Американский разведывательный стратегический беспилотник MQ-4C Triton прибыл на авиабазу морской авиации США Патаксент Ривер в штате Мэриленд. Беспилотник провел в небе 11 часов и преодолел расстояние в 6 тыс. км, совершив перелет с авиабазы Палмдейл в Калифорнии. Полет проходил на высоте около 15 тысяч метров. Путь существенно увеличили требования Федерального агентства гражданской авиации, которые предписывали беспилотному аппарату лететь вдоль южной границы страны, а не напрямую с побережья на побережье.
Для беспилотного летательного аппарата, который некоторые прозвали «толстолобиком» за характерный внешний вид, начинается новый этап испытаний, который будет включать в себя порядка 2-х тысяч летных часов и должен завершиться достижением начальной боевой готовности в 2017 году.
БПЛА MQ-4C Triton — это «морская» модификация беспилотника RQ-4 Global Hawk, который ориентирован на использование над акваторией мирового океана. Изменения конструкции аппарата незначительные, но имеются. Среди прочего были изменены молниезащита, система борьбы с обледенением, усилены фюзеляж и крыло. Данный беспилотник является полностью автономным, то есть он может управляться программой, которая была задана оператором устройства. В случае необходимости задание «Тритона» можно изменять, принимая в расчет изменения обстановки.
Размах крыльев под 40 метров позволяет аппарату MQ-4C Triton находиться в небе до 30 часов, поднимаясь на высоту более чем 18 тысяч метров и развивая скорость до 310 узлов. С такой высоты для разведывательного беспилотника открывается отличный вид. Установленный на нем радар с полем зрения 360° в состоянии одновременно наблюдать за тысячами квадратных миль водной поверхности. Беспилотник оснащается системой опознавания судов по сигналам, поступающим от установленных на них радиолокационных ответчиков. Помимо этого, благодаря наличию бортовых камер, беспилотник MQ-4C Triton в состоянии передавать операторам картинку высокой четкости как в видимом, так и в ИК-диапазонах.
Данный дрон создан специалистами корпорации Northrop Grumman, «Тритон» построен на базе стратегического разведывательного беспилотника RQ-4 Global Hawk, который находится на вооружении американских ВВС с 1998 года. Морская версия беспилотника предназначена для осуществления разведки, наблюдения за морскими акваториями и рекогносцировки в интересах ВМС США. Беспилотник оснащается двигателем AE 3007 производства компании Rolls-Royce. Размах крыльев аппарат составляет 39,9 метра, длина — 14,5 метров, высота — 4,5 метра, масса аппарата составляет до 14 630 кг.
Беспилотный аппарат оснащен мультифункциональной радарной системой, с помощью которой в рамках одной разведывательной миссии он в состоянии охватить площадь в 7 миллионов квадратных километров. Установленная на его борту разведывательная аппаратура была создана с учетом требований ВМС. Она включает в свой состав многофункциональную РЛС с активной ФАР AN/ZPY-3, электрооптические/ИК датчики, видеокамеру, средства радиоразведки, систему ретрансляции данных и автоматическую систему идентификации (AIS). Установленное на борту беспилотника оборудование позволяет ему обнаруживать и в автоматическом режиме проводить классификацию разных типов надводных целей.
Стратегические разведывательные беспилотники RQ-4 Global Hawk находятся на вооружении ВВС США, всего им было поставлено 42 аппарата данной модели. При этом данный дрон — очень дорогое приобретение. Стоимость каждого из RQ-4 с учетом затрат на НИОКР составляет 222,7 млн. долларов (131,4 млн. за серийный беспилотник). Суммарное финансирование программы по их созданию до 2014 года включительно обошлось американскому бюджету в 10 млрд. долларов.
В конструкции аппарата очень широко применялись современные stealth-технологии, что делает его малозаметным для РЛС, что вкупе с большой высотой полета аппарата делает его малоуязвимым для средств поражения противника. В настоящее время беспилотнику RQ-4 Global Hawk уже принадлежит ряд мировых рекордов, поставленных в классе беспилотных летательных аппаратов. Так, стартовавший 21 марта 2001 года беспилотник RQ-4 провел в небе 30 часов 24 минуты и 1 секунду. На этом же аппарате удалось поставить и рекорд высоты полета — 19 928 метров. Оба достижения были успешно зарегистрированы в FAI — Международной авиационной федерации.
Минобороны США подписало контракт на разработку дальнего морского беспилотника под обозначением MQ-4C Triton 22 апреля 2008 года. Сумма работ по контракту составила 1,16 миллиарда долларов. Контракт предусматривает постройку двух полностью оснащенных опытных образцов демонстраторов (уже построены и совершают полеты).
По габаритам, конструкции и внешнему облику Triton почти никак не отличается от своего прародителя Global Hawk. Ряд изменений коснулся нижней и носовой частей фюзеляжа, где было установлено мощное электронное оборудование, служащее для обнаружения морских целей.
В носовой части беспилотника MQ-4C установлена оптоэлектронная камера с высокой разрешающей способностью, которая хорошо видит надводные цели и передает их изображение в режиме онлайн в центр управления аппаратом. Также под его брюхом находится современная АФАР AN/ZPY-3, обладающая большой дальностью обзора водной поверхности.
На борту беспилотника имеется современная ЭВМ, которая хранит в своей памяти видео- и электронные образы как современных боевых кораблей, так и судов военно-морских и гражданских флотов. Благодаря этому решению конечный потребитель в пункте управления получает от беспилотника уже вполне «осознанную» информацию об обстановке, которая складывается в том или ином районе мирового океана.
В соответствии с реализуемой сегодня сетецентрической концепцией, полученной беспилотником информацией могут в полном объеме воспользоваться и оперативные штабы самых различных уровней, а также экипажи кораблей и самолетов. Для передачи разведывательной информации «Тритон» обладает развитыми средствами связи, прибором определения местоположения судов и детекторами обнаружения сигналов РЛС. Также на эти беспилотники, скорее всего в целях самообороны, будут установлены современные средства радиоэлектронного противодействия.
Новые разведывательные беспилотники флота предназначены для замены находящихся на вооружении разведывательных самолетов. Менеджер программы по созданию системы расширенной морской разведки (BAMS) Джеймс Хук отмечает, что БПЛА MQ-4C позволят осуществлять мониторинг океанских поверхностей с большей эффективностью и продолжительностью. Предполагается, что новые беспилотники будут работать в паре с современными патрульными самолетами P-8A Poseidon, которые начинают поступать на вооружение ВМС, заменяя самолеты-предшественники P-3 Orion.
Также беспилотник сможет работать в паре и с самолетами дальнего обнаружения и наведения E-2D Advanced Hawkeye палубного базирования. Варианты их возможного взаимодействия могут быть самыми разнообразными. К примеру, «Тритонам» удастся обнаружить выход на боевое дежурство подводной лодки, соответствующая информация будет передана на борт самолетов P-8A Poseidon, которые несут на борту оборудование для слежения за подлодками в подводном положении (самолеты оснащены гидроакустическими буями, а также магнитометром) и способны сопровождать субмарину, а в случае необходимости и уничтожить ее.
В общей сложности в рамках реализуемой программы BAMS (Broad Area Maritime Surveillance) предусматривается закупка 68 беспилотников MQ-4C Triton (+2 аппарата демонстратора), которые будут эксплуатироваться флотом совместно с самолетами базовой патрульной авиации нового поколения P-8A Poseidon (планируется приобрести 117 самолетов). По расчетам американских адмиралов, внедрение данного тандема позволит заменить активно эксплуатирующийся в настоящее время парк устаревших самолетов P-3C Orion в количестве 225 единиц.
Сообщается, что новые беспилотники будут развернуты на островах Гуам и Гавайи в Тихом океане и островах Диего-Гарсия в Индийском океане. Помимо этого, они будут базироваться на авиационных базах Джексонвил во Флориде, Поинт-Мугу в Калифорнии и Сигонелла в Италии. В настоящее время продолжается программа активных испытаний данных летательных аппаратов. При этом интерес к БПЛА проявляют и иностранные государства. Заинтересованность в их приобретении высказали Австралия и Индия.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
Дорогое удовольствие… однако.