралы » мотоциклы покупают, а сами на квадрах ездим, которые наверняка ещё в разы дороже
тема очень интересная и очень перспективная!!!!
При анализе возможностей современного солдата оказывается, что он прегружен индивидуальной экипировкой и не очень мобилен, а это в условиях современного боя с применением беспилотных разведывательных средств гарантированное превращение в малоподвижную мишень для средств поражения…
А вот квадрациклы или им подобные индивидуальные транспортные платформы могут в корне изменить картину современного боя.
Вотнекоторые усовершенствования которые как мне кажется могут потребоваться современной «ТАЧАНКЕ»:
— электротяга — что обеспечит бесшумность(что очень важно для транспортного средства на поле боя);
— наличие управления со второго места, т.е стрелок с пулеметом типа «КОРД» (с оптикой) располагается впереди, а водитель с зади, это позволит делать скоротечные вылазки на большие расстояния в глубь чужой обороны «РЕЙДЫ»;
— наличие впереди у водителя броне-плиты с уровнем защиты не ниже 6, для безопасности всего экипажа с фронта, не помешает и кивларовая накидка быстро снимаемая и устанавливаемая;
-также необходима возможность преодолевать водные преграды, для этого можно разработать комплект шин низкого давления легко устанавливаемых и снимаемых и.т.д и.т.п….)))) идей много и главное запас хода не менее 500 км.
Нужны совмещенные устройства пулемет и гранатомет,,, защитные легко раскидываемые палатки с термозащитой чтоб необноружили сверху по тепловизору есть много изобретений жду tesla5555@rambler.ru