Многоцелевые АПЛ по праву считаются основной угрозой и главной ударной силой современных флотов. Они бесшумно скользят в глубине, готовые в любой момент впиться зубами в днище вражеского корабля или обрушить огненный ливень на побережье противника, оставив того в полной растерянности от собственного бессилия. Их долгий кровавый след протянулся сквозь сушу и морскую поверхность, став наглядным примером возможностей современных подлодок.
Внутри современной субмарины тесно от механизмов и оружия. Гигантские ГАС и сонары бокового обзора, что способны за сотни миль засекать корабли противника. Суперкомпьютеры и боевые информационные системы, соединившие все отсеки и подсистемы подводной лодки. Крылатые ракеты большой дальности достанут врага, даже если тот прячется в подземном бункере в тысячах миль от побережья.
Подводный крейсер способен месяцами не подниматься на поверхность. Дистиллят и воздух он добывает прямо из морской воды, а его шумовой фон близок к естественному шумовому фону океана! Многоцелевой атомоход вооружен чисто конвенционным оружием и может без ограничений применяться в локальных войнах, убивая каждого на своем пути.
Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ), или, по бесхитростной классификации НАТО, fast attack submarine — скоростной подводный охотник. На календаре — год 2014-ый. В море — четвертое поколение многоцелевых АПЛ. Какими достижениями в данной области могут гордиться отечественные корабелы? И чем «порадуют» нас наши зарубежные «братья до крови»?
Проект 0885 «Ясень» и 08851 «Ясень-М» (Россия)
В строю — 1; в процессе постройки — 3; в планах — постройка 6-8 лодок до 2020 года.
Водоизмещение (надводное/подводное) — 8 600/13 800 тонн. Глубина погружения (рабочая/предельная) — 520/600 м. Экипаж — 90 чел., в т.ч. 32 офицера.
Самая крупная и сильно вооруженная из всех лодок данного обзора. 10 торпедных аппаратов и 8 ПУ шахтного типа с суммарным боекомплектом 32 крылатые ракеты! Российский «Ясень» — симбиоз двух добрых традиций отечественного ВМФ. Многоцелевая торпедная (ПЛАТ) и лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) соединились в едином проекте подводного крейсера, идеально приспособленного для ведения боевых действий на море.
Впервые на отечественном флоте «Ясень» получил габаритную сферическую ГАС, занявшую всю носовую часть подлодки. Полуторакорпусная конструкция с прочным корпусом из аустенитной стали АК-32 с пределом текучести 100 кгс/мм2. Двухрежимная ГЭУ и обновленный реактор с интегрированными в его корпус трубопроводами первого контура.
Автоматизированная система контроля радиационно-химической обстановки нового поколения. Расположенные побортно торпедные аппараты. Гидроакустический комплекс «Аякс» с конформными антеннами, размещенными по всему корпусу лодки. Таким, коротко говоря, получился российский «Ясень»!
Преимущества:
— широкий диапазон рабочих глубин;
— мощнейшее ударное вооружение;
— унифицированное семейство КР «Калибр» для атаки морских и наземных целей. ПКР с отделяемой сверхзвуковой БЧ и крылатые ракеты с дальностью пуска свыше 2000 км. Противокорабельная модификация «Калибра», ЗМ-54, по праву считается одной из самых совершенных морских ракетных систем;
— гребной электродвигатель для скрытного «подкрадывания» к противнику (двухрежимная ГЭУ);
— обзорная телесистема МТК-115-2 (позволяет транслировать «картинку» с поверхности при нахождении на глубинах до 50 м);
— высокий уровень автоматизации. Для управления столь крупной лодкой достаточно 90 моряков.
Недостатки: «Ясень» критикуют за его избыточно крупные размеры и уровень собственных шумов, превышающий аналогичные показатели у зарубежных подлодок. Обилие архаичных решений (например, ГТЗА ОК-9), доставшихся в наследство от лодок 3-го поколения. Отсутствие водометного движителя (используется обычный винт).
Наибольшая порция критики достается головной лодке проекта — К-560 «Северодвинск», которая строилась и достраивалась в течение 20 лет. Часть выявленных недостатков «Ясеня» обещают устранить на модернизированном проекте «Ясень-М».
«Вирджиния» (США)
В строю — 11; в процессе постройки — 7; в планах — 32 субмарины до 2030-го года.
Водоизмещение подводное — 7900 тонн (первая подсерия). Глубина погружения — засекречено. Экипаж — 135 чел., в т.ч. 15 бойцов SEAL. Вооружение: 4 бортовых ТА калибра 533 мм (27 единиц минно-торпедного вооружения), 12 пусковых шахт для «Томагавков», шлюзовая камера для работы «морских котиков», внешнее крепление для контейнера с водолазным снаряжением, необитаемые подводные аппараты.
Начиная с пятой подсерии, «Вирджинии» получат дополнительный 30-метровый отсек вооружений, а их суммарный ракетный боезапас возрастет до 40 «Томагавков» (+ появится возможность несения др. целевой нагрузки).
Американский «демократизатор», ориентированный на выполнение тайных заданий у берегов противника: скрытное наблюдение, разведка, проведение диверсий и нанесение ударов по берегу высокоточным оружием. Сообщается, что такие лодки идеально приспособлены для действий в прибрежной зоне, а их возможности максимально соответствуют текущей геополитической обстановке.
Преимущества:
— высокая тактическая гибкость;
— модульная конструкция и большой модернизационный потенциал; в настоящее время в строй вступают уже «Вирджинии» третьей подсерии с полностью перестроенной носовой частью (подковообразный сонар LAB и две шестизарядные ракетные шахты вместо 12 одиночных ПУ);
— необитаемые подводные аппараты AN/BLQ-11 для разведки и проделывания проходов в минных полях;
— реактор нового поколения S9G с естественной циркуляцией теплоносителя (меньшее число насосов — меньший уровень шума). Активная зона S9G при определенных условиях не требует перезарядки в течение 30 лет;
— высокая «тактическая» скорость подводного хода и низкий уровень собственных шумов. Сообщается, что средства обнаружения «Вирджиний» способны контролировать обстановку даже на скорости 20-25 уз., несмотря на гул механизмов ГЭУ и шум обтекающей корпус воды.
Недостатки:
— высокая стоимость (~2,5 млрд. долларов за каждый корабль), при этом имеются неразрешимые проблемы с гидроакустикой у лодок первых подсерий (расчетные параметры ГАК BQQ-10 на практике достигнуты не были);
— загадка со сроком службы реактора: расчетное значение (33 года) достигается лишь при его бережливой эксплуатации и ограниченном числе выходов лодки в море;
— слишком большой экипаж для такой «малютки» (что, впрочем, объяснимо большим количеством систем и боевых постов на борту американского подводного корабля).
«Астьют» (Великобритания)
В строю — 2; в процессе постройки — 4; в планах — 7 подлодок до 2024 г.
Водоизмещение (надводное/подводное) — 7000/7400 тонн. Глубина погружения — засекречено (обычно указана тестовая 300+ метров). Экипаж 98-109 чел. в зависимости от поставленных задач. Вооружение: 6 торпедных аппаратов и 38 единиц минно-торпедного и ракетного оружия, в т.ч. запускаемые через ТА крылатые ракеты большой дальности «Томагавк». Наружное крепление для контейнера с водолазным снаряжением.
Британский подводный терминатор, претендующий на роль самой совершенной из ныне строящихся АПЛ. За стильной угловатой внешностью скрывается множество тайн и секретов. Сообщается, что это самые скрытные в мире атомоходы, чьи фантастические средства обнаружения способны отслеживать лайнер «Куин Элизабет-2» по всему маршруту от Лондона до Нью-Йорка (когда сама лодка находится у берегов Туманного Альбиона).
39 тысяч лоскутов из специального полимера на внешней поверхности корпуса полностью поглощают излучение вражеских сонаров, создавая иллюзию, словно это не 97-метровый «Астьют», а детеныш дельфина.
Преимущества:
— заявленная высокая скрытность;
— удивительные возможности ГАК «Sonar 2076» производства фирмы Thales;
— новизна конструкции — современный проект, разработанный практически «с нуля»; значительная доля новых тех. решений, ранее никогда не применявшихся на кораблях Королевских ВМС;
— как и все англосаксы, экипажи британских «Астьютов» получили возможность нести «Топоры», что значительно расширило возможности лодок в операциях против нефтедобывающих стран «третьего мира».
Недостатки: «Новейшая атомная подводная лодка HMS Astute, строительство которой обошлось Великобритании в 9,75 млрд. фунтов стерлингов, протекает, ржавеет и передвигается недостаточно быстро, чтобы уйти от преследования. Последние испытания подлодки выявила инженерные проблемы, из-за которых судно не способно развить заявленную максимальную скорость» — (The Guardian от 16 ноября 2012 г). Видимо, не все в порядке в британском королевстве.
«Барракуда» (Франция)
В строю — 0; в процессе постройки — 3; в планах — 6 подлодок до 2027 г.
Водоизмещение (надводное/подводное) — 4800/5300 тонн. Глубина погружения (рабочая/предельная) — 350/400 м. Экипаж 60 чел., в т.ч. 8 офицеров. Вооружение: 4 торпедных аппарата и до 20 единиц минно-торпедного и ракетного оружия, в т.ч. тяжелые торпеды нового поколения «Блэк Шарк» и стелс-КР большой дальности SCALP-Naval. Предусмотрена возможность размещения на борту до 12 «морских котиков», а также наружное крепление для контейнера с водолазным снаряжением.
Несмотря на свои миниатюрные размеры, малышка «Барракуда» способна показать свои острые «зубки» и надолго отбить желание у противника связываться с такой угрозой. Самая маленькая из многоцелевых АПЛ 4-го поколения представляется чрезвычайно интересной с точки зрения конструктивных решений. Почти вдвое возросшее время боевого патрулирования, по сравнению с предыдущими французскими АПЛ типа «Руби» (с 45 до 70 суток).
Обновленный реактор К-15, не требующий перезарядки в течение 10 лет (базовая версия — каждые 7 лет). Водомет вместо обычного винта, крестообразное хвостовое оперение, высокий уровень автоматизации и зенитные ракеты A3SM (MICA), способные поражать противолодочные вертолеты из подводного положения!
Преимущества:
— малые размеры и, как следствие, повышенная скрытность. Затруднение обнаружения лодки магнитными детекторами;
— средства ПВО! Впервые в истории атомного подводного флота лодка получила возможность сбивать вражескую противолодочную авиацию из подводного положения;
— в качестве топлива используется уран с низкой степенью обогащения, предназначенный для гражданских АЭС;
— малый экипаж, низкие эксплуатационные расходы по сравнению с др. АПЛ 4-го поколения.
Недостатки:
— низкие энергетические возможности вследствие малых размеров самой лодки. Скорость её подводного хода не превысит 23…25 узлов, но, что гораздо важнее, возможности средств обнаружения «Барракуды» также будут ограничены в сравнении с полноценными атомоходами др. флотов;
— относительно слабое вооружение и малый боекомплект.
«Си Вулф» (США)
В строю — 3; программа строительства серии из 29 подлодок отменена.
Водоизмещение (надводное/подводное) — 7500/9100 тонн. Глубина погружения (рабочая) — 580 метров. Экипаж — 126 чел., в т.ч. 15 офицеров. Вооружение: 8 торпедных аппаратов с «секретом».
Говоря открытым текстом, «Морской волк» способен разбить лицо любому из молодых «фраеров», что любят щеголять словечками типа «хай-тек», «ситуационная гибкость» и «модульная конструкция». В отличие от «Вирджиний» и «Барракуд», ставших следствием компромиссов при урезании военных бюджетов, «Волчара» был адским порождением эпохи холодной войны. Ультимативный подводный охотник за русскими субмаринами под ледяным панцирем Арктики.
Максимальная скорость 35 уз., тактическая — 25. Увеличенный диаметр корпуса, позволивший реализовать беспрецедентные меры акустической изоляции и противоударной защиты. Звукоизолирующее покрытие корпуса представляло собой сплошной массив полимерной массы (в отличие от тысяч плиток на обычных лодках). Заявленный уровень собственных шумов «Си Вулфа» оказался в 10 раз ниже, чем у его предшественников — АПЛ типа «Улучшенный Лос-Анджелес».
Его сверх-ГАК состоит из 11 антенн различного назначения, в т.ч. шести широкоапертурных антенн AN/BQG-5D на внешней поверхности корпуса (общее кол-во сенсоров и гидрофонов возросло на порядок, по сравнении с «обычными» АПЛ типа «Лос-Анджелес»). Рабочая глубина погружения достигла 580 метров. Появился водометный движитель.
Громадный боекомплект из 50 единиц минно-торпедного и ракетного вооружения. Как и у любого уважающего себя киллера, у «Си Вулфа» было оружие «с глушителем» — в его 660-мм торпедных аппаратах был реализован принцип самовыхода торпед. В результате акустики вражеской субмарины до последнего не подозревали, что «Си Вулф» рядом и уже открыл огонь.
Жесть, жесть, жесть! На сегодняшний день так и не было создано лодки, способной «тягаться» по боевым возможностям с «Морским волком». Что до модных словечек типа «хай-тек», то оптронные мачты вместо перископов были у него еще 20 лет назад.
Преимущества: «Си Вулф» — самый совершенный по комплексу характеристик среди многоцелевых АПЛ 4-го поколения.
Недостатки:
Его стоимость! Уже в те времена «Си Вулф» стоил 3 млрд. долларов — в 4 раза дороже обычного «Улучшенного «Лос-Анджелеса». С исчезновением ВМФ СССР программу строительства «Волков» постепенно прикрыли. Из 29 подлодок успели вступить в строй лишь две + еще одна («Картер») была достроена в 2003 году в виде подлодки для специальных операций (т.е. с ограниченными боевыми характеристиками в качестве подводного охотника).
Суперкорабль был рассчитан на любые типы угроз, но к такому бою оказался явно не готов. В 2003 году, во время всплытия в районе Северного полюса, на подлодку «Коннектикут» (типа «Си Вулф») напал белый медведь. Зверь поцарапал торчащий изо льда руль и убежал в ледяную пустыню.
>> одновременно скормив рыбам 323 аргентинских моряка
а не мудила ли автор ?
=) вы хотите сказать что 323 аргентинских моряка были скормлены рыбам автором статьи, а не англичанами?
Я думаю , что это писал явно не военный специалист, чтобы позволить себе такое высказывание.
Сколько не общался с подводниками — всегда существует негласная солидарность с коллегами по ремеслу, даже если это противник.
Уж не говоря о том, что в данном конфликте РФ была не на стороне Англии.
С подводниками времён ВОВ тоже общались?
КАК-ТО НЕ ПАТРИОТИЧНО АВТОР ВЫЛИЗЫВАЛ АМЕРИКАНСКИЕ ПОДЛОДКИ,УЛУЧШАЯ ГИДРОДИНАМИКУ…СВОЕГО ХОДА ПО ЖИЗНИ…
Данный автор всё западное вылизывает.
Если вкратце, без перечисления всего бреда.
«Успех операций «Атрина» и «Апорт» подтвердил предположение, что военно-морские силы Соединенных Штатов при массированном использовании Советским Союзом современных атомных подлодок не смогут организовать сколько-нибудь эффективного противодействия им.»
«В конце 1985 года сложнейшее подледное плавание совершила К-524 под командованием капитана первого ранга В.В. Протопопова, старший на борту — командир тридцать третьей дивизии капитан первого ранга Шевченко. Замысел похода заключался в том, чтобы пройти в Атлантический океан из Северного Ледовитого океана, обойдя с северо-востока Гренландию. Командира АПЛ за этот поход удостоили звания Герой Советского Союза.
Подводная лодка, войдя в море Линкольна, прошла через мелководные и узкие проливы Робсон и Кеннеди, которые отделяют Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела, прошла бассейн Кейна и вышла в Баффинов залив через пролив Смита, после чего отправилась в северную Атлантику.
Маршрут был опасным и чрезвычайно сложным. Он изобиловал мелями, а также айсбергами, которые обильно подбрасывались ледниками Гренландии. Из-за айсбергов в море Баффина безопасных глубин не существовало. Единственным надежным информационным средством в данных условиях была гидроакустика.
Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671РТМК-524 уже в Атлантике встретилась с авианосцем ВМС США «Америка» и скрытно «атаковала» его (естественно, условно). Продолжительность похода составила 80 суток, из которых 54 – на глубинах свыше 150 метров подо льдами. За участие в данной операции капитан первого ранга Протопопов получил звание Герой Советского Союза.
Однако «Щуки», пребывая в почтенном возрасте, продолжали демонстрировать свои высокие боевые качества. Об этом говорит случай, который произошел зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов. Посольство России в Лондоне 29 февраля обратилось к командованию ВМС Великобритании с просьбой оказать помощь матросу подлодки (командир капитан первого ранга Иванисов), который перенес на борту лодки операцию по удалению аппендицита, с последующим перитонитом (его лечение возможно только в условиях стационара). Вскоре больного вертолетом «Линкс» с миноносца «Глазго» перенаправили на берег. Однако британские СМИ не столько умилялась проявлению военно-морского сотрудничества между Россией и Великобританией, сколько выражали недоумение по поводу того, что во время того как в Лондоне велись переговоры, в Северной Атлантике, в том районе, где находилась подводная лодка ВМФ России, проходили натовские противолодочные маневры (кстати, в них участвовал и ЭМ «Глазго»). Но атомоход удалось засечь лишь после того как он сам всплыл на поверхность для передачи матроса на вертолет. По словам газеты «Таймс», русская подлодка продемонстрировала свою скрытность при осуществлении слежения за противолодочными силами. Примечательно, что англичане приняли «Щуку» за более современную (более малошумную) субмарину 971-го проекта.»
Это не считая «Граната» с дальностью стрельбы 3000 км.
Автору, явно не знакомому с предметом обсуждения, не мешало хотя бы ознакомиться с историей вопроса.
А как же 971 проект? Где на подводное водоизмещение 12 770 т всего 73 человека, максимум автоматики, скорость, глубина, тихоходность, всё на высшем уровне.
А «Акула» 941 проект, где уникальные изолированные отсеки и служебные и спасательные и торпедные. ПВО своё тоже есть. Не говоря уже про фантастические бытовые условия.