К написанию этой статьи меня подтолкнула новость на бразильском авиационном интернет-ресурсе «Poder Aereo» за 1 ноября, где рассказывается о работе, кипящей в одном из цехов компании «Embraer» в Санта-Паулу. В конце октября там побывал министр обороны Бразилии С. Аморим. Цех этот занимается очень актуальной и сложной на сегодняшний день работой – глубокой модернизацией штурмовиков палубного базирования A-4 «Skyhawk». О планах такого серьёзного дооснащения было известно ещё в начале 2009 года.
Стоит отметить, что усовершенствованием какой бы то ни было авиации чаще занимается либо компания-производитель, либо фирмы, обладающие собственными научно-техническими мощностями. Об изделиях таких компаний мы сегодня и поговорим.
Итак, остановимся на «Эмбраере». Сейчас бразильцы обновляют БРЭО первого A-4KU, ещё 19 A-4KU (одноместный) и 3 TA-4KU (двухместный), находящие на стадии извлечения старой электронной «начинки» ждут своего часа. Данные «Скайхоки» попали в Бразилию по 70 млн. контракту, заключённому между ВС Кувейта и Минобороны Бразилии ещё в прошлом веке (1997г.). «Эмбраер» уже имеет опыт доработки старой американской авиации, полученный при усовершенствовании старого авиапарка истребителей F-5 для собственных ВВС.
При модернизации «Скайхоков» планируется установить новую многофункциональную БРЛС, способную эффективно решать задачи «воздух-земля(море)» и «воздух –воздух», также привести в нормальное рабочее состояние двигатели ТРД Pratt Whitney J52-P-408А, к чему планируется привлечь израильскую компанию IAI (Israel Aerospace Industries).
A-4KU – модификация многоцелевого штурмовика, предназначенная для использования с наземных ВПП, по сути, является прямой версией A-4K, использующейся в ВВС Израиля с 1967года. Конструктивно, именно эта версия имеет огромный модернизационный запас, так как отличается «горбом» (гаргротом) на центральной части фюзеляжа, где устанавливается новое БРЭО.
Первый А-4А поднялся в воздух 22 июня 1954 года, а его модификации активно применялись в ходе войны во Вьетнаме, в частности, А-4В, оснащённые ракетами AIM-9 «Sidewinder», применялись в 1967 году в качестве самолётов ПВО для ближнего воздушного боя. Так как тяжело вооружённые F-4E имели большую нагрузку на крыло (335 кг/м2), что не позволяло вести БВБ с лёгкими вьетнамскими МиГ-17 и МиГ-21. У А-4В нагрузка на крыло была около 305-310 кг/м2, поэтому скорость разворота на виражах была куда выше для маневренного боя.
И сегодня самолёт остаётся универсальным. Тяга более мощного ТРД J52-P-408А около 5100 кг, нормальная взлётная масса около 8000 кг, максимальная – около 12500 кг, чего достаточно для установки 4 тонн вооружения на 5 точках подвески, куда может входить широчайший спектр вооружения: ракеты «В-В» с ИК ГСН, учитывая наличие современной БРЛС,- ракеты «В-В» с АРГСН типа AIM-120B(C), различные управляемые и свободнопадающие авиабомбы, ПРЛР и др. вооружение.
Максимальная скорость самолёта 1080 км/ч, крейсерская -1020, радиус действия – 600 км, практический потолок – 12500 м. Т.е. – идеальная многоцелевая штурмовая единица, обладающая трансзвуковой скоростью и хорошими ЛТХ, которым могут позавидовать даже такие самолёты, как A-10A или учебно-тренировочные машины L-59 «Альбатрос». СУВ предполагается унифицировать с системами наведения на цель ПКР «Экзосет» и «Габриэль» для решения противокорабельных задач.
Часть самолётов предполагается использовать с ВПП а/б Сан Педро, а часть с авианосца «San Paulu». ВВС Бразилии дали самолётам шифр AF-1M. Из фотографии «Poder Aereo» приборной панели нового «Скайхока» отлично виден «дальний прицел» «Эмбраера», два крупных широкоформатных МФИ, на которые может выводиться как информация о состоянии систем самолёта, так и тактические и навигационные данные, полученные от собственной БРЛС или внешних источников.
Не исключено, что самолёт объединят в один информационный канал с новейшими Jas-39 «Gripen E/F», что позволит добиваться более отлаженных действий при групповом задании. Контракт на поставку ВВС Бразилии 36 «Грипенов» переходного поколения 4++ был заключён с шведским «Саабом» этой осенью.
Помимо бразильской «Эмбраер» аналогичные программы проводят и другие продвинутые компании. Одной из них является израильская «Israel Aircraft Industries», которая в 1995 году представила радикальную модернизацию популярного МиГ-21бис, названную MIG-21-2000. Для доработок идеально подходят модификации МФ/бис, поскольку произведены в период с 1969 по 1972 год, и в их планерах и конструктивных элементах фюзеляжа учтены все недостатки, присущие более старым версиям самолёта, таким как МиГ-21-Ф13 или МиГ-21ПФМ. На первом «бисе», закупленном IAI у Нигерии, было полностью заменено БРЭО.
На самолёт установили новую многофункциональную БРЛС EL/M-2032(2035), таким образом самолёт получил возможность уничтожать не только воздушные цели в радиусе 15 км, но и наземные и морские объекты с помощью высокоточного оружия (ПКР и тактические ракеты «В-З»). По воздушным целям типа истребитель (ЭПР 3-4 м2) дальность возросла до 45 км, т.е. – воздушный бой средней дальности за пределами визуальной видимости, полная инструментальная дальность по цели типа «бомбардировщик» — 80 км.
БРЛС EL/M-2035 имеет мощность 4 кВт и массу 138 кг, построена на базе ЩАР (щелевой антенной решётки) диаметром 0,52 м. РЛС в режиме обзора сопровождает 24 воздушные цели, в режиме сопровождения на проходе с завязкой трасс целей – 8 штук, в режиме точного автосопровождения с обстрелом ракетами с АР ГСН или ИК ГСН – 4 цели. В случае использования ракет с ПАРГСН типа AIM-7M «Sparrow», обстреливаться может только одна цель с непрерывным подсветом собственной РЛС.
Данная РЛС является отличным инструментом для работы по наземным и морским целям. Инструментальная дальность обнаружения цели типа «эсминец-крейсер» — 320 км, группа танков или ОТРК с машинами ТЗМ – 120-130 км. МиГ-21-2000 может использовать ракеты БВБ «Python-4», которые в воздушном бою имеют режим донацеливания при срыве «захвата» на высокоманевренном участке, и имеют ЦВМ, вслепую вычисляющую необходимое направление для повторного захвата цели по направлению её движения, визируемому до самого момента перед срывом (см. рисунок ниже).
ЛТХ самолёта остались прежними: практический потолок 18500 м, скорость 2230 км/ч, двигатель ТРДФ Р-25-300 или Р-11-300 с более экономной системой впрыска и распределения авиатоплива тягой 7000 кг/с. Максимальная перегрузка составляет 8,5 ед., и позволяет самолёту вести высокоманевренный БВБ на ровне с современными западными истребителями. Тяговооружённость близка к 1,0.
Фонарь кабины экипажа представлен одним элементом, и имеет больший обзор и повышенную прочность. В качестве «ядра» информационной системы самолёта является БЦВМ «MMRC» фирмы «Элбит» и два МФИ 12,7х12,7 см (один цветной- для СУВ и принятия «тактики» от других средств; другой монохромный — для отображения данных БРЛС) для вывода любой информации. С ней синхронизирована нашлемная система целеуказания, которая позволяет взглядом корректировать работу ИКГСН ракет, находящихся на пилонах подвесок (на подобии отечественной «Щель-Зум»).
Израильская система называется «DASH», в индикационное отображения также вводятся маркеры системы предупреждения об облучении SPS-20, указывающие на направление и тип исходящей угрозы (тип облучающей или захватившей РЛС и координаты излучения). В шлеме также реализован интерфейс «Elop 921», который позволяет полностью сосредоточиться на работе системами вооружения в режиме «Head-Out», шлем оснащён цифровыми акселерометрами. БЦВМ «MMRC» использует интерфейс «MIL-STD 1553», который используется в большинстве натовских многоцелевых истребителей.
Подвесной контейнер фирмы «Рафаэль» «LDP Pod» имеет ТВ-канал FLIR, лазерный дальномер-целеуказатель, тепловизионный канал. Данный контейнер является израильской копией системы «Lantirn». Его масса 200 кг, длина 2200 м.
Благодаря комплексу вышеуказанных инновационных мероприятий МиГ-21-2000 имеет возможность применения такого вооружения, как:
— ракеты БВБ с ИКГСН Р-60М, Р-73, «Питон-3», «Маджик-2», ракеты ДВБ AIM-7 и AIM-120C;
— ракеты «В-З» AGM-65, различные ПРЛР типа «Харм»;
— бомбы с ПАЛГСН/ИКГСН (Opher 500lb, GBU-38);
— ПКР «Экзосет», «Габриэль» и др.;
— контейнеры с АУ ГШ-23Л;
— НУРС С-5 или З-8;
— контейнер РЭП Elta EL/L-8222, способный работать совместно с СПО и поставлять мощные шумовые помехи от 2000 до 20000 МГц с мощностью 30Вт/МГц.
Учитывая, что всей этой системой управляет процессор Intel 486, который не является новинкой, его математический сопроцессор и 32-хразрядность мощной шины «1553 MUX BUS» позволяют прекрасно корректировать работу авионики и СУО.
В комплексе, МиГ-21-2000 – самолёт поколения 4+ с некоторыми элементами 5-го поколения. 4+, а не 4++, потому что радиус действия всего около 600 км, и дальность БРЛС по ВЦ всего 75 км. Но это абсолютно не мешает «воспрявшему духом» «Фишбету», отныне «Лансеру-С», превосходить в учебных боях F-16C Block 50 и даже F-15C. Этот истребитель – пример и эталон модернизации.
Ещё одним, более простым, но не менее эффективным образцом инновационных наработок является отечественный многоцелевой истребитель МиГ-23-98. Этот многофункциональный истребитель был разработан в середине 90-х гг. при участии трёх корпораций, использующих все имеющиеся на то время разработки отечественной боевой авиатехники. ОКБ Микояна, ОАО «Фазатрон-НИИР» и головной исследовательский центр российской авиационной промышленности ГосНИИАС воплотили в МиГ-23-98 большую часть возможностей истребителя МиГ-29СМТ.
Главные изменения, естественно, коснулись РЛПК. На старые модификации МиГ-23, которые оснащались БРЛС «Н008 Сапфир-23МЛа-2»(МиГ-23МЛ, МЛД), устанавливались более совершенные версии «Сапфира», либо импульсно-доплеровские БРЛС «Москит-23» с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» — 95 км, вместо 55 км. В перспективе оснащение локаторами «Топаз», точно такими же, как на МиГ-29СМТ.
Благодаря этому новые «МиГи» могут применять ракеты класса «воздух-воздух» с ПАРГСН и АРГСН Р-27Р,Т(ЭР, ЭТ) и РВВ-АЕ(Р-27) на дальностях до 100 км, что позволило на равных бороться с современными «Еврофайтерами» и F-15C, хотя и ранее, в арабо-израильских конфликтах, более старые МиГ-23МЛ часто сбивали «Иглов» и «Соколов» ВВС Израиля ракетами Р-23Р и Р-60, чем заслужили особое отношение у сирийских военных лётчиков.
Новые БРЛС: «Москит-23», усовершенствованный «Сапфир-23» и «Топаз» с модулем унификации для вооружения «воздух-земля» и наделённые способностями работы с наземными целями, могут использовать ракеты с ПАЛГСН Х-25МЛ, корректируемые РС С-25Л, тактические ракеты Х-29Л и управляемые авиабомбы КАБ-500Л. Для вывода информации используется 2 крупных МФИ-68. С помощью радиопоглощающих материалов ЭПР МиГ-23-98 снижается до 2-3 м2, как и у «двадцать девятых» и западных боевых машин 4-го поколения.
Устанавливается штанга для дозаправки в воздухе, с помощью новых систем РЭБ и улучшенной авионики возрастает боевая живучесть. Также предлагается оснащение истребителя ОЛПК, взятым у МиГ-29С, и аналогичная его синхронизация с нашлемной системой целеуказания. ОЛПК у израильского МиГ-21-2000 отсутствует. Для уничтожения военных кораблей предусмотрена техническая и аппаратная совместимость с ПКР Х-35 «Уран» и Х-31А.
Как видите, наглядная номенклатура вооружения практически ничем не отличается от таких же на истребителях МиГ-29СМТ и Су-30МК, единственное — пока не может использоваться ПКРК «Калибр-А»
Обзор из кабины увеличивается также благодаря фонарю беспереплётного типа, который «микояновцы» предлагают заказчикам, как и IAI для их «Лансера-С». В отличии от «двадцать первого», МиГ-23-98 при модернизации получил меньшую оцифровку, которая собственно и не потребовалось. Изначально обтекатель РЛС имел большой диаметр, и позволил устанавливать более мощные БРЛС с дальностью 100 и более километров. Да и более крупные размеры фюзеляжа позволили ничего не миниатюризировать, а доработать некоторые прежние системы.
В итоге получили информационное поле, соответствующее израильскому истребителю, с ещё более лучшими способностями собственных обзорных систем, без применения западных процессоров и прочих подсистем. Да и радиус действия в 1400 км ставит «23-98» в «ряды» истребителей 4+, а где-то и 4++. Единственный недостаток — пока не применен принцип «Head-Out», и пилот должен значительно больше полагаться на собственную смекалку и ловкость.
Так сложилось, что военная история всегда отбирает лучшие образцы технического искусства, и их «жизнь» продолжается в обновлённом обличии, но существуют и малоизвестные проекты, которые на текущий момент забыты, и возможно когда-нибудь о них снова заговорят…
Закрывшийся проект – «МиГ-21И» с повышенной маневренностью. Был закрыт после гибели пилота Виктора Константинова, но мог быть продолжен в условиях современной компьютеризации
/Евгений Даманцев/
Да, не летающий самолёт очень быстро гниёт. Если его выкатывают на дальнюю стоянку и забывают про него, а если за машиной следят, делается хотя-бы минимальный регламент то ничего страшного с ним не случится. А белорусы свои сушки и миги продают потому-что им и так много.
Всё равно я не пойму, на кой вбухивать деньги в коренную модернизацию СУ-24, ежели за ту же сумму можно построить новый СУ-34.
Ну не за те же, модернизация стоит гораздо дешевле. Нет, я с вами согласен, нужно отдавать приоритет новым машинам однозначно. Модернизация нужна чтобы рационально использовать имеющийся парк, не допускать провалов в боеготовности частей, обкатки нового оборудования по частям и, таки да, загрузки производства.На мой взгляд модернизация очень важна, конечно нужно учитывать остаточный ресурс, соотношения цены машины до модернизации и самой модернизации и ещё кучи факторов, но если к этому вопросу подойти грамотно то никакого вреда кроме пользы от этого не будет.
P.S. ВВС заказали ещё двадцать Су-30СМ у Иркута. Очень порадовался.
Модернизация+капитальный ремонт, СУ-24=СУ-34. Виталий!!!, поверьте на слово,я знаю цену кап.ремонту, и какие средства на эту муть списываются.
Ну кто там чего списывает это пускай прокуратура разбирается. К технике это не относится.
Нашёл сейчас инфу в нете, что от модернизации решено отказаться, ставка будет делаться на закупку новых машин. Так что по факту ваша взяла.
То что моя взяла, не согласен.
?
Я высказал своё мнение, и по мере возможности его отстаивал, но я не идиот чтобы претендовать на последнюю инстанцию.Даже если моя точка зрения категорична и как бы не терпит возражений.
Мда, нечасто встретишь такую позицию. Ну ладно, давайте заканчивать. До встречи. Я думаю не в последний раз мы с вами дискутируем.