Начавшаяся 20 марта 2014 года приёмка военного имущества в Крыму завершила первый, и основной этап укрепления обороноспособности полуострова, как главного стратегического объекта РФ на юго-западном стратегическом направлении.
29 октября, РИА Новости, ссылаясь на пресс-службу ЮВО, сообщило о формировании базовой системы ПВО Крыма. И система эта уже далеко не такая, которую мы привыкли наблюдать на территории полуострова в течение последних 23 лет, когда большая часть воздушно-космического пространства полуострова прикрывалась лишь одним С-300Ф «Форт», установленным на РКр пр. 1164.5 «Москва» и одним дивизионом С-300ПС, принадлежащим тогда украинской стороне.
Дальность этих ЗРК не более 90 км, и двух комплексов (даже с их мощным противоракетным потенциалом), находящихся в Севастополе, было абсолютно недостаточно для прикрытия больших площадей полуострова, особенно от проникновения перспективных средств воздушного нападения через горную сеть в его южной оконечности.
Поэтому, в течение полугода система ПВО была полностью обновлена новейшей техникой, а в частности: по всей территории полуострова распределили ещё несколько дивизионов ЗРК С-300ПС и С-300ПМУ-2, для прикрытия ближнего рубежа «трёхсотых» были развёрнуты ЗРСК «Панцирь-С1». В целях мобильной СПРН в Крыму в спешном режиме размещают РЛК «Небо-М», которой была посвящена одна из предыдущих наших статей.
В качестве авиации ПВО на остров передислоцировали целый истребительный авиаполк, состоящий более чем из 40 Су-27. Также на полуостров перегнали не менее 1 звена Су-30СМ, которые оснащаются современной БРЛС Н011М «Барс» с дальностью обнаружения цели типа «F/A-18E/F» — 150 км, а F-35C – 90 км. ПФАР данной РЛС может сопровождать 15 целей одновременно, и обстреливать 4, а бортовой комплекс передачи тактической информации «К-ДлАЭ» может ретранслировать тактическую обстановку, наблюдаемую своей БРЛС, истребителям Су-27, на которых тоже есть «К-ДлАЭ», т.е. Су-30СМ является как сверхманевренным перехватчиком ПВО, так и «мини-ДРЛО», как и МиГ-31Б (БМ).
В случае эскалации конфликта в регионе при активном участии НАТО, в Крым в течении получаса может быть переброшено звено Су-34, базирующееся на а/б Морозовск в Ростовской области, и укомплектованное как в противокорабельном, так и в противорадиолокационном вариантах.
Кроме ПВО, в обороне Крыма максимально усилена именно противокорабельная компонента. Около десятка ПКРК «Бастион-П» сосредоточены на окраинах Севастополя (15-20 ПКР П-800 «Оникс» могут быть одновременно запущены по американским РКр и ЭМ УРО, не считая секретного количества этих 2,7-Маховых ракет на складах), также это 16 ПКР П-1000 «Вулкан» на крейсере «Москва».
На полуостров прибудет полк дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3, которые могут быть носителями гиперзвуковых средств ВТО, таких как аэробаллистическая ОТР Х-15 и «супертяжёлая» многоцелевая КР Х-22 с БЧ массой 0,95 тонны, и скоростью полёта на маршевом участке траектории от 4200 до 6400 км/ч. Во время испытаний была подтверждена колоссальная мощь фугасно-куммулятивного комплекта массой 500 кг, который способен прожечь 12 м дыру в борту любого американского авианосца и сделать пробоину по ватерлинии диаметром 20 м, что, несомненно, обездвижит АУГ.
Правда эффект от МРАУ ракетами Х-22 может быть достигнут исключительно при использовании с «Ониксами» или крылатыми «Искандерами-М», и только с применением активных РЭП, потому что Х-22 – крупная ракета с ЭПР около 0,7-1 м2, и даже целый ударный эшелон может быть легко перехвачен системой «Иджис» одного-двух американских кораблей системы «Иджис», если первый будет применён без вспомогательных средств. Впрочем, после поступления на вооружение «Бэкфаеров» ракеты Х-32 многое может измениться даже без необходимости совместного использования.
Самым интересным фактом, пугающим Пентагон, является радиус действия наших ракет, не позволяющий НАТОвской АУГ даже приблизится к портам Грузии. Зона свободного оперирования западных АУГ ограничивается только юго-западной частью Черноморья, и всё.
Немалая доля в обновлении крымской обороны пришлась и на противолодочные силы, которые должны «прослушивать» все подводные рубежи полуострова, дабы предупредить попытки высадки в Крыму различных подразделений СПН типа «Морских котиков» или SAS, в случае открытого крупного конфликта, у последних в арсенале немалое количество тихоходных средств транспортировки, включая мини-субмарину «Mark 8 Mod 1 SDV» и десантный катер SOC-R.
В этих целях уже в 2015 году ЧФ получит 2 многоцелевые ДЭПЛ пр. 636.3 Б-261 «Новороссийск» и Б-262 «Старый Оскол». Разработанные на базе знаменитой «Варшавянки», данные субмарины имеют минимальную акустическую заметность благодаря использованию покрытий из современных звукопоглощающих материалов, а также специальные звукогасящие крепления силовых агрегатов, позволившие понизить передачу вибрации от механизмов к узлам корпуса подлодки.
Запас хода подлодок проекта 636.3 превышает 10000 км, и лодки способны скрытно и долго патрулировать подводные пространства черноморского и средиземноморского бассейнов, пополняя запасы провизии и топлива, как с борта вспомогательных судов, так и в портах Крыма и военно-морской базе в Тартусе (Сирия).
Вооружение данных подводных лодок относительно небольшое, но очень технологичное и быстрое. Из шести 533-мм торпедных аппаратов может быть выпущено до 18 торпед и 4 ПКР или СКР «Калибр-ПЛЭ» (ПКР 3М54Э или перспективная СКР с дальностью 2500 км, на подобии Х-55СМ). Данная подлодка может внезапно всплыть, выполнить залп крылатыми ракетами по близкорасположенным целям, и снова погрузиться, последние могут даже не успеть отразить удар оборонительными ЗРК, итог для них будет печальный. Сценарий этот является уменьшенной копией работы МАПЛ пр. 949А.
Шесть ТА «Варшавянки» могут быть использованы для 24 мин, для расстановки в водах обороняемого берегового участка. Ведь неспроста 636-й проект был назван «чёрной дырой», способной уничтожить вероятного противника без собственной демаскировки. В планах поставки в ЧФ шести фрегатов проекта 11356 (сторожевые корабли), а также МРК пр.21631 «Буян-М». Самым значимым для флота событием станет появление в Чёрном море фрегата пр.22350 «Адмирал Горшков», который всё простаивает в «Северной Верфи», это судно будет нашим морским ответом «Иджису».
Сухопутные войска также не остались без «подарков». На вооружение СВ были приняты лучшие в мире ПТРК «Хризантема-С», которые не только практически не уступают по бронепробиваемости «Корнету-Э» (1200 мм против 1300 мм за ДЗ), но и обладают двумя типами наведения. Помимо ПТУРС с лазерной коррекцией полёта, в комплект входит ракета с радиокомандным наведение, благодаря которому «Хризантема-С» может поражать цели в плохих метеоусловиях и при постановке противником густой дымовой завесы. Координаты могут быть получены от контрбатарейных РЛС артразведки, надвтулочных РЛС ударных вертолётов и других средств целеуказания.
Комплекс 9К123 построен на базе БМП-3, и имеет аналогичное мощное бронирование лобовой проекции от обстрелов 30-мм БПС и высокую проходимость и скорость движения по пересечённой местности (55 км/ч) и на плаву (10 км/ч). Данные самоходные ПТРК будут направлены, главным образом, на границу с Херсонской областью Украины, чтобы успешно реагировать на предполагаемые попытки украинской стороны вновь вторгнуться на полуостров, причём при вероятной поддержке Запада.
Нездоровая активность войск НАТО наблюдается в районе Чёрного моря уже давно, и Крым должен быть под защитой, которая ничем не хуже, чем у Мурманска или Москвы, тем более что Игорь Стрелков недавно подчеркнул, что в недалёком будущем нашему Русскому Миру предстоит много чего противопоставить «западной цивилизации».
/Евгений Даманцев/