Сейчас практически каждый второй знает о существовании и назначении американских крылатых BGM-109A «Tomahawk» и Х-55СМ, но если подойти к оценке данных образцов современных наступательных вооружений более ёмко, перед нами открывается огромное множество как достоинств, так и недостатков данного типа вооружения.
Во-первых, вспомните, в каких современных конфликтах применялись те же «Томагавки», и против какого противника. Как правило, мишенями данных «топориных стай» являлась слаборазвитая система противовоздушной обороны стран «третьего мира», таких как Ливия и Ирак, на вооружении которого и близко не было таких зенитно-ракетных комплексов, как С-300ПС(ПТ) и даже самоходных «Тунгуссок-М1». Впрочем, даже иракцы смогли перехватить часть выпущенных «Томагавков» силами ЗРК «Оса» и ЗАК «Шилка».
Представьте же, если сейчас американцы попытаются применить их против нашей страны, либо Китая… шансы успешного проведения такой операции менее 10% против мощной сети ПВО-ПРО.
Именно из таких операций западные СМИ часто представляют несведущему обозревателю «геройство и класс» американских и Королевских ВВС, стреляющих «Томагавками».
Реалии современного времени же говорят совершенно об обратном: для взлома современной ПВО и уничтожения военной инфраструктуры противника совсем недостаточно одних только стратегических КР, запускаемых из под крыла стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев. Необходимы дальнобойные, гиперзвуковые и «умные» ПРЛР, обладателями которых сейчас являются только Россия со своей Х-58УШКЕ и Великобритания, с умной противорадарной «ALARM», о которых рассказывалось в летнем цикле наших публикаций.
Но не менее важными являются работы по ещё одному виду крылатых ракет,- лёгким тактическим крылатым ракетам большой дальности, которые возможно использовать не только с подвесок дальних ракетоносцев, но и с большинства видов современной фронтовой тактической авиации. И явные лидеры в данном вопросе уже «вырисовались» в конце 90-х гг. – начале XXI века.
Американская корпорация «Локхид Мартин» в 2002 году представила свою высокоточную КР AGM-158 «JASSM». Американцы смогли добиться дальности действия от 500 (базовая AGM-158) до 1300 км (AGM-158B со значительно увеличенным запасом топлива и более экономичным ТРДДФ), точность попадания (КВО) не превышала 3 м, при этом масса ракеты составляет 1020 кг, а БЧ 430 кг.
Самое интересное и тактически непредсказуемое то, что в список носителей ракеты, помимо тяжёлых B-52H «Stratofortress» и B-1B «Lancer», попали почти все тактические истребители, включая F-15E, F/A-18C/E/F, и даже лёгкий F-16C в многочисленных его «блоках» (модификациях).
Главной ударной единицей КР «JASSM» является кассетная, унитарная, либо проникающая боевая часть. В последней применяется специальный вольфрамово-стальной сердечник и разгоняющий взрывоконтейнер массой около 110 кг, что придаёт сердечнику при подлёте к укреплённой цели скорость 1080 км/ч. На этой скорости он может углубляться в стандартный грунт на глубины 7-24 м (в зависимости от угла входа к нормали) и проламывать Ж/Б плиты с габаритом от 1 до 2 м, также в зависимости от угла соприкосновения.
Такая лёгкость и дальность ракеты получена благодаря исполнению фюзеляжа из современных композиционных материалов, а также применению передовой наноэлектроники. На базовой модификации ракеты используется ТРДФ J-402 с большим компрессором, что позволяет серьёзно экономить топливо, на версии AGM-158B устанавливается ТРД двухконтурный, который ещё более экономный.
Ракета имеет инерциальный принцип наведения с радиокоррекцией по информации, полученной военной спутниковой системой NAVSTAR на основном участке полёта и ИК наведение на конечном участке и непосредственно перед целью. При использовании ракеты на дальностях свыше 200 км появляется необходимость в использовании самолёта стратегической разведки RC-135V, который играет роль воздушного ретранслятора, получая и обрабатывая данные от ИК ГСН, в которых в настоящем времени передаётся тепловое изображение цели, в зависимости от которого как оператор, так и ЦВМ ракеты может выбрать наиболее ракето-безопасную проекцию подлёта, если объект охраняется слабой ПВО, при сложной эффективен лишь массированный налёт со всех направлений.
Ракета AGM-158 способна следовать рельефу местности на высоте меньшей, чем у «Томагавка» (50 м), около 20 м, а также имеет меньшую длину, и естественно ЭПР, скорость полёта около 800 км/ч. Но ЭПР её не миниатюрна, и составляет около 0,1 м2, что всё ещё видимо для современных РЛС. По общей совокупности свойств AGM-158 «JASSM», — весьма современное и эффективное высокоточное вооружение, где-то сопоставимое, а где-то уступающее следующим в нашем списке ВТ ракетам.
Второй образец ВТО — тактическая КР большой дальности «Taurus KEPD 350». Эта ракета на 4 года новей своей американской предшественницы и разработана в развитых странах Старого Света — Германии и Швеции. Немецкая компания «MBDA Deutschland» и шведская «Saab Bofors Dynamics AB» наделили ракету очень даже продвинутым комплексом уклонения и преодоления ПВО противника. Ракета «Таурус» оснащена устройством отстрела дипольных отражателей и тепловых ловушек, что на сегодняшний день очень редко встречается в проектировании ВТО.
Помимо этого, ее боевая часть имеет не малую номенклатуру типов: самонаводящиеся боевые элементы «Смарт-Сид», которые способны точно поражать бронетехнику и прочие и их скопления даже в условиях мощного тумана или снега, поскольку каждый такой элемент оснащен АРГСН миллиметрового диапазона с частотой работы 94 ГГц, бронепробиваемость данных элементов до 150 мм, что смертоносно для верхних бронелистов танков, не оснащенных КАЗ «Арена» и др.; также часто используются осколочные, кумулятивные и бетонобойные боеприпасы STABO.
Но самое интересное оснащение ГЧ представлено БЧ «MEPHISTO », до которой американские разработки еще не дотянулись, это еще один пример того, что США еще далеко не все освоили.
Эта боевая часть представляет собой своеобразный «швейцарский механизм» искусственного интеллекта. Он, во-первых, оснащается лазерными дальномерами, которые рассчитывают идеальное для подрыва лидирующей кумулятивной БЧ расстояние до цели, затем в дело вступает главный ОФ-бетонобойный снаряд, весящий около 400 кг.
Компьютеризированная система подрыва ОФ БЧ, оснащенная цифровым акселерометром, регистрирует импульсные перегрузки при прохождении боевой частью бетонного габарита, и в соответствии с сохраненным на накопитель файлом со стандартами эталонов перегрузок, затем рассчитывает плотность бетона и пройденное расстояние, результатом является четкое вычисление подрыва главного заряда для нанесения максимальных повреждений. Данная боевая подсистема называется «Programmable Intelligent Multi Purpose Fuze», сокращнно PIMPF и позволяет наиболее экономно и эффективно использовать заложенный в ракете потенциал.
Существует множество модификаций ракет «Таурус», среди которых ракета с полезным грузом любого назначения, вместо БЧ, а есть и ракета со сверхвысокочастотным излучающим элементом, которая одним мощным электромагнитным всплеском может уничтожить все радиоэлектронные и силовые системы, а также системы связи противника.
Крейсерская скорость ракеты «Taurus KEPD 350» тоже около 800 км/ч, но при желании ее можно либо увеличить до 1020 км/ч (для более энергичного противоракетного маневра или ускорения удара), либо уменьшить до 670 км/ч (для преодоления сложного рельефа местности на сверхмалой высоте полета).
Система наведения ракеты более совершенная, чем у американской ракеты, и помимо тепловизионной ГСН имеет оптико-электронную систему коррекции полета по заранее заложенным в ЦВМ изображениям ландшафта, а также инерциальную навигационную систему на основе лазерных гироскопов, которые любят использовать в ЮАР И Японии при разработке новой техники. Данная ракета более тяжелая и весит 1360 кг. Ее дальность 350 км для «Таурус 350» и 150 км для ракеты «Таурус L»(, т.е. Light-легкая, модификация для истребителей «Грипен»).
И, наконец, наша разработка, появившаяся в 2001 году — ракета Х-59МК2. Ракета имеет более типичный для ракеты вид, и имеет крестообразное оперение и подвешенный отдельно (вынесенный за пределы фюзеляжа) ТРД 36МТ, размещенный в компактной мотогондоле. За счет меньшей массы наша ракета обладает лучшей скоростью (до 1050 км/ч) и тяговооруженностью 0,53, на 3% лучше, чем у «Таурус», и на 11% выше, чем у AGM-158A( B).
Диаметр корпуса ракеты 420 мм, против 550 — у западных ракет, а значит, что фронтальная ЭПР примерно 0,08 м2, либо аналогичная. Вес БЧ, которая бывает как проникающая, так и кумулятивная, составляет 320 кг, она включает лишь встроенный таймер с задержкой взрыва (более простой, но чуть менее эффективный механизм).
Траектория маршевого участка полета проходит на высоте 50-300 м над поверхностью, в зависимости от ПВО противника, перед целью ракета снижается до 4-5 м. Весь полет корректируется корреляционно-оптической ГСН со спутниковым приемником ГЛОНАСС, а также радиолокационным высотометром А-079Э.
Точность КВО Х-59МК2 составляет 3-4 м, дальность — 285 км, меньше, чем у западных аналогов. Из достоинств можно определить высокую живучесть двигателя при попадании мелких объектов, экономичность, надежность при мощном тепловом и ударном облучении. Ракета более маневренная, быстрая, чем другие подобного класса.
Возможность применения с бортов Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-35 и др. делает ее востребованной в ВВС до достаточных объемов поставок комплекса «Калибр-А». А учитывая, что родоначальником семейства Х-59МК и МК2 была проверенная Х-59 «Овод», созданная в самый пик «холодной войны», сомневаться в надежности качеств ракеты не стоит.
Описанные ракеты основывают вторую компоненту воздушного эшелона наступления, сразу после СКР типа Х-55 или «Томагавк», но являются ВТО более оперативного характера, поэтому представляют не меньшую угрозу, тем более что носителем может быть обычный тактический сверхзвуковой истребитель.
/Евгений Даманцев/