В настоящее время американская армия не готова к будущим войнам. В будущем сухопутные войска США уже не смогут одерживать решительные победы. Такой вывод сделали некоторые американские военные эксперты из выступлений ряда высокопоставленных чиновников Пентагона на состоявшейся в середине октября очередной встрече членов Ассоциации Армии США.
Ассоциация является частной организацией, оказывающей необходимую поддержку действующим военнослужащим, представителям Национальной гвардии и резерва СВ США, инвалидам, ветеранам и членам их семей, а также служащим. Комментировавшие выступления руководителей Пентагона и СВ аналитики выделили несколько причин, которые не позволят Армии США одерживать победы в грядущих войнах.
Отсутствие политической и военной культуры
Как полагают американские эксперты, сегодня одной из главных причин, препятствующих американским ВС эффективно выполнять свои задачи в будущих войнах, является отсутствие действенной политической и военной культуры, как у военнослужащих самых различных рангов, так и у парламентариев, принимающих окончательные решения по направлениям военного строительства.
Когда инициатор создания полностью добровольческих ВС будущий президент США Ричард Никсон 18 октября 1968 года пообещал в одном из своих выступлений полностью отказаться от призыва на военную службу после окончания войны во Вьетнаме, никто ни в Пентагоне, ни в Конгрессе не понимал, что военнослужащие таких ВС могут полностью утратить моральные мотивы добровольного служения своему Отечеству.
Тогда никто из политиков и военных ни одного слова не проронил о том, что контрактная армия фактически будет состоять из наемников, то есть людей, основным мотивом деятельности которых будут являться только финансовые перспективы и льготы, а не верность Отечеству, которое необходимо защищать.
В июне 1974-го все виды ВС США объявили о 100-процентной укомплектованности своих штатов контрактниками. Но тогда еще никто из политиков и военных даже и не представлял себе, что в следующий раз заявления о подобном достижении могут появиться только в 2009 году, то есть через 35 лет после внедрения в жизнь идеи Никсона.
На самом деле в реализации этого направления строительства ВС американские политики и военные столкнулись с огромными проблемами и не раз рассматривали вопрос о возврате к призыву. Еще в начале 80-х годов Ричард Никсон говорил о том, что «совершил большую ошибку, когда отменил призыв». А влиятельный американский журнал «Ю.С. Ньюс&Уорлд Репорт» в начале 1982 года отмечал, что «когда Рейган пришел к власти 16 месяцев назад, многие аналитики списали добровольную армию как неосуществимую затею».
В настоящее время возможность возникновения такой ситуации полностью подтвердилась. Сегодня соответствующим рекрутским службам СВ удается с большим трудом комплектовать воинские подразделения.
Совершенно очевидно, что в условиях сокращения военного бюджета МО не будет хватать финансовых средств не только на ежегодное повышение расходов на денежное содержание личного состава в темпе, взятом после 2001 года, но и скорее всего даже на простое поддержание их на нынешнем уровне. В 2011 году ассигнования на содержание личного состава были увеличены на 1,4% и стали наименьшими с 1973 года. А вот в 2010 году эта цифра составляла 3,9%.
В различных видах и родах войск ВС США сегодня служит менее 1% американского населения. А из каждых пяти американских парламентариев только один когда-либо проходил военную службу. Таким образом, когда руководство Армии предупреждает их о том, что сокращение военных расходов ведет к снижению боевой готовности войск, большинство конгрессменов и сенаторов не придают никакого значения тому факту, что льготы, которые должны получать их избиратели-военнослужащие, необходимо сохранять.
Они полностью не осознают и угроз Америке извне, чувствуют себя в безопасности и не понимают, какое негативное влияние в военных условиях недостаточная подготовка личного состава и отсутствие необходимого материально-технического обеспечения могут оказать на исход боевых действий.
Законодатели, конечно, предпринимают некоторые меры, чтобы сохранить численность войск в необходимых масштабах и как-то сохранить их льготы. Однако большую часть сенаторов и конгрессменов заботит не столько победа в будущей войне, сколько стремление обеспечить себе голоса военных избирателей и выиграть очередные выборы.
Новые технологии в опале
Основными опорными столбами, на которых держится военная мощь Пентагона, является подготовка личного состава и оружие, созданное на базе новейших технологий. Армии многих стран имеют большую численность личного состава, но ни одна из них не может сравниться с ВС США по уровню профессиональной подготовки личного состава и степени оснащенности современным вооружением и военной техникой (ВВТ).
Однако технологическое превосходство ВС США все ближе и ближе подходит к своему концу. Это, по мнению ряда американских военных экспертов, объясняется тем, что начиная со времен правления Рональда Рейгана каждый последующий президент делал ставку на увеличение числа привилегий для военных специалистов, а не на модернизацию ВС в целом.
Сегодня бюджет СВ, выделяемый на закупки новых ВВТ, составляет одну десятую федерального бюджета. В последние годы поочередно одна за другой закрывались программы создания и закупок ВВТ следующего поколения, поскольку для их реализации было недостаточно средств. Руководители этого вида ВС США считают, что адекватное финансирование процессов разработки новейших технологий не начнется ранее середины следующего десятилетия.
В связи с этим, полагают некоторые обеспокоенные состоянием войск политики в Вашингтоне, вполне вероятно, что такие страны, как Китай, могут создать военные технологии, нисколько не уступающие американским.
Недооценка личного состава резервных компонентов
Большая часть американских солдат и офицеров, включенных в списки Министерства СВ, не служит в регулярных войсках. Они входят в состав армейского резерва и Национальной гвардии. Эти категории военнослужащих обходятся Пентагону значительно дешевле, чем личный состав регулярных войск, поскольку им выделяются меньшие средства на здравоохранение и решение жилищных проблем. Кроме того, они получают меньше льгот при выходе на пенсию.
Военнослужащие этой категории используются МО для пополнения воинских подразделений, решающих боевые задачи, или в тех случаях, когда необходимо оказать помощь Министерству внутренней безопасности, полиции и другим федеральным органам при ликвидации стихийных бедствий, при возникновении социальных беспорядков и в других чрезвычайных ситуациях.
Около 300 тыс. представителей армейского резерва и Национальной гвардии ВВС были призваны на действительную службу во время войны в Ираке. Однако в настоящее время ВС США в связи с сокращением ассигнований испытывают серьезные трудности в комплектовании войск резервными компонентами. Представитель Центра новой американской безопасности, отставной генерал-лейтенант Дэвид Барно, в 2003–2005 годы возглавлявший Международные силы содействия безопасности в Афганистане, недавно заявил, что в сложившейся ситуации специалисты Национальной гвардии имеют более высокую профессиональную подготовку, например в таких областях, как кибернетическая безопасность, чем их коллеги из регулярных войск.
Он также отметил, что в ближайшее время профессиональная подготовленность может стать значительно выше, и они будут обладать большими боевыми навыками, чем военнослужащие регулярных войск. Однако в полной мере боевой потенциал резервных войск, подчеркнул генерал, не сможет быть использован до тех пор, пока руководство СВ и других видов ВС будет относиться к таким военнослужащим как к соперникам, а не как к партнерам.
Недоработки военной стратегии
Одним из самых слабых мест военной стратегии Пентагона, действующей в течение нескольких последних лет, эксперты считают явно просматривающееся игнорирование его лидерами необходимости знания подчиненными солдатами и офицерами регулярных войск обычаев и языков населения тех государств, безопасность которых вызвалась обеспечить Америка.
Если войска не имеют никакого представления об обычаях и нравах народов, которые они защищают, и не владеют их языками, то в ходе ведения боевых действий они обязательно будут совершать трагические ошибки. И это будет неизбежно и всегда будет происходить в тех случаях, когда политические лидеры, исчерпав все остальные средства урегулирования противоречий с другими странами и не получив желаемых результатов, будут рассматривать «сапог солдата» как последний аргумент в разрешении конфликтов. При этом они своими действиями не дают бойцам возможности ознакомиться с теми странами, на территории которых они должны воевать.
В американских ВС готовят специалистов, которые должны проходить службу за пределами Америки. Им преподают страноведение, они изучают культуру и обучаются языкам народов, на территории которых они будут находиться в течение установленных сроков. Однако такие военнослужащие после получения соответствующих дипломов, как правило, работают в посольствах, не включаются в состав боевых подразделений и непосредственно не участвуют в боевых операциях.
За тот значительный срок, который прошел после трагических атак боевиков «Аль-Каиды» на Америку 11 сентября 2001 года, в боевых частях Пентагона появилось очень мало специалистов по Ближнему Востоку, Северной Африке и Южной Азии.
В начале прошлого года руководство Пентагона создало из специалистов Армии, Корпуса морской пехоты и Командования специальных операций Специализированную группу по стратегии ведения войн на сухопутных ТВД. Эксперты группы установили, что успешный исход проведения операций в таких войнах и победа в них может в значительной мере зависеть от того, насколько заблаговременно до начала боевых действий соответствующие воинские контингенты были передислоцированы в регионы будущих конфликтов.
Если внедрить практику направления соответствующих подразделений в места будущих боевых действий задолго до начала конфликта, то они будут иметь возможность установления контактов с местным населением и сбора всех необходимых разведывательных сведений для последующего успешного проведения необходимых операций.
Однако такая стратегия, по мнению специалистов, потребует от руководителей СВ постоянного поддержания возможности направления войск в такие регионы, где в настоящий момент в них нет никакой непосредственной необходимости. А в современных условиях секвестра военного бюджета это просто невозможно. По всей видимости, в таком состоянии американская Армия будет пребывать еще достаточно много лет.
Недостатки воспитания и обучения личного состава
На современном этапе американская Армия и ее резервные компоненты укомплектованы достаточно образованными и внутренне мотивированными на прохождение службы солдатами, имеющими собственные взгляды на пребывание в войсках. Однако общие подходы соответствующих учебных и воспитательных органов СВ часто воздействуют на взгляды своих подчиненных в рамках установленной практики, которая не полностью соответствует всему спектру потенциальных угроз национальной безопасности США.
Сегодня некоторые военнослужащие уже прекратили формулировать и направлять командованию свои требования к необходимым им вооружениям, которые иногда были слишком высокими и даже невыполнимыми. Другие бойцы перестали изучать будущие угрозы Америке, которые не полностью соответствуют установленным приоритетам обучения и армейского воспитания. В связи с этим будущие наставники воинов СВ должны использовать совершенно новый, не ортодоксальный инструментарий обучения и воспитания военнослужащих.
В настоящее время основной проблемой для руководства Армии США в подготовке к будущим войнам является отсутствие адекватного финансирования. И хотя целый ряд стоящих перед ним задач военного строительства и может быть эффективно решен с привлечением минимального количества дополнительных средств, как утверждают эксперты, крайне важен тот факт, что в независимости от того, останется ли в силе закон «О контроле бюджета» или он будет изменен, в обозримом будущем Армия не будет располагать достаточным количеством ресурсов для комплектования, обучения и вооружения своих подразделений.
В преамбуле к Новой оперативной концепции Армии, опубликованной в начале октября этого года, говорится, что СВ будут обладать «достаточными ресурсами для того, чтобы сохранять боевую готовность, требуемую структуру подразделений и проводить модернизацию, необходимую для того, чтобы обеспечить выполнение всех требований стратегии национальной безопасности».
Однако подобные заявления носят эмоциональный, а не реалистичный характер, считают эксперты. Что и подтвердил начальник штаба СВ США генерал Раймонд Одиерно. Он заявил, что в силу недостатка средств СВ приходится переходить от коллективной к индивидуальной подготовке военнослужащих. Однако, по его словам, боеготовность Армии повышается очень низкими темпами. Генерал также отметил, что СВ должны каждый год получать все необходимые ассигнования для обеспечения боеготовности, но с огорчением заметил, что «этого, видимо, не произойдет».
По мнению экспертов, руководители Армии должны стать более предприимчивыми в проведении мероприятий по обеспечению готовности к войнам будущего. Им также следовало бы объяснить мало ориентирующимся в военных вопросах политикам, что, в конечном счете, будет означать для американских граждан такая ситуация, когда Армия США будет не способна вести боевые действия в предстоящих войнах.
/Владимир Иванов обозреватель «НВО», www.ng.ru/