Креативные идеи модернизации старой авиации

К написанию этой статьи меня подтолкнула новость на бразильском авиационном интернет-ресурсе «Poder Aereo» за 1 ноября, где рассказывается о работе, кипящей в одном из цехов компании «Embraer» в Санта-Паулу. В конце октября там побывал министр обороны Бразилии С. Аморим. Цех этот занимается очень актуальной и сложной на сегодняшний день работой – глубокой модернизацией штурмовиков палубного базирования A-4 «Skyhawk». О планах такого серьёзного дооснащения было известно ещё в начале 2009 года.

Креативные идеи модернизации старой авиации

Стоит отметить, что усовершенствованием какой бы то ни было авиации чаще занимается либо компания-производитель, либо фирмы, обладающие собственными научно-техническими мощностями. Об изделиях таких компаний мы сегодня и поговорим.

Итак, остановимся на «Эмбраере». Сейчас бразильцы обновляют БРЭО первого A-4KU, ещё 19 A-4KU (одноместный) и 3 TA-4KU (двухместный), находящие на стадии извлечения старой электронной «начинки» ждут своего часа. Данные «Скайхоки» попали в Бразилию по 70 млн. контракту, заключённому между ВС Кувейта и Минобороны Бразилии ещё в прошлом веке (1997г.). «Эмбраер» уже имеет  опыт доработки старой американской авиации, полученный при усовершенствовании старого авиапарка истребителей F-5 для собственных ВВС.

При модернизации «Скайхоков» планируется установить новую многофункциональную БРЛС, способную эффективно решать задачи «воздух-земля(море)» и «воздух –воздух», также привести в нормальное рабочее состояние двигатели ТРД Pratt Whitney J52-P-408А, к чему планируется привлечь израильскую компанию IAI (Israel Aerospace Industries).

Креативные идеи модернизации старой авиации

A-4KU – модификация многоцелевого штурмовика, предназначенная для использования с наземных ВПП, по сути, является прямой версией A-4K, использующейся в ВВС Израиля с 1967года. Конструктивно, именно эта версия имеет огромный модернизационный запас, так как отличается «горбом» (гаргротом) на центральной части фюзеляжа, где устанавливается новое БРЭО.

Первый А-4А поднялся в воздух 22 июня 1954 года, а его модификации активно применялись в ходе войны во Вьетнаме, в частности, А-4В, оснащённые ракетами AIM-9 «Sidewinder», применялись в 1967 году в качестве самолётов ПВО для ближнего воздушного боя. Так как тяжело вооружённые F-4E имели большую нагрузку на крыло (335 кг/м2), что не позволяло вести БВБ с лёгкими вьетнамскими МиГ-17 и МиГ-21. У А-4В нагрузка на крыло была около 305-310 кг/м2, поэтому скорость разворота на виражах была куда выше для маневренного боя.

И сегодня самолёт остаётся универсальным. Тяга более мощного ТРД J52-P-408А около 5100 кг, нормальная взлётная масса около 8000 кг, максимальная – около 12500 кг, чего достаточно для установки 4 тонн вооружения на 5 точках подвески, куда может входить широчайший спектр вооружения: ракеты «В-В» с ИК ГСН, учитывая наличие современной БРЛС,- ракеты «В-В» с АРГСН типа AIM-120B(C), различные управляемые и свободнопадающие авиабомбы, ПРЛР и др. вооружение.

Максимальная скорость самолёта 1080 км/ч, крейсерская -1020, радиус действия – 600 км, практический потолок – 12500 м. Т.е. – идеальная многоцелевая штурмовая единица, обладающая трансзвуковой скоростью и хорошими ЛТХ, которым могут позавидовать даже такие самолёты, как A-10A или учебно-тренировочные машины L-59 «Альбатрос». СУВ предполагается унифицировать с системами наведения на цель ПКР «Экзосет» и «Габриэль» для решения противокорабельных задач.

Часть самолётов предполагается использовать с ВПП а/б  Сан Педро, а часть с авианосца «San Paulu». ВВС Бразилии дали самолётам шифр AF-1M. Из фотографии «Poder Aereo» приборной панели нового «Скайхока» отлично виден «дальний прицел» «Эмбраера», два крупных широкоформатных МФИ, на которые может выводиться как информация о состоянии систем самолёта, так и тактические и навигационные данные, полученные от собственной БРЛС или внешних источников.

Не исключено, что самолёт объединят в один информационный канал с новейшими Jas-39 «Gripen E/F», что позволит добиваться более отлаженных действий при групповом задании. Контракт на поставку ВВС Бразилии 36 «Грипенов» переходного поколения 4++ был заключён  с шведским «Саабом» этой осенью.

Креативные идеи модернизации старой авиации

Помимо бразильской «Эмбраер» аналогичные программы проводят и другие продвинутые компании. Одной из них является израильская «Israel Aircraft Industries», которая в 1995 году представила радикальную модернизацию популярного МиГ-21бис, названную MIG-21-2000. Для доработок идеально подходят модификации МФ/бис, поскольку произведены в период с 1969 по 1972 год, и в их планерах и конструктивных элементах фюзеляжа учтены все недостатки, присущие более старым версиям самолёта, таким как МиГ-21-Ф13 или МиГ-21ПФМ. На первом «бисе», закупленном IAI у Нигерии, было полностью заменено БРЭО.

Читайте также  «Высоко сижу, далеко гляжу». Большие гонки…

Креативные идеи модернизации старой авиации

На самолёт установили новую многофункциональную БРЛС EL/M-2032(2035), таким образом самолёт получил возможность уничтожать не только воздушные цели в радиусе 15 км, но и наземные и морские объекты с помощью высокоточного оружия (ПКР и тактические ракеты «В-З»). По воздушным целям типа истребитель (ЭПР 3-4 м2) дальность возросла до 45 км, т.е. – воздушный бой средней дальности за пределами визуальной видимости, полная инструментальная дальность по цели типа «бомбардировщик» — 80 км.

БРЛС EL/M-2035 имеет мощность 4 кВт и массу 138 кг, построена на базе ЩАР (щелевой антенной решётки) диаметром 0,52 м. РЛС в режиме обзора сопровождает 24 воздушные цели, в режиме сопровождения на проходе с завязкой трасс целей – 8 штук, в режиме точного автосопровождения с обстрелом ракетами с АР ГСН или ИК ГСН – 4 цели. В случае использования ракет с ПАРГСН типа AIM-7M «Sparrow», обстреливаться может только одна цель с непрерывным подсветом собственной РЛС.

Креативные идеи модернизации старой авиации

Данная РЛС является отличным инструментом для работы по наземным и морским целям. Инструментальная дальность обнаружения цели типа «эсминец-крейсер» — 320 км, группа танков или ОТРК с машинами ТЗМ – 120-130 км. МиГ-21-2000 может использовать ракеты БВБ «Python-4», которые в воздушном бою имеют режим донацеливания при срыве «захвата» на высокоманевренном участке, и имеют ЦВМ, вслепую вычисляющую необходимое направление для повторного захвата цели по направлению её движения, визируемому до самого момента перед срывом (см. рисунок ниже).

Креативные идеи модернизации старой авиации

ЛТХ самолёта остались прежними: практический потолок 18500 м, скорость 2230 км/ч, двигатель ТРДФ Р-25-300 или Р-11-300 с более экономной системой впрыска и распределения авиатоплива тягой 7000 кг/с. Максимальная перегрузка составляет 8,5 ед., и позволяет самолёту вести высокоманевренный БВБ на ровне с современными западными истребителями. Тяговооружённость близка к 1,0.

Фонарь кабины экипажа представлен одним элементом, и имеет больший обзор и повышенную прочность. В качестве «ядра» информационной системы самолёта является БЦВМ «MMRC» фирмы «Элбит» и два МФИ 12,7х12,7 см (один цветной- для СУВ и принятия «тактики» от других средств; другой монохромный — для отображения данных БРЛС) для вывода любой информации. С ней синхронизирована нашлемная система целеуказания, которая позволяет взглядом корректировать работу ИКГСН ракет, находящихся на пилонах подвесок (на подобии отечественной «Щель-Зум»).

Израильская система называется «DASH», в индикационное отображения также вводятся маркеры системы предупреждения об облучении SPS-20, указывающие на направление и тип исходящей угрозы (тип облучающей или захватившей РЛС и координаты излучения). В шлеме также реализован интерфейс «Elop 921», который позволяет полностью сосредоточиться на работе системами вооружения в режиме «Head-Out», шлем оснащён цифровыми акселерометрами. БЦВМ «MMRC» использует интерфейс «MIL-STD 1553», который используется в большинстве натовских многоцелевых истребителей.

Подвесной контейнер фирмы «Рафаэль» «LDP Pod» имеет ТВ-канал FLIR, лазерный дальномер-целеуказатель, тепловизионный канал. Данный контейнер является израильской копией системы «Lantirn». Его масса 200 кг, длина 2200 м.

Благодаря комплексу вышеуказанных инновационных мероприятий МиГ-21-2000 имеет возможность применения такого вооружения, как:
— ракеты БВБ с ИКГСН Р-60М, Р-73, «Питон-3», «Маджик-2», ракеты ДВБ AIM-7 и AIM-120C;
— ракеты «В-З» AGM-65, различные ПРЛР типа «Харм»;
— бомбы с ПАЛГСН/ИКГСН (Opher 500lb, GBU-38);
— ПКР «Экзосет», «Габриэль» и др.;
— контейнеры с АУ ГШ-23Л;
— НУРС С-5 или З-8;
— контейнер РЭП Elta EL/L-8222, способный работать совместно с СПО и поставлять мощные шумовые помехи от 2000 до 20000 МГц с мощностью 30Вт/МГц.

Учитывая, что всей этой системой управляет процессор Intel 486, который не является новинкой, его математический сопроцессор и 32-хразрядность мощной шины «1553 MUX BUS» позволяют прекрасно корректировать работу авионики и СУО.

Читайте также  Бомбардировщик Ту-95МС оставили на службе

В комплексе, МиГ-21-2000 – самолёт поколения 4+ с некоторыми элементами 5-го поколения. 4+, а не 4++, потому что радиус действия всего около 600 км, и дальность БРЛС по ВЦ всего 75 км. Но это абсолютно не мешает «воспрявшему духом» «Фишбету», отныне «Лансеру-С», превосходить в учебных боях F-16C Block 50 и даже F-15C. Этот истребитель – пример и эталон модернизации.

Ещё одним, более простым, но не менее эффективным образцом инновационных наработок является отечественный многоцелевой истребитель МиГ-23-98.  Этот многофункциональный истребитель  был разработан в середине 90-х гг. при участии трёх корпораций, использующих все имеющиеся на то время разработки отечественной боевой авиатехники. ОКБ Микояна, ОАО «Фазатрон-НИИР» и головной исследовательский центр российской авиационной промышленности ГосНИИАС воплотили в МиГ-23-98 большую часть возможностей истребителя МиГ-29СМТ.

Главные изменения, естественно, коснулись РЛПК. На старые модификации МиГ-23, которые оснащались БРЛС «Н008 Сапфир-23МЛа-2»(МиГ-23МЛ, МЛД), устанавливались более совершенные версии «Сапфира», либо импульсно-доплеровские БРЛС «Москит-23» с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» — 95 км, вместо 55 км. В перспективе оснащение локаторами «Топаз», точно такими же, как на МиГ-29СМТ.

Благодаря этому новые «МиГи» могут применять ракеты класса «воздух-воздух» с ПАРГСН и АРГСН Р-27Р,Т(ЭР, ЭТ) и РВВ-АЕ(Р-27) на дальностях до 100 км, что позволило на равных бороться с современными «Еврофайтерами» и F-15C, хотя и ранее, в арабо-израильских конфликтах, более старые МиГ-23МЛ часто сбивали «Иглов» и «Соколов» ВВС Израиля ракетами Р-23Р и Р-60, чем заслужили особое отношение у сирийских военных лётчиков.

Креативные идеи модернизации старой авиации

Новые БРЛС: «Москит-23», усовершенствованный «Сапфир-23» и «Топаз» с модулем унификации для вооружения «воздух-земля» и наделённые способностями работы с наземными целями, могут использовать ракеты с ПАЛГСН Х-25МЛ, корректируемые РС С-25Л, тактические ракеты Х-29Л и управляемые авиабомбы КАБ-500Л. Для вывода информации используется 2 крупных МФИ-68. С помощью радиопоглощающих материалов ЭПР МиГ-23-98 снижается до 2-3 м2, как и у «двадцать девятых» и западных боевых машин 4-го поколения.

Устанавливается штанга для дозаправки в воздухе, с помощью новых систем РЭБ и улучшенной авионики возрастает боевая живучесть. Также предлагается оснащение  истребителя ОЛПК, взятым у МиГ-29С, и аналогичная его синхронизация с нашлемной системой целеуказания. ОЛПК у израильского МиГ-21-2000 отсутствует. Для уничтожения военных кораблей предусмотрена техническая и аппаратная совместимость с ПКР Х-35 «Уран» и Х-31А.

Креативные идеи модернизации старой авиацииКак видите, наглядная номенклатура вооружения практически ничем не отличается от таких же на истребителях МиГ-29СМТ и Су-30МК, единственное — пока не может использоваться ПКРК «Калибр-А»

Обзор из кабины увеличивается также благодаря фонарю беспереплётного типа, который «микояновцы» предлагают заказчикам, как и IAI для их «Лансера-С». В отличии от «двадцать первого», МиГ-23-98 при модернизации получил меньшую оцифровку, которая собственно и не потребовалось. Изначально обтекатель РЛС имел большой диаметр, и позволил устанавливать более мощные БРЛС с дальностью 100 и более километров. Да и более крупные размеры фюзеляжа позволили ничего не миниатюризировать, а доработать некоторые прежние системы.

В итоге получили информационное поле, соответствующее израильскому истребителю, с ещё более лучшими способностями собственных обзорных систем, без применения западных процессоров и прочих подсистем. Да и радиус действия в 1400 км ставит «23-98» в «ряды» истребителей 4+, а где-то и 4++. Единственный недостаток — пока не применен принцип «Head-Out», и пилот должен значительно больше полагаться на собственную смекалку и ловкость.

Так сложилось, что военная история всегда отбирает лучшие образцы технического искусства, и их «жизнь» продолжается в обновлённом обличии, но существуют и малоизвестные проекты, которые на текущий момент забыты, и возможно когда-нибудь о них снова заговорят…

Креативные идеи модернизации старой авиацииЗакрывшийся проект – «МиГ-21И» с повышенной маневренностью. Был закрыт после гибели пилота Виктора Константинова, но мог быть продолжен в условиях современной компьютеризации

/Евгений Даманцев/

25 КОММЕНТАРИИ

  1. Да и МиГ-21И это не проект самолёта с повышенной маневренностью, а самолёт аналог Ту-144. Ещё раз прошу, Евгений Даманцев, учите матчасть.

  2. То, что он разрабатывался в качестве летающей лаборатории для изучения х-к оживального крыла (как у Ту-144),- ясно, а выразился так, поскольку в опытных полётах наплывы позволили реализовать высокую маневренность самолёта, которая, естесствено, является подоплёкой для применения концепции нового крыла в модернизированных «двадцать первых» с более мощным двигателем..

    • Ну оснащать таким крылом уже построенные машины, по моему, слишком хлопотно, да и 21-ый и так достаточно маневренный. А вот двигатель поновей было-бы неплохо.

  3. Вопрос. Зачем модернизировать ДРЕВНИЕ самолёты, когда запущенно производство новых.

    • Ну банановые не банановые. Индусы, например,МиГ-21-93 очень довольны. У нас машины второго и третьего поколения в середине 80-х снимать с вооружения стали.

  4. Виталий.Во время своей молодости я занимался моделированием кораблей,модели ДЕЙСТВУЮЩИХ кораблей,я изготавливал из пластилина в масштабе 1 к 100,по оригинальной технологии,как ни странно,но-они получались намного прочнее аналогов изготовленных из дерева и пластмассы.Но данные пластилиновые модели,после постройки,должны были постоянно находится на плаву,на подставке они разрушались,то есть корабль тупо стекал в низ.Так я вот о чём,если данная модель,получала относительно серьёзное повреждение,то легче её было построить заново,из нового материала,чем восстанавливать.Так и с данной авиационной темой,-на кой хрен впихивать в трухлявый планер ультра современное оборудование,если он(этот древний планер)развалится через пять лет,а чтобы он через пять лет не развалился,нужно ему сделать капитальный ремонт(который будет аналогичен ремонту кухонного ножа,то есть;ножичку 5 раз меняли лезвие и 3 раза ручку).А современный новый самолёт,будет гарантированно служить пятнадцать-двадцать лет.

  5. Нет,для банановых республик модернизировать данные аэропланы нужно, рабочими местами и баблом разбрасываться не стоит.

    • Кот, я вроде писал выше, что у нас их ещё в 80-е с вооружения снимать стали. У нас-то ни 21-х ни 23-х уже и нет, наверно. Естественно всё это предлагается для инозаказчиков .

  6. Да,мы говорим об одном и том же.Я не согласен с лейтмотивом статьи,которая предлагает реанимировать старьё для России.А какая литера у старья 21,23 или 29,не так важно.

  7. Да в статье вроде про Россию ничего не сказано. А вот модернизация МиГ-29 и Су-27 для наших ВВС тема перспективная. В 90-е практически не летали, поэтому ресурс у них очень хороший. Они ещё лет 10-15 верой и правдой послужить могут, а по мере поступления новых машин их можно и перепродать. Почему нет.

  8. Авиа-специалисты говорят; если самолёт не летает, то он приходит в негодность намного быстрее. Косвенно это подтверждается действиями военных Белоруссии, которые энергично избавляются от МИГ-29 и СУ-27, доставшиеся ей от СССР (методом сбагривания данной техники в развивающиеся страны). Которые по известным причинам стояли на приколе в 90-х и 2000-х. И то что в статье про Россию не говорится, это не значит что России данные действия не будут навязаны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя