После перехода холодной войны на более новый информационный уровень ХХI века, ознаменовавшийся появлением ракетных подводных крейсеров стратегического назначения типа МАПЛ SSGN «Огайо», несущих 154 СКР «Томагавк», российских проектов 949А «Антей» с 24 ПКР «Гранит» на борту и проекта 955 «Борей» с 16 МБР Р-30 «Булава», относящимися к сверхмалошумному классу субмарин, все участники «большой игры» срочно взялись за разработки новейших систем противолодочной обороны, первостепенную роль в которой выполняет многоцелевая патрульная противолодочная авиация.
Ту-142М3 – флагман российской дальней противолодочной авиации
У нас отлично эти функции выполняются дальними противолодочными самолётами Ту-142М3 и Ил-38Н. Первый аппарат является действующим лидером по боевому радиусу действия, составляющему 6500 км, и времени патрулирования без дозаправки более 15 часов, которое с одной дозаправкой может быть увеличено до суток. Оперативности прибытия данного самолёта в спорную морскую зону способствует максимальная скорость 800 км/ч, доставшаяся от проверенного временем Ту-95МС «Медведь», который по сей день «щекочет нервы» НАТОвским генералам, неся боевое дежурство над бескрайними водами океанов близ границ наших западных оппонентов.
Ту-142М3 – средство узкоспециализированное, направленное на обнаружение, слежку и возможную ликвидацию ПЛАРБ стран НАТО. Поисково-противолодочная система «Заречье» позволяет обрабатывать 108 информационных радиоканалов, транслируемых от передатчиков 8 РГБ-16, работающих на низком звуковом и инфразвуковом частотных режимах, а также режиме пассивного пеленгования звукоизлучающих источников. Также в систему были введены буи РГБ-26 (пассивный) и РГБ-36 (пассивно-активный), второй, помимо определения координат субмарин, способен в активном режиме вычислять их скорость и точную дальность.
В целях борьбы с АУГ и отдельными кораблями УРО или мощной ПРО, предусмотрена возможность установки на Ту-142М3 ПКР Х-35 «Уран», либо П-800 «Яхонт» (последние используются на вооружении ПКРК «Бастион»).
Ил-38Н – более простая (с точки зрения ППС) машина, предназначенная для работы по надводным и простым подводным целями. Комплекс «Новелла» обнаруживает надводные цели на расстоянии 320 км, и способна вести слежение за 32 объектами, как надводными, так и подводными. Кроме того, РЛС «Новеллы» смотрит за воздушным пространством в радиусе 90 км, что определяет будущую возможность установки на самолёт ракет «В-В» Р-73 для самообороны, как это давно сделано на английских «Нимродах» и американских «Орионах» (устанавливается по 2 ракеты «Сайвиндер»).
Ил-38Н – многозадачность ППС «Новелла» делает самолёт уникальным в своём роде
Япония тоже решила не оставаться в стороне от мирового военно-морского прогресса, и на этот раз не последовала «слепой» покупке новой партии устаревающих американских P-3C, а начала собственную амбициозную программу, как это недавно уже произошло с истребителем 5-го поколения ATD-X «Синсин». И, по-видимому, дела пошли хорошо.
Японские оборонные ведомства не понаслышке знают о серьёзной ошибке, допущенной руководством Великобритании тремя годами ранее, когда премьер-министр островной европейской державы, метящей на статус сверхдержавы, заявил о 8-процентном сокращении военного бюджета, что привело к провалу программы развития проекта многоцелевого противолодочного самолёта «Нимрод 2000», который мог стать основой сил противолодочной обороны, в которой любое маленькое островное государство нуждается всегда.
В итоге, вместо высокотехнологичного «Нимрода MRA4», в составе Королевских ВВС находится стандартный «Нимрод MR2» в количестве 15 самолётов, что есть «каплей в море» новейших подводных «бесшумных» наступательных крейсеров. Технологии БРЭО этих самолётов практически не изменились со времён «Фолклендской войны».
«Нимрод 2000» предусматривал целый комплекс усовершенствований: комплекс радиоэлектронной разведки EL/L-8300, предоставленный израильской стороной, имеет отличные способности по обнаружению магнитных аномалий и мощный газоанализирующий датчик; новейший акустический процессор американо-канадской разработки AN/UYS-503 значительно превосходит стандартный. Также предполагалось синхронизировать с БРЭО «Нимрода» устройства передачи данных «Link-11» и «Link-16» для формирования общего информационного поля с кораблями и самолётами ДРЛО «АВАКС», а также истребительной авиацией ОВВС НАТО.
«Нимрод 2000» в низковысотном полёте
В самолёте применялась ТВ-ИК визирная система, способная обнаруживать пуски ракет с бортов ПЛ в сотнях километров, а также обнаруживать и береговые (наземные) цели, для передачи их координат по вышеуказанным «Линк»-диапазонам, либо для целеуказания собственной номенклатуре вооружений, состоящей из ПКР «Гарпун», ракет «воздух-земля» «Storm Shadow» и AGM-65 «Maverick».
Экипажу самолёта, состоящему из двух пилотов и десяти операторов боевых систем, придавалось немалое количество пилотажно-навигационных индикаторов и тактических МФИ для облегчения действий в сложной боевой обстановке, новые двигатели «Роллс-Ройс BR710» в 1,2 раза «тяговитей» устаревших RB.168-20 Spey Mk.250. Крейсерская скорость самолёта около 870 км/ч является очень высокой по меркам тихоходной противолодочной авиации и позволяет экипажу очень быстро реагировать на изменения обстановки на ТВД.
Иллюстрация многообразия боевых систем
Но Минобороны Великобритании, говоря простым языком, «прошляпило» подвернувшуюся возможность освоения новой «ступени» развития своей оборонки, что уже ни раз происходило и в 70-х гг. прошлого века, когда из-за очередного кризиса урезали инвестиции разрабатываемого «Нимрод MR2», вот мы и наблюдаем всего 15 самолётов, впрочем, для нашего государства это только плюс.
А вот Япония, такое же островное государство, оказалась куда умней, и уже планирует крупную серию из 80 единиц противолодочного самолета P-1. Японский патрульный самолёт разработан гораздо позже своих заокеанских «коллег» (в 2007 году), и как вся японская техника, оснащается по максимуму. Даже один факт того, что самолёт, впервые в мировой практике, будет оснащён оптоволоконной ЭДСУ, свидетельствует о серьёзных намерениях японцев создать средство, которое будет лучше, чем у американцев, европейцев, и даже у нас, потому что проводные и радиосистемы очень уязвимы для электромагнитных всплесков в случае перехода традиционной ВТ-войны к применению тактического ядерного оружия, да и скорость передачи данных у оптического волокна получше будет.
На многочисленных фотографиях хорошо видны многочисленные «коки» и обтекатели, установленные на каждой стороне фюзеляжа и в хвосте. На этом по-настоящему «инновационном» самолёте есть и обзорная РЛС с АФАР, разработка которых давно освоена на истребителях F-2, и различные радиогидроакустические буи, и телевизионно-инфракрасный комплекс, как в «Нимроде 2000», и детекторы газоанализа с магнитными аномалиями, интегрированные в состав комплекса РЭР, при цене самолёта в 150 млн. долларов. Такой набор качеств очень даже приемлем для войн будущего.
Новый технологический прорыв японского ВПК – дальний патрульный противолодочный самолёт P-1
Самолёт P-1 четырёхдвигательный, с большой площадью крыла, максимальной скоростью 950 км/ч и потолком 13,5 км, что делает расход топлива низким, а полёт длительным, и проходящим, при необходимости, выше зоны плохой погоды. Например, у американского P-3C «Orion» практический потолок не превышает 9000 м, а при полной боевой нагрузке и того меньше. В самолёте Р-1 всё гармонично отработанно до мелочей, боевая нагрузка при этом может составлять целых 9 тонн, что почти в 2 раза больше, чем у «Нимрода».
Такая большая серия данного патрульного самолёта объясняется островным типом Японии, а также близким расположением условного противника, в качестве которого рассматриваются Тихоокеанский Флот России, ВМС Китая и отчасти КНДР. Таким образом Страна Восходящего Солнца хочет обезопасить свой «иджисовский щит» от нашей и китайской подводной противокорабельной компоненты, которая становится всё более влиятельна.
/Евгений Даманцев/