Первое десятилетие ХХI века ознаменовалось для Вооружённых Сил Поднебесной настоящим технологическим прорывом, который основательно «подорвал» все планы проамерикански настроенного «Восточно-Китайского треугольника», в который входят Япония, Южная Корея и Тайвань. За последние 5-8 лет Китайская Народная Республика, видя мощное наращивание группировок ВМС Японии и Республики Корея, а также комплексную модернизацию состава их ВВС и ВВС Тайваня, начала собственную программу обновления ВС. На темпах перевооружения сказались несколько основных факторов:
— «хронический» территориальный спор с Японией за архипелаг Дяоюйдао (япон.- Сенкаку), три острова которого японская сторона решила приобрести в апреле 2012 года. Хорошо известно, что ещё в 1895 году Китай, уступающий по военной мощи Японии, потерял данную сеть островов, которая после длительной оккупации войсками США во Второй мировой войне, была снова передана Токио. Сейчас Китай, и даже воинствующий с ним Тайвань, сходны в вопросе оспаривания принадлежности архипелага Дяоюйдао Японии, что вызывает напряжённость обстановки в водах Восточно-Китайского моря;
— личный территориальный спор Китая и Тайваня по поводу принадлежности территории второго Поднебесной;
— появление в ВС Республики Корея и Японии ЗРК-ПРО «Patriot PAK-2, 3» и ЭМ УРО с БИУС «Aegis» классов KDX-3 «Король Сёджон Великий» и DDG-173 «Конго», которое дестабилизирует стратегическую расстановку сил в регионе;
— стратегически прогнозируемый военный конфликт с США и их союзниками по НАТО на пороге их «долларового коллапса», который очень и очень близок.
В составе ВВС этого «треугольника» совокупная численность истребительной авиации, которая может оказать поддержку США в случае агрессии против китайской стороны, составляет не менее 650 летательных аппаратов, большинство из которых представлено поколением 4+ (F-2A, B, F-16A, B, C Block52, F-15C, D), и все оснащены ракетами AIM-120C AMRAAM. А в этом году, как известно, ожидается пополнение у Японии,- первый полёт их малозаметного стелс-истребителя 5-го поколения ATD-X «Синсин», а позже – южнокорейского KFX.
В связи с этими событиями Китай резко форсировал «рождение» своего 5-го поколения (лётные испытания проходят два многофункциональных истребителя J-20 и J-31), продолжил модернизацию и закупки лучших образцов российской боевой авиации (Су-30МК, МК2), а также сделал главную ставку на многоцелевой лёгкий истребитель-бомбардировщик J-10, которому суждено стать главным оружием сдерживания попыток нападения на китайские территории извне. Причём этот истребитель должен будет иметь качественное и численное равенство с авиацией противника, а превосходство помогут одержать J-20, J-31 и «Сушки», как российской, так и лицензионной постройки.
Чем же J-10 заслужил особый статус в китайских военно-воздушных силах? Компания «Chengdu» («Ченгду») разрабатывала J-10 в 90-годы для противостояния таким современным самолётам как «Рафаль», «Еврофайтер», «Грипен» и МиГ-29К (М), поэтому истребитель наделили всеми лучшими для этого качествами с возможностью будущего усовершенствования, и получилось у китайцев это на «пятёрочку».
Планер самолёта, выполненный из сплавов алюминия с использованием углеродного волокна, имеет аэродинамическую схему «утка» и треугольное крыло с полноповоротным ПГО большой площади, которое создаёт дополнительные 10-15% подъёмной силы и значительно повышает угловые скорости разворота самолёта на крутых вертикальных виражах.
Силовая установка J-10 – один ТРДДФ российского производства АЛ-31Ф с тягой 12500 кгс, Китай ещё на половине пути к полному освоению технологии точного литья монокристаллических турбинных лопаток методом направленной кристаллизации. При использовании этого двигателя и двухтонной заправке топливом тяговооружённость соответствует 1,0.
Если же в будущем установят китайский WS-10 «Taihang» (13200 кгс) или АЛ-41Ф (14500 кгс), показатель возрастёт до 1,08 – 1,2. Но даже сейчас, со стандартным двигателем от нашего Су-27, J-10 имеет ЛТХ, превосходящие F-16C и даже именитый «Еврофайтер», поскольку уже после нескольких первых совместных с Су-27 (J-11) учений и ближних воздушных боёв, китайские лётчики заявляли о большей маневренности в вертикальной плоскости (даёт о себе знать отличное ПГО). И ещё один интересный факт состоит в малом миделе истребителя, что позволило «Цзяню» развивать «сверхзвуковую крейсерскую» скорость 1110 км/ч на высотах свыше 10 км. Максимальная скорость приближается к 2340 км/ч, точно как и у «Мираж-2000-5»; максимальная боевая нагрузка – 7300 кг, а практический потолок – 18 км.
Одним из самых серьёзных недостатков этого самолёта можно считать очень малый радиус действия – около 800 км. БРЛС истребителя «Жемчуг» имеет дальность обнаружения типовой воздушной цели «истребитель» — 80 км и возможность сопровождения 20 и обстрела 4 из них ракетами PL-12 и Р-73 или 1 цели ракетой PL-8, 10, 11 или Р-27. Также БРЛС способна управлять различными ракетами классов «воздух-земля». Поэтому сейчас «Цзянь-10» можно отнести к поколению только 4+, но Китай, не желающий временно оставаться упреждённым Японией и Кореей, пока не началась серия J-20, J-31, идёт далее и начинает воплощать в жизнь «план B».
В течении ближайшего десятка лет «Ченгду» намерена «поставить на крыло» около 1000 J-10B с новой БРЛС с АФАР в составе БРЭО. Китай заявил цифру –«1200», но это кажется фантастикой, а вот 800-900, при видимых мощностях производства, очень даже возможно. Даже 350-400 высокоманевренных J-10B, оснащённых БРЛС с АФАР могут без труда расправится с нынешним авиапарком государств «Восточно-Китайского треугольника», дальность их работы будет составлять около 140-170 км, а количество сопровождаемых целей 30-40.
Из фотографии, взятой из китайского интернета, на которой изображено полотно АФАР для нового «Цзянь-10B» видно, что отсутствует тяжёлый механизм вращения антенной решётки, т.е. – она неподвижна, и как все АФАР на последних истребителях, направлена на 20 град в верхнюю полусферу. Отсутствие этого механизма делает нашу БРЛС более лёгкой, но в ту же очередь затрудняет энергетический потенциал обзора нижней полусферы (наземных и морских целей), т.к. по закону «синусов, косинусов» под углом значительно снижается эффективная площадь полотна антенной решётки.
Делаем вывод, что РЛС заранее «заточена» для «войны в воздухе» (воздушный бой на больших и средних дальностях). Неизвестно, сколько ППМ в составе полотна, но по фото видно, что не менее 1000, а значит характеристики её очень близки к российской БРЛС «Жук-АЭ», устанавливаемой на МиГ-29КУБ и МиГ-35 (изделие 9-47).
Как известно, Поднебесная наладила производство самолётов ДРЛО KJ-2000 и ZDK-03 Karakoram Eagle, которые будут придавать новым истребителям «Цзянь-10» более тактически отточенные действия. Впрочем, время покажет…
/Евгений Даманцев/