Программа KFX/IFX обещает быть амбициознее, чем F-35

4
4152

По типичному обычаю ХХI века, все развивающиеся страны начали активную гонку за «пятое поколение» истребительной авиации. Южная Корея и Индонезия не остались в стороне и начали собственные работы в этой области в марте 2009 года, о первом этапе разработок было объявлено в конце 2012 года. В ближайшее же время ожидается соглашение по второму этапу программы, который включает такие работы как проектно-конструкторские и расчётно-аналитические консультации ведущих лиц компании Korea Aerospace Industries, правительств Южной Кореи и Индонезии, доли инвестиций в проект которых составляют 20%, 60% и 20% соответственно.

Корейская администрация по оборонным закупкам при Минобороны ещё в 2001 году объявила о планах разработки малозаметного истребителя поколения 4,5, но глядя на нынешние эскизные предложения сторон данной программы, могу сделать вывод, что это будет самолёт полностью 5-го поколения, причём обе стороны, и Корейская и Индонезийская, пользуются собственными предпочтениями и опытом, соответственно которым будет выглядеть передовой истребитель.

Около года назад Индонезия направила в Республику Корея 37 своих инженеров для участия в проекте, которые выдвигают свои представления о внешнем виде и аэродинамике IFX, опирающиеся на опыт использования Су-27СКМ и Су-30МК2, полученный индонезийскими ВВС в период их использования с 2003 по 2014 годы…индонезийцы прекрасно осознают, что концепция планера российской «Сушки», внедрённая в инновационные конструктивные элементы малозаметности, даст ошеломляющий результат боевого потенциала нового самолёта.

Airtech-Indonesian-Aerospace продвигает концепцию двухдвигательного многофункционального истребителя, который как две капли воды похож на оптимизированную под 5-е поколение модификацию Су-27СК, на технологическом эскизе виден наш родной статически неустойчивый центроплан, большие аэродинамические наплывы у корневых участков крыла, плавно переходящие в него из носовой части фюзеляжа, выполненной с использованием угловатых элементов для уменьшения радиолокационной заметности истребителя, как нос «ПАК-ФА» или Су-34.

Правда, конструкция силовой установки примерно соответствует палубному F/A-18E/F «Super Hornet», её двигатели, в отличии от «Сухих» и «ПАК-ФЫ», расположены рядом, из-за чего фюзеляж нельзя назвать «подъёмным», да и безопасность всей двигательной установки будет под вопросом в случае повреждения одного из двигателей. Вертикальное оперение имеет меньшую высоту, но относительно большую площадь.

Без использования отклоняемого вектора тяги (ОВТ) данная конструкция в БВБ будет иметь немного худшую маневренность, чем серийный Су-27 или МиГ-29А, и могут потребоваться очень «тяговитые» ТРДДФ, либо установка ПГО. Кстати, энтузиастами уже давно разработан «быстрый» эскиз IFX с установленным ПГО, как у Су-33 и ранней версии Су-35М (1988 г). Потребоваться ПГО может как для компенсации отсутствующего «подъёмного» фюзеляжа, так и для уменьшенной площади урезанного по законцовкам крыла.

На данном схематическом изображении четко виден блок мотогондол, идентичный F/A-18E/F, по-видимому, индонезийцы попытались «убить двух зайцев»: сохранив аэродинамическую схему планера, близкую к Су-27, уменьшить РЛ-заметность путем сужения двух двигателей в компактную мотогондолу и тем самым уменьшения площади миделя.

Korea Aerospace Industries и Минобороны Республики Корея имеют более консервативный взгляд на конструкцию своего KFX, и, судя по всему, выберут проект KFX 201(см. ниже).




Проект KFX 201

Здесь мы видим схему планера «утка», с позаимствованной у F-35 конструкцией трапециевидного крыла со значительно большей площадью крыла, отсутствие заднего горизонтального оперения(рулей высоты), присутствие большого ПГО, которое полностью компенсирует недостатки элевонов малой площади.

Носовая часть фюзеляжа широкая, в отличии от «Лайтнинга» и «Раптора», поэтому сможет вместить больше различного БРЭО. Исходя из нормальной взлётной массы в 1,8 раза меньшей, чем F-22A, а площади крыла, меньшей в 1,3 раза, нагрузка на крыло будет в 1,5 раза меньшей, а тяговооружённость в пределах 1,0 – 1,1 сделает KFX 201 близким по маневренности к индонезийской версии IFX и «Раптору».

В ходе развития корейско-индонезийской программы было рассмотрено множество различных компоновок планера будущей боевой машины, особенно с южно-корейской стороны. Наиболее интересные и перспективные, на мой взгляд, варианты,- это KFX-GSC и KFX-G5S, являющиеся настоящим «калейдоскопом» инженерной мысли и искусства копирования иностранных технологий.

Компоновка планера и фюзеляжа KFX-GSC представляет собой сложную смесь аэродинамических форм истребителей F-22A «Raptor» и F-23 «Black Widow II». У F-23 «Чёрная Вдова», как «под копирку», взята ромбовидная форма крыла; крыло среднерасположенное, с большими носками и развитыми элеронами и закрылками. Наклонные и слегка угловатые наплывы у корня крыла образуют верхнюю кромку скошенных назад воздухозаборников, точно как и у «Раптора».

Носовая часть фюзеляжа также повторяет формы F-22A. Заднее полноповоротное вертикальное оперение имеет большой угол развала и большую площадь, что вместе с «ромбообразным» крылом даёт отличные маневренные качества при полётах на больших углах атаки, что не один раз подтверждалось при испытаниях «Чёрной Вдовы», которая демонстрировала лучшие, чем у «Раптора» ЛТХ. Силовая установка однодвигательная со стандартным круглым соплом. KFX-GSC мог бы стать уменьшенным гибридом F-22A и F-23, сочитая их лучшие качества, и значительно превосходить F-35C, имея аналогичную цену.

KFX-G5S — наиболее выдающийся «плод» фантазии южнокорейских специалистов, также вполне реальный в исполнении и эффективный в эксплуатации.

Перед нами компактная «бесхвостка» с наплывами и передними контурами крыла от Т-50 ПАК-ФА; носом, мотогондолой и двигателем от «Раптора». У F-22A позаимствовано и плоское сопло с вертикальным ОВТ, что наделило бы самолёт сверхманевренными способностями даже лучшими, чем у F-22A, т.к. планер от ПАК-ФЫ. KFX-G5S смог бы выполнять «Кобру Пугачёва», KFX-GSC на это не был бы способен. А благодаря плоскому соплу радиолокационная заметность этого истребителя в заднюю полусферу также уменьшилась бы.

При углах атаки более 30-35град, «G5S» смог бы поддерживать управление за счёт большого вертикального двухсекционного оперения, способного работать в аэродинамической «тени», создаваемой планером. Есть и существенный недостаток у конструкции KFX-G5S — отсутствие внутреннего отсека вооружения, что значительно повышает радиолокационную заметность самолёта.

Если, к примеру, KFX-GSC — уменьшенный гибрид F-22A и F-23, ЭПР которых около 0,1 м2, то ЭПР корейского образца может не превышать 0,03-0,05 м2, а G5S с его открытым подвесным вооружением не будет иметь менее 0,5 м2, хотя маневренность последнего была бы «на высоте», как за счёт «рапторовского» ТРДДФ F119-PW-100 с ОВТ с тягой 15800 кгс, так и за счёт ПАК-ФАвских аэродинамических наплывов крыла.

Принимая во внимание технологические критерии современного ДВБ, KFX-GSC был бы более подготовлен к современной войне, даже со стандартной БРЛС с АФАР типа AN/APG-80, KFX-G5S можно применять против современного 5-го поколения, но исключительно при установке мощной АФАР или ПФАР типов Ш-121 или «Ирбис-Э», чтобы «увидеть и захватить ранее, чем быть атакованным».

Под последним понимается тактико-технологический способ, используемый современными многоцелевыми истребителями поколений 4+ и 4++ (Су-30СМ, Су-34 и Су-35С), когда при использовании мощной бортовой РЛС можно обнаружить и осуществить захват и обстрел малозаметного истребителя-агрессора на дистанции более 120 км (максимальная дальность американской серийной AIM-120C-7), т.е. заблаговременно, имея при этом стандартную ЭПР в 2-5 м2. Повторюсь, в ДВБ «Раптору», на сегодняшний день, могут противостоять только те истребители поколения 4++, которые имеют БРЛС, равную или превосходящую по ТТХ станцию противника.

Прежде, чем завершить обзор, упомяну про огромные достижения Южной Кореи в области радиоэлектроники, которые выведут KFX 201на лидирующие в регионе позиции. Так что «гонка пятого поколения» между KFX, «Синсин» и J-31 уже «не за горами», и американскому разрекламированному F-35 явно не быть здесь фаворитом.

/Евгений Даманцев/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Виталий

    Автор пишет очень интересно, но мат.часть надо бы подучить.

  2. ЛЕТАЮЩИЙ ДРОН

    По моему ни корейцы, ни индонезийцы до конца не представляют, в какое количество проблем может на них обрушиться. «Очень слабо верится, что хотя бы дело дойдёт до опытного образца». Больно сложно и дорого.

  3. WWXX

    Дорогие игрушки, однако, и надо представлять себе объёмы исследований, и затраты (не менее $ 30 000 000 000)?, а несколько десятков инженеров, лет через 25-30 закончат «танталовы мучения» это курам на смех. Здесь нужна тысяча инженеров, десятки миллиардов долларов, причём вся эта «многофункциональность» может только навредить (например F35), а ещё хуже будет, когда деньги потрачены, результат менее 50%. Видать так оно и будет.

    • rexparex

      Не будет- в Корее развита электроника- а это главное. Планер доведут просто- сопроматчики и аэродинамики есть, БРЭО- ответ выше. Если шведы делают 5 поколение, китайцы, индийцы, пакистанцы,индонезийцы, немцы, бриты, японцы и конечно ЮСА+РФ- то и эти смогут. Не без помощи США но KAI Т-50 сделали.