После перехода холодной войны на более новый информационный уровень ХХI века, ознаменовавшийся появлением ракетных подводных крейсеров стратегического назначения типа МАПЛ SSGN «Огайо», несущих 154 СКР «Томагавк», российских проектов 949А «Антей» с 24 ПКР «Гранит» на борту и проекта 955 «Борей» с 16 МБР Р-30 «Булава», относящимися к сверхмалошумному классу субмарин, все участники «большой игры» срочно взялись за разработки новейших систем противолодочной обороны, первостепенную роль в которой выполняет многоцелевая патрульная противолодочная авиация.
У нас отлично эти функции выполняются дальними противолодочными самолётами Ту-142М3 и Ил-38Н. Первый аппарат является действующим лидером по боевому радиусу действия, составляющему 6500 км, и времени патрулирования без дозаправки более 15 часов, которое с одной дозаправкой может быть увеличено до суток. Оперативности прибытия данного самолёта в спорную морскую зону способствует максимальная скорость 800 км/ч, доставшаяся от проверенного временем Ту-95МС «Медведь», который по сей день «щекочет нервы» НАТОвским генералам, неся боевое дежурство над бескрайними водами океанов близ границ наших западных оппонентов.
Ту-142М3 – средство узкоспециализированное, направленное на обнаружение, слежку и возможную ликвидацию ПЛАРБ стран НАТО. Поисково-противолодочная система «Заречье» позволяет обрабатывать 108 информационных радиоканалов, транслируемых от передатчиков 8 РГБ-16, работающих на низком звуковом и инфразвуковом частотных режимах, а также режиме пассивного пеленгования звукоизлучающих источников. Также в систему были введены буи РГБ-26 (пассивный) и РГБ-36 (пассивно-активный), второй, помимо определения координат субмарин, способен в активном режиме вычислять их скорость и точную дальность.
В целях борьбы с АУГ и отдельными кораблями УРО или мощной ПРО, предусмотрена возможность установки на Ту-142М3 ПКР Х-35 «Уран», либо П-800 «Яхонт» (последние используются на вооружении ПКРК «Бастион»).
Ил-38Н – более простая (с точки зрения ППС) машина, предназначенная для работы по надводным и простым подводным целями. Комплекс «Новелла» обнаруживает надводные цели на расстоянии 320 км, и способна вести слежение за 32 объектами, как надводными, так и подводными. Кроме того, РЛС «Новеллы» смотрит за воздушным пространством в радиусе 90 км, что определяет будущую возможность установки на самолёт ракет «В-В» Р-73 для самообороны, как это давно сделано на английских «Нимродах» и американских «Орионах» (устанавливается по 2 ракеты «Сайвиндер»).
Япония тоже решила не оставаться в стороне от мирового военно-морского прогресса, и на этот раз не последовала «слепой» покупке новой партии устаревающих американских P-3C, а начала собственную амбициозную программу, как это недавно уже произошло с истребителем 5-го поколения ATD-X «Синсин». И, по-видимому, дела пошли хорошо.
Японские оборонные ведомства не понаслышке знают о серьёзной ошибке, допущенной руководством Великобритании тремя годами ранее, когда премьер-министр островной европейской державы, метящей на статус сверхдержавы, заявил о 8-процентном сокращении военного бюджета, что привело к провалу программы развития проекта многоцелевого противолодочного самолёта «Нимрод 2000», который мог стать основой сил противолодочной обороны, в которой любое маленькое островное государство нуждается всегда.
В итоге, вместо высокотехнологичного «Нимрода MRA4», в составе Королевских ВВС находится стандартный «Нимрод MR2» в количестве 15 самолётов, что есть «каплей в море» новейших подводных «бесшумных» наступательных крейсеров. Технологии БРЭО этих самолётов практически не изменились со времён «Фолклендской войны».
«Нимрод 2000» предусматривал целый комплекс усовершенствований: комплекс радиоэлектронной разведки EL/L-8300, предоставленный израильской стороной, имеет отличные способности по обнаружению магнитных аномалий и мощный газоанализирующий датчик; новейший акустический процессор американо-канадской разработки AN/UYS-503 значительно превосходит стандартный. Также предполагалось синхронизировать с БРЭО «Нимрода» устройства передачи данных «Link-11» и «Link-16» для формирования общего информационного поля с кораблями и самолётами ДРЛО «АВАКС», а также истребительной авиацией ОВВС НАТО.
В самолёте применялась ТВ-ИК визирная система, способная обнаруживать пуски ракет с бортов ПЛ в сотнях километров, а также обнаруживать и береговые (наземные) цели, для передачи их координат по вышеуказанным «Линк»-диапазонам, либо для целеуказания собственной номенклатуре вооружений, состоящей из ПКР «Гарпун», ракет «воздух-земля» «Storm Shadow» и AGM-65 «Maverick».
Экипажу самолёта, состоящему из двух пилотов и десяти операторов боевых систем, придавалось немалое количество пилотажно-навигационных индикаторов и тактических МФИ для облегчения действий в сложной боевой обстановке, новые двигатели «Роллс-Ройс BR710» в 1,2 раза «тяговитей» устаревших RB.168-20 Spey Mk.250. Крейсерская скорость самолёта около 870 км/ч является очень высокой по меркам тихоходной противолодочной авиации и позволяет экипажу очень быстро реагировать на изменения обстановки на ТВД.
Но Минобороны Великобритании, говоря простым языком, «прошляпило» подвернувшуюся возможность освоения новой «ступени» развития своей оборонки, что уже ни раз происходило и в 70-х гг. прошлого века, когда из-за очередного кризиса урезали инвестиции разрабатываемого «Нимрод MR2», вот мы и наблюдаем всего 15 самолётов, впрочем, для нашего государства это только плюс.
А вот Япония, такое же островное государство, оказалась куда умней, и уже планирует крупную серию из 80 единиц противолодочного самолета P-1. Японский патрульный самолёт разработан гораздо позже своих заокеанских «коллег» (в 2007 году), и как вся японская техника, оснащается по максимуму. Даже один факт того, что самолёт, впервые в мировой практике, будет оснащён оптоволоконной ЭДСУ, свидетельствует о серьёзных намерениях японцев создать средство, которое будет лучше, чем у американцев, европейцев, и даже у нас, потому что проводные и радиосистемы очень уязвимы для электромагнитных всплесков в случае перехода традиционной ВТ-войны к применению тактического ядерного оружия, да и скорость передачи данных у оптического волокна получше будет.
На многочисленных фотографиях хорошо видны многочисленные «коки» и обтекатели, установленные на каждой стороне фюзеляжа и в хвосте. На этом по-настоящему «инновационном» самолёте есть и обзорная РЛС с АФАР, разработка которых давно освоена на истребителях F-2, и различные радиогидроакустические буи, и телевизионно-инфракрасный комплекс, как в «Нимроде 2000», и детекторы газоанализа с магнитными аномалиями, интегрированные в состав комплекса РЭР, при цене самолёта в 150 млн. долларов. Такой набор качеств очень даже приемлем для войн будущего.
Самолёт P-1 четырёхдвигательный, с большой площадью крыла, максимальной скоростью 950 км/ч и потолком 13,5 км, что делает расход топлива низким, а полёт длительным, и проходящим, при необходимости, выше зоны плохой погоды. Например, у американского P-3C «Orion» практический потолок не превышает 9000 м, а при полной боевой нагрузке и того меньше. В самолёте Р-1 всё гармонично отработанно до мелочей, боевая нагрузка при этом может составлять целых 9 тонн, что почти в 2 раза больше, чем у «Нимрода».
Такая большая серия данного патрульного самолёта объясняется островным типом Японии, а также близким расположением условного противника, в качестве которого рассматриваются Тихоокеанский Флот России, ВМС Китая и отчасти КНДР. Таким образом Страна Восходящего Солнца хочет обезопасить свой «иджисовский щит» от нашей и китайской подводной противокорабельной компоненты, которая становится всё более влиятельна.
/Евгений Даманцев/