Новые технологии защиты

Кто в свое время полагал, что падение Железного Занавеса обеспечит необходимые условия для мира во всем мире, полностью ошибался. Только теперь сценарий безопасности перешел от определенной и понятной в общем симметричной ситуации к менее предсказуемой асимметричной, которая представляет собой один из самых сложных глобальных вызовов.

Должны были быть разработаны новые структуры Вооруженных Сил (ВС) для противодействия этой угрозе. Сокращение личного состава, отказ от обязательной военной службы, увеличение численности пехоты, или радикальное сокращение танковой и артиллерийской компонент являются правильными мерами, которые, тем не менее, должны быть проверены. Системы тяжелого вооружения, которые до сих пор являлись основой любой армии, стали динозаврами, которым угрожает вымирание.

Зачем необходима гибкость?

Противостояние Восток–Запад, возникшее в конце Второй мировой войны, на десятилетия загородила видение политически нестабильных и неочерченных четко районов. Этнические и религиозные конфликты, а также конфликты, вызванные проблемами Третьего Мира, были игнорированы политическими элитами. Возрастающая мобильность, улучшенная транспортная инфраструктура и расширение коммуникационных ресурсов глобализировало региональные конфликты.

Новые технологии защиты
Новые технологии защитыВ ответ на требования израильского министерства обороны компания Rafael Advanced Defense Systems разработала семейство продуктов TROPHY, которые были созданы в сотрудничестве с Israeli Aerospace Industries (IAI). Используя четыре плоскопанельных радара Elta, TROPHY имеет круговой обзор 360° и обнаруживает атакующие снаряды. Как только угроза определена, запускается боеприпас с целью нейтрализовать угрозу осколками, он эффективен на расстоянии примерно 10–30 м от машины. TROPHY-1 устанавливается на основной боевой танк MERKAVA IV израильской армии. В семействе TROPHY существует вариант TROPHY-2, который создан для БМП массой около 10 тонн и имеет более легкий вес примерно 500 кг в сравнении с 800 кг комплекса TROPHY-1

Военные и криминальные конфликты более не ведутся исключительно в кризисных районах, но они могут вторгнуться в любую страну в один миг и без предупреждения. Невинных людей ранят или даже убивают в предательских атаках. Террористы стремятся как можно больше обратить внимание средств массовой информации на свои акции. Взять один из самых масштабных актов, 11 сентября 2001 года, даже самый реалистичный и логически размышляющий о мире энтузиаст должен был понять, что покой в мире есть только видение и что злобный трусливый терроризм может стать будущим бичом мира.

Балканский конфликт, миссия в Африке, войны в Ираке, военные операции на Ближнем востоке и, наконец, война в Афганистане, доказали, что политические достижения должны быть изначально поддержаны сильными ВС, объединенными в союзный контингент. В этом контексте политически определенные цели не должны зависеть от текущей финансовой ситуации страны.

Вдобавок к военной подготовке, бронированные машины являются необходимым условием заставить террористов, действующих в скрытной манере, отказаться от своих доводов. Системы тяжелого вооружения могут обеспечить поддержку и уверенность в себе.

После почти 20 лет различных реформаторских и трансформационных процессов, немецкая армия (Бундесвер) в настоящее время планирует проводить фундаментальную реформу своей структуры с целью повысить оперативную «агрессивность». Кроме того, политическое руководство подчеркивает также, что это она сохранится в будущих международных обязательствах.

Защита и угроза

Сбор информации, обучение и ресурсы являются основой успеха. Стоимость этих средств определяется не финансовой ситуацией, а угрозой. В то время как военные могут гибко адаптировать и импровизировать в своем обучении, это невозможно в случае разведки и ресурсов. Технология не может быть вынута из ящика, она не может появиться по команде. Технология требует целевых НИОКР и их реализации. Это отнимет много времени и стоит дорого.

После оценки первых боевых задач, боевые машины, будь то колесные или гусеничные, оснащенные броней от соответствующих угроз, внезапно стали пользоваться снова большим спросом. В частности, вторая иракская война показала, что критические ситуации могли быть часто преодолены только с применением тяжелых боевых машин. Во время конфликта Восток-Запад угроза преимущественно представляла собой лобовую угрозу. Следовательно, была необходима защита только в главном направлении огня. Впрочем, террористическая угроза требует широкой круговой защиты. Защита должна учитываться как единая мера, защита всегда должна планироваться как всеобщая концепция.

В случае современных ВС защита должна начинаться со снижения сигнатур (признаков заметности). С войсками, которые не могут быть определены, трудно сражаться. Устройства ночного видения и тепловизионные приборы, доступные по низким ценам, достаточны для разведки передвижений, сооружений и смены событий на поле боя.

Впрочем, управление лакокрасочным покрытием или меры противодействия тепловизионному определению затрудняют выполнение противником целевой разведки и принятие адекватных мер, основанных на ее результатах. Это не означает, что все боевые машины должны получить схему, снижающую сигнатуры. Тем не менее, на настоящее время нет принятой международной процедуры тестирования и оценки снижения сигнатур.

Новые технологии защитыСистема дополнительной защиты от РПГ-7 SidePRO-RPG производства RUAG Land System создана для логистических машин, а также БМП. Как и SidePRO- LASSO она является пассивной системой для нейтрализации воздействия кумулятивных зарядов РПГ-7 различных типов. На снимке показана SidePRO-LASSO для защиты кормовой двери.

В связи со своей низкой стоимостью пассивная броня в настоящее время является самым популярным решением. Впрочем, это подразумевает увеличение массы, влекущее за собой возможное снижение мобильности и грузоподъемности. Также, компромиссы при создании зашиты могут воздействовать на солдат во время выполнения ими операций. Либо накладываемая, либо встраиваемая в систему, пассивная защита может состоять из высококачественной стальной брони, высокопрочных металлических соединений, керамики, композиционных материалов и пуленепробиваемого стекла.

Чтобы противостоять большому количеству угроз, пассивная зашита в основном объединяет несколько материалов, которые дополняют друг друга и согласуются с основной броней машины. В некоторых случаях, это может привести к снижению массы более чем на 30 процентов.

Не только в корне изменилось направление угрозы в связи в связи с атаками террористов, но также изменился тип угроз и их тактическое применение. STANAG 4569 более не обеспечивает достаточного стандарта для современной защиты. Современные общераспространенные баллистические и минные угрозы становятся все более разносторонними и мощными.

Защита против стандартных угроз в городских сценариях, против реактивных гранат (семейство РПГ-7), систем противотанкового и противопехотного оружия, противотанковых гранат (РКГ-3), СВУ и зарядов типа «ударное ядро» не классифицируется. Следовательно, каждая страна создает свои собственные спецификации и методические руководства по оценке типов угроз. Это усложняет работу разработчиков брони, а дополнительные испытания и сертификационные процедуры приводят к большей стоимости, последняя часто не дает значительного преимущества.

Правительственный сертификат, принятый всеми членами НАТО, должен быть достаточен для контроля расходов. Также имеются существенные возражения против того факта, что из-за неправильно понимаемой конфиденциальности, зачастую только основной подрядчик, а не разработчик брони участвует в анализе атакующих угроз.

Какой критерий применим к классификации защиты?

Целесообразно то, чтобы защита для машин и систем должна быть классифицирована в соответствии с ее значением. В соответствии с современным техническим уровнем, классификация, опирающаяся на технологии, по всей видимости, кажется наиболее эффективной. В этом частном случае, тип воздействия мог бы быть основным критерием классификации.

Впрочем, такие факторы, как например многоударные характеристики, масса, дальность действия и предотвращение косвенных потерь внутри и вокруг системы или машины также имеют большое значение.

Кроме того, в случае систем активной защиты, время реакции является критическим фактором для классификации, поскольку это является условием наименьшей дальности поражения.

Технология защиты для военных операций

В то время как конструкция в равной степени оказывает определенное влияние, снижение признаков заметности соответствующим образом классифицируется характером разведывательных методов, которому оно противостоит. Оптический камуфляж может быть пассивным, а также активным по природе. Оба типа полагаются на специальные лакокрасочные покрытия, которые исключают быстрое визуальное обнаружение.

Активный камуфляж обеспечивается сенсорами, которые могут сканировать окружение машины. Собранные данные определяют напряжение для цветового контроля. Этот тип визуально контролируемой цветовой адаптации не зависит ни от погоды, ни от времени года. Камуфляжные сети являются также общими и простыми пассивными средствами для снижения сигнатуры.

Статическая инфракрасная защита, также как радарная защита, приводит к повышению массы, хотя и не намного. Она также может быть совмещена с пассивной защитой. ИК-защита предотвращает обнаружение тепловизионных устройств, тогда как защита широкополосных радаров противодействует обнаружению наземных и авиационных радарных комплексов. Специальные камуфляжные сети могут использоваться в ограниченной степени во избежание явных последствий.

Также, преимуществом является модульная защита, которая охватывает несколько технологий. Общая концепция, которая согласуется с угрозой и оборудованием облегчает решение задачи. Основываясь на нынешней ситуации с угрозой, защита от оптической и тепловизионной разведки может рассматриваться как вполне достаточная.

Пассивная защита

Пассивная защита до сих пор остается классическим решением. Она часто используется в качестве дополнительной защиты, косвенные потери, связанные с ее установкой, крайне малы. Для низких уровней защиты, пассивная броня может часто состоять всего из одного специфического материала, например, стали, керамики или стекла. Кроме того, частично устанавливается подбой внутри машины для предотвращения ситуаций «превосходства» (то есть внешний материал, пробивший защиту, может стать причиной косвенных потерь).

Многослойный подход, основанный на различных материалах и их соответствующем размещении, является решением по защите, ориентированным на экономию массы, поскольку он обеспечивает синергетический эффект. Согласно специальным методикам, сегодня возможно обрабатывать стальную броню так, что ее поверхность становится такой же твердой как керамика, при этом сохраняется ее внутренняя прочность. В дополнение к усилению защиты, это приводит к снижению массы до 30 %. Новейшие методы закалки могут дать твердость по Бриннелю более чем 600 HB (сверхвысокая твердость). Эта легкоформуемая сталь со своей структурой из мелкого анизотропного зерна доступна по конкурентной цене.

Кроме того, технология, когда стальная броня, облицованная титаном, может быть сформирована сгибанием, но без трещин в титановом покрытии также является новой. Это позволяет изготавливать рамные конструкции, обеспечивающие более эффективную защиту. Формование также может значительно повлиять на уровень защиты. Сегодня, крутые (с большим углом установки) панели на современных бронированных машинах очень редки. Дополнительно к металлам, начиная с середины 60-х годов, для бронирования использовались различные керамические материалы.

Самыми распространенными керамиками являются оксид алюминия, карбид кремния и карбид бора. Эти керамические плитки соединяются вместе в дополнительные модули. В общем случае, целая плитка из стандартной керамики разрушается при ударе в нее и модуль должен быть заменен.

Нанокристаллическая керамика имеет значительно большую твердость и сопротивление разрушению. Это приводит к значительному снижению массы при том же уровне защиты. Большое преимущество состоит в том, что плитки более не раскалываются в связи со своим высоким сопротивлением разрушению, но только могут быть пробиты; это обеспечивает улучшенные многоударные характеристики. В связи с большей твердостью нанокерамики ударяющий боеприпас разрушается и фрагментируется. Повышение рассеивания повышает длительную прочность керамики при низких температурах.

Броня типа SLAT (решетчатые экраны)

С этой точки зрения, ради полноты картины должна быть упомянута броня типа SLAT. Клетка, которая состоит из стальных прутьев, проволочной сетки или тканевой проволоки и устанавливается на некотором расстоянии от машины, не является реальной защитой, так как ее защитные свойства значимы только с точки зрения статистики.

В зависимости от технологии, ее эффективность составляет 45-65 процентов. Также, SLAT обеспечивает защиту только от РПГ-7. Кроме того, из-за своих размеров и массы эта система защиты снижает подвижность машины.

Реактивная броня

Реактивная броня впервые стала активным ответом бронебойным кумулятивным снарядам. Возрастающая угроза для боевых машина от противотанковых ракет или ракет оснащенных кумулятивными боевыми частями стала причиной всесторонней модификации улучшенной реактивной брони в 80-х годах. Взрывная Реактивная Броня (ВРБ в западной терминологии; Элемент Динамической Защиты (ЭДЗ) по российской терминологии) состоит из заметных защитных контейнеров, которые содержат взрывчатые вещества и могут устанавливаться на машину вокруг башни по фронтальной части, а также по бортам шасси.

При ударе кумулятивного заряда по реактивной броне, закаленная стальная плита запускается взрывчатым слоем в направлении угрозы и тем самым предотвращает пробивание основной брони. Для борьбы с ударными сердечниками (принцип кинетической энергии) Россия разработала динамическую защиту «Контакт 3» с двумя взрывчатыми слоями и улучшенный модуль «Контакт 5 ERA». Реактивная броня имеет не только преимущества, но может также иметь проблемы и ограничения.

Читайте также  Гиперзвуковой прорыв ВВС США

Касательно других аспектов, защитный эффект зависит от угла встречи, также как от точки удара по бронированным контейнерам. Несмотря на то, что защитный корпус имеет относительно большую массу, он «скромен» в сравнении с другими броневыми решениями. Эффект противодействия сразу включается, когда угроза ударяет по контейнеру ДЗ. При ударе и детонации ВВ брони, боевая машина становится объектом внезапного удара. Стальные осколки, которые бесконтрольно разлетаются от машины на скорости до 400 м/с, не только угрожают вооружению и оптическим системам, оборудованию и другому оснащению самой машины и машинам в непосредственной близости, но также спешенной пехоте.

Кроме того, реактивная броня не обеспечивает многоударные характеристики (способность выдержать множественные попадания), поскольку после первого срабатывания она остается уязвимой. Таким образом, она не обеспечивает достаточный уровень защиты от боеприпасов с тандемной боевой частью. За счет сочетания мер реактивной защиты, совмещенных в одном броневом контейнере, уровень защиты может быть повышен, но, однако, он не сможет защитить от РПГ-30.

Несмотря на проблемы, связанные с побочными повреждениями самой боевой системы, потерями ее экипажа и ущерба окружающего пространства, решения по реактивной броне активно продвигаются в Германии. Базируясь на использовании малочувствительных взрывчатых веществ в закрытых контейнерах, компания Dynamit Nobel Defence предлагает решение по реактивной броне CLARA, которое как сообщают, в большой степени, исключает фрагментацию.

Комплексы активной защиты

Комплексы Активной Защиты (КАЗ) являются значительно более эффективными и ориентированными на будущее решениями. С конца 70-х годов российские ВС поставили перед собой цель разработать систему защиты, которая определяет и идентифицирует атакующие угрозы и разрушает их до того, как они столкнутся с машиной или системой вооружения. Это в значительной степени исключает опасность или косвенные повреждения и снижает массу защиты при значительном увеличении подвижности. Эта новая технология была быстро принята некоторыми западными странами.

На основе своего воздействия КАЗ могут быть разбиты на системы непосредственного поражения атакующих средств – комплексы активной защиты или КАЗ (в западной терминологии hard kill systems — системы жесткого уничтожения) и системы воздействия на радиолокационное оборудование атакующих средств — комплекс оптико-электронного противодействия или КОЭП (в западной терминологии soft kill systems — системы мягкого уничтожения). КАЗ могут в свою очередь классифицироваться в соответствии с их временем реакции комплекса (ВРК), которое варьируется от 400 мс до 560 мс.

Будучи предназначенным для больших дистанций, КОЭП требует ВРК более 1 секунды. Пусковые системы средней дальности работают в диапазоне 1- 000 мс. КАЗ, производимый компанией IBD Deisenroth, является быстродействующей системой (менее 1 мс) с ВРК всего 560 мс. Угроза, которая запущена со временем меньшим конкретного ВРК, не может быть поражена, так как время реакции системы слишком мало, чтобы эффективно противодействовать ей. Таким образом, угроза ударит по своей цели беспрепятственно.

КОЭП

В 1993 году первая КОЭП под обозначением «Штора-1» была установлена на российский ОБТ T-90. Система включала два активных компонента: первый компонент состоял из системы электрооптического глушения, который отводил управляемые снаряды от цели; второй элемент представлял собой пусковую установку дымовых гранат, которая создавала аэрозольную мультиспектральную дымовую завесу.

Многофункциональная система мягкого уничтожения MUSS (multi-functional self-protection system), разработанная немецкими компаниями Krauss-Maffei Wegmann (KMW), EADS и Buck, испускает импульсные ультрафиолетовые глушащие сигналы в направлении обнаруженного управляемого снаряда с целью глушения его системы наведения. Если снаряд управляется по лазерному лучу, установка дымовой завесы создает мультиспектральный дымовой занавес между угрозой и ее целью. MUSS может только «обманывать» ракеты с микропроцессорным блоком, которые были выпущены с дальнего расстояния.

В связи с тем, что ракета имеет неконтролируемое саморазрушение, косвенные потери не могут быть исключены. Системы мягкого уничтожения неадекватны контратакам противотанковых ракет и неуправляемых ракет с коротких дистанций, так как их время реакции лежит в пределах секунд. Следовательно, снаряды могут быть обнаружены только при их запуске со средних или дальних дистанций.

КАЗ

Средства противодействия КАЗ перехватывают динамическую угрозу, прежде чем она ударит по цели. Впрочем, не исключено, что осколки пораженной угрозы ударят по основной броне и вызовут повреждения поверхности на машине и в ее окружении. Во время контратаки экипаж либо находится под угрозой, либо подвергается значительному стрессу. Последовательность действия любого КАЗ, от обнаружения угрозы до ее разрушения, может быть разбита на следующие этапы.

Новые технологии защитыСистема защиты AMAP от IBD Deisenroth Engineering

Размещенные в центральной части и локальных местах элементы сенсорной системы определяют своими датчиками наблюдения объект, летящий по направлению к машине. Объект измеряется и вычисленные параметры передаются в компьютер. Компьютер идентифицирует угрозу и проводит ее анализ. Если угроза направляется прямо на боевую машину, система автоматически решает уничтожить ее. После этого следует своевременный пуск противоракеты или соответствующей меры противодействия, выбранной компьютером.

При достижении угрозы точки перехвата, определенной компьютером, она уничтожается до того, как достигнет цели. Процедура полностью автоматическая, так как реакция человека не позволяет выполнить такую последовательность действий за такое короткое время. Точка перехвата на коротких дистанциях у КАЗ составляет 2 метра, в то время как точка перехвата пусковых систем может составлять 5-30 метров.

AMAP-ADS (Advanced Modular Armour Protection — Active Defence System), производимая компанией IBD Deisenroth, может определять, идентифицировать, анализировать и эффективно уничтожать различные динамические угрозы в непосредственной близости в почти 10 метрах. Отличие ее от пусковых установок состоит в следующем:

— Разрушение угрозы без создания осколков;
— Сенсорные системы и противомеры частично перекрывающие друг друга, обеспечивающие многоударные характеристики:
— Меньшая масса, что делает ее подходящей для всех бронированных машин;
— Трудность обнаружения противником благодаря ее низкому излучению; и
— Способность предавать данные оперативно в реальном времени другим системам и пунктам.

Новые технологии защиты
Новые технологии защитыПринцип работы КАЗ IRON FIST от Israel Military Industries (IMI) для легких машин и морских катеров построен вокруг ИК-детектора и радара Elisra TANDIR. После того, как атакующий снаряд обнаружен, запускается противоснаряд для поражения угрозы в небе без необходимости применения боевой части с взрывчатым веществом. Все они могут быть уничтожены в пределах 1 секунды. IRON FIRST, предназначенный для легких машин, уже был показан на бронированной машине IMI WILDCAT на выставке Eurosatory 2008.

Активный сенсор представляет собой датчик предупреждения двухэтапной перекрывающей сенсорной системы. Он обнаруживает все приближающиеся объекты в своем секторе на расстоянии менее 10 метров. Второй сенсор системы определяет динамические и геометрические данные, необходимые для обороны от вторгшегося объекта. Эти данные передаются процессору через высокоскоростную шину данных. После принятия решения об уничтожении цели активируется выбранная мера противодействия. Направляемый с помощью электроники энергетический заряд уничтожает угрозу в точке перехвата.

Направленный высокоэнергетический заряд вызывает либо полное разрушение (кумулятивные боеголовки), либо сильную фрагментацию или отклонение (ударные сердечники, бронебойные снаряды, снарядоформирующие заряды) соответствующей угрозы. Даже РПГ-7, выпущенный с расстояния меньше дальности безопасного взвода взрывателя, точно будет нейтрализован. Угроза остается, но ее уже значительно сниженные боевые возможности поглощаются основной броней. Опасность поражения личного состава и техники осколками или ударной волной на дистанции более 5 метров от точки встречи фактически исключена.

AMAP-ADS может быть классифицирована как система третьего поколения. Эта широкополосная, автономная, с многоударными характеристиками система, имея модульную конструкцию, может быть относительно легко установлена на колесные и гусеничные машины всех классов. В зависимости от типа машины, масса комплекса варьируется от 200 до 600 кг. Меры противодействия заряжаются снаружи тогда, когда машина не подвергается угрозам; также, сенсорная система, имеющая баллистическую защиту, не является расходным блоком (то есть, не меняется).

Пусковые установки

Пусковые установки были первыми активными оборонительными системами. Российские ВС уже начали серийно оборудовать ОБТ в 1983 году КАЗ для борьбы с управляемыми противотанковыми ракетами и снарядами. «Дрозд 1» стал первым комплексом, который должен был доказать свою важность в Афганистане.

Модернизированная версия под обозначением «Дрозд 2», также как и «Арена», были представлены публике в конце 90-х годов. Они являются относительно тяжелыми пусковыми комплексами, которые работают в диапазоне миллисекунд и в них применяются панели или осколки для борьбы с динамическим угрозами. Таким образом, вторичная угроза (панели и осколки) также должна быть отнесена к угрозам с высоким уровнем опасности.

В начале 90-х годов компания Dierl Munitionssystem (в настоящее время Dienl BGT Defence Deutschland) начала разработку КАЗ AWiSS. Сенсорная система состоит из четырех поисково-следящих радаров, установленных на углах платформы. Вдобавок, каждая из двух пусковых установок оснащена пассивным блоком ИК-сенсоров. Кроме того, для того, чтобы направить пусковые установки в направлении атакующей угрозы, они имеют электромеханические системы.

Установки, поворачивающиеся на своих осях, как горизонтально, так и вертикально, установлены с каждой стороны крыши машины и имеют три или четыре ствола, которые отстреливают фугасные или осколочные гранаты. Основа системы – это бортовой компьютер, установленный внутри машины. ВРК системы составляет более 350 мс, а минимальная дистанция поражения (МДП) составляет более 50 м против РПГ и более 100 метров против ракет.

Способности радарной системы по обнаружению высоки. Так как угроза перехватывается на расстоянии 10–30 м, в зависимости от уровня сближения угрозы, вероятность косвенных потерь, вызванных осколочными гранатами критична. Общая масса системы оценивается в более чем 500 кг. Кроме того, комплекс AwiSS, как ожидается, будет готов к серийному производству в 2011 году.

AWiSS Light (MAPS, Mutual Active Protection System – взаимная система активной защиты) имеет схожую с AwiSS конструкцию. Время реакции системы составляет более 300 мс, МДП для РПГ — более 30 метров, комплекс весит примерно 350 кг. Успешная национальная демонстрация была проведена в ноябре 2010 года в Меппене. Для этого первого испытания машина FUCHS была оборудована комплексом MAPS. Впрочем, серийное производство пока стоит под вопросом. Обе системы могут классифицироваться как системы второго поколения.

В частности, израильская оборонная промышленность участвует в разработке систем активной защиты. Эти работы были ускорены исходя из горького опыта боев израильской армии в Ливане летом 2006 года, в которых принимали участие бойцы Хезболлы, оснащенные современным противотанковым вооружением. Почти одновременно, компания Rafael начала разработку пусковой установки TROPHY, тогда как IMI начала разработку пусковой установки IRON FIST. Три системы в равной степени относятся ко второму поколению.

IRON FIST обнаруживает приближающиеся угрозы с помощью четырех радиолокационных датчиков, которые устанавливаются на боевой бронированной машине. Сенсорный блок определяет и собирает необходимые динамические и геометрические данные внутри своего сектора и передает их системе управления боем (СУО). Впрочем, из-за активных радарных датчиков система сама может быть легко определена. Второе, система пассивных ИК-датчиков повышает вероятность обнаружения днем и ночью.

Основываясь на данных собранных от сенсоров, СУО определяет методику обороны для противодействия объекту, который она до того определила в качестве угрозы и выбирает соответствующую пусковую установку. Одна из двух поворотных установок, установленных на машине, отстреливает одну или две имеющиеся фугасные гранаты в направлении атакующей угрозы. Фугасная граната перехватывает РПГ на расстоянии 5–20 метров от машины. ВРК составляет более 300 мс, а СДП составляет 70–150 метров в зависимости от скорости угрозы.

Несмотря на то, что фугасные гранаты могут вызвать всего лишь небольшие косвенные разрушения, они имеют недостаток только в том, что способны дестабилизировать ударные и кинетические боеприпасы. Кроме того, масса системы превышает 400 кг. В связи с высокой МДП и относительно большой массой, система, по всей видимости, меньше подходит для операций в городских районах.

Новые технологии защитыСистема MUSS от EADS взяла преимущества технологии, которую компания разработала для защиты от штурмовых вертолетов и внедрила ее в оборудование, оптимизированное для установки на наземные машины. MUSS устанавливается на БМП PUMA

Новые технологии защитыLEDS от Saab – это семейство систем активной и пассивной самообороны транспортных средств, которые уже были отобраны для установки на CV9035NL от BAE Systems голландской армии.

Методика обнаружения TROPHY, поступившей в серийное производство в 2007 году, схожа с методикой IRON FIST. Впрочем, вместо гранаты эта система поражает угрозу группой поражающих элементов состоящих из 35 MEFP (MEFP – мультиударные ядра). Противоснаряд отстреливается одной или двумя поворотными пусковыми установками и разрушает атакующую угрозу в точке пересечения 10–30 метров от машины; ВРК составляет 300–350 мс, тогда как МДП от 70-150 метров. Система преимущественно создана для борьбы с РПГ.

Читайте также  Российский тепловизионный прицел IWT LF640 Mk2

В связи с радиальным рассеиванием MEFP на высоких скоростях нельзя исключать значительных косвенных потерь. Базируясь на первой системе TROPHY, которая имела массу более 700 кг, и таким образом, подходила только для тяжелых боевых машин, семейство ASPRO (Armoured Shield Protection – защита бронированным щитом) было разработано также для обеспечения легких бронированных платформ для защиты от противотанкового вооружения. Планируется разработать для ББМ три вида:

— ASPRO-A (TROPHY) для тяжелых боевых машин;
— ASPRO-A-L (TROPHY Light) для средних боевых платформ;
— ASPRO-A-UL (TROPHY Ultra Light) для легких машин.

В сотрудничестве с южноафриканскими компаниями шведская Saab Avitronics разработала семейство КАЗ LEDS (Land Electronic Defence System – наземная электронная система обороны). Ниже будет кратко описана только одна из пяти систем, LEDS-150, серийное производство которой началось в 2011 году.

LEDS-150 определяет угрозу с помощью активных радиолокационных датчиков и ИК-следящих сенсоров. Следовательно, она может легко определяться разведкой противника. Каждая из двух быстро направляемых поворотных пусковых установок, установленных в задней части крыши, может отстреливать до шести фугасных гранат Mongoose 1. После того как атакующая угроза идентифицирована, основной компьютер вычисляет точку встречи, которая лежит в радиусе 5–15 метров. ВРК у LEDS-150 составляет более 200 мс.

Как и все пусковые системы, она работает в миллисекундном диапазоне, тогда как МДП для РПГ составляет 25-100 метров. Кроме того, в связи с применением фугасных гранат, объем косвенных потерь может оставаться в пределах среднего. Масса системы оценивается свыше 200 кг и таким образом, подходит для средних и легких бронированных платформ. Серийное производство системы началось в 2011 году. LEDS-150 в равной степени относится ко второму поколению КАЗ.

В США компания Raytheon в настоящее время разрабатывает пусковую систему под обозначением QUICK KILL. В сенсорной системе применяется активный радар, который жестко встроен в платформу. Как и все радарные системы, которые базируются на активных датчиках, QUICK KILL может быть легко определена. Пусковая установка нацеливается восемью управляемыми и 18 неуправляемыми противоснарядами, которые противодействуют угрозе за счет воздействия фокусированного взрыва. Применение действия ударной волны снижает косвенные потери.

Неуправляемые снаряды преимущественно подходят для борьбы с РПГ, тогда как другие угрозы уничтожаются управляемыми противоракетами. При ВРК более 300 мс, QUICK KILL в равной степени является медленной оборонительной системой. В компании заявляют, что QUICK KILL поражает угрозы на дальностях приблизительно 30 метров (точка встречи). Кроме того, небольшая масса системы менее 140 кг позволяет устанавливать ее на самые различные легкие платформы. Как и все пусковые системы, QUICK KILL также представляет собой только систему второго поколения.

Эффективная защита требует всесторонней концепции

Современная устойчивая защита должна быть способна реагировать на целый диапазон угроз в возможной войне и террористических сценариях. Впрочем, поскольку полные возможности в защиты не всегда необходимы, как и определенные угрозы не всегда могут быть применимы, защита должна создаваться модульной для того, чтобы оставаться доступной. Элементы, которые не нужны, не должны быть включены в состав, так как подвижность и максимальная грузоподъемность не должны ограничиваться более того, чем это необходимо.

Кроме того, система должна технически позволять экипажу быстро адаптировать защиту в соответствии с меняющимися условиями угроз. Возможности снижения сигнатуры машины не должны игнорироваться, даже если в данное время в них нет необходимости. Проектирование эффективной защиты требует точно упорядоченной и ориентированной на будущее концепции общей защиты. Защита является решающим параметром, который в значительной степени определяет живучесть бойца и снижает соответствующие потери, например расстройства от посттравматического стресса.

Пассивная броня есть и останется на долгое время основным защитным компонентом против противотанкового вооружения и мин. Состоят ли броневые модули баллистической защиты машины из броневой стали, керамики или из комбинации различных материалов, все это, в конечном счете, определяется угрозой, массой, стоимостью и конструкцией машины. Для предотвращения или снижения возможной ситуации откола основного материала необходимо оборудовать кабину боевой машины противоосколочным подбоем.

При определении концепции защиты, конструкторы машины и разработчики брони должны теснее сотрудничать с самого начала для того, чтобы осмыслить защиту, встраиваемую в конструкцию машины и таким образом, сделать ее легкой и эффективной. Адаптивные решения по защите являются зачастую просто работами по модификации отдельных блоков, а не встроенных элементов машины. Кроме того, защита не должна ограничивать основные логистические функции, например заправку топливом, погрузку, обслуживание и ремонт.

Проектирование минной защиты требует особого рассмотрения, так как гусеничные машины имеют небольшой клиренс и, в отличие от колес и гусеничной цепи, взрывная волна воздействует на шасси. Энергия детонации должна быть отклонена таким образом, чтобы силы динамического изгиба воздействовали на кабину водителя как можно меньше и не становились причиной какого-либо ущерба внутри машины. Следовательно, выгодно интегрировать минную защиту в протяженные боковые стенки, которые позволяют отражать часть энергии взрыва в поперечную структуру.

Таким образом, для большей эффективности минная защита должна широко использоваться в днище корпуса. Кроме того, концепция защиты должна позволять солдатам быстро ее наращивать с целью борьбы с зарядами типа «ударное ядро» (направленными фугасами).

С целью эффективной защиты солдат и оборудования, атакующая крупнокалиберная угроза должна быть перехвачена до встречи с машиной; и как можно быстрее; энергия угрозы не должна воздействовать на машину. Это требование может быть достигнуто только за счет КАЗ. Пассивная и активная броня должны дополнять друг друга и быть адаптированы к конструкции индивидуальной платформы. При анализе угроз общая концепция должна также учитывать ближайшее будущее. Не нынешняя, а скорее будущая ситуация является определяющей в вопросе проводить или не проводить постоянные и расширенные модернизации.

Примеры современной, ориентированной на будущее, защиты боевых машин

Спустя три года после начала серийного производства, были изготовлены более чем 2800 машин IVECO LMV, и машина была уже закуплена девятью странами. Легкая колесная универсальная машина 4×4 успешно была развернута в качестве командной и многоцелевой машины почти во всех кризисных районах. Защита из керамического композиционного материала с противоосколочным подбоем, который был интегрирован в трубчатую раму, была проверена в различных операциях.

Баллистическая многоударная характеристика, в частности в точках пересечения и технически слабых местах, была успешно проверена с различными баллистическими и осколочными угрозами в соответствие со стандартом STANAG 4569. Кроме того, была завершена интеграция AMAP-ADS и система выполнила все тесты против противотанкового вооружения. Эта тяжело защищенная боевая машина по графику была развернута в итальянской армии в середине 2011 года.

Пример современной дополнительной защиты — это Renault VAB, которая участвовала в боевых операциях французской армии, она доказала свое значение, ведь было поставлено более чем 2200 машинах. Кроме того, также существует предложение по интеграции AMAP-ADS/SHARK в VAB.

Интеграция AMAP-ADS в машины M1117 GUARDIAN ASV от Textron Marine & Land Systems, американской армии, имеющие эффективную баллистическую противоминную защиту, также уже была разработана и испытана. Эта боевая машина, которая успешно была развернута во всех кризисных районах, может рассматриваться в качестве наилучшего защищенного автомобиля в своем классе.

Кроме того, AMAP-ADS была предложена для CV90 от BAE Systems Hagglunds, также как для Patria 8×8 AWIV, система была протестирована сна предмет установки на эти машины.

Колесная машина среднего класса WILDCAT с дополнительной пассивной броней и КАЗ IRON FIST была представлена на выставке EUROSATORY 2012. На разных боевых машинах было представлено семейство TROPHY для тяжелых, средних и легких боевых машин, а также была показана LEDS-150 на PIRANHA III 8×8 от MOWAG.

Были представлены предложения по интеграции AMAP-ADS для бронетранспортера FUCHS от Rheinmetall, ББМ BOXER и БМП MARDER и PUMA немецкой армии, защита которых была усилена за счет дополнительной баллистической и противоминной защиты. Впрочем, впредь планируется, что PUMA будет оснащаться КОЭП MUSS и реактивной броней CLARA, так как они уже были сертифицированы немецким федеральным агентством по оборонным закупкам и технологиям.

Новые технологии защиты


Успешный пример пассивной защитыбронеавтомобиль IVECO LMV со своим разработчиком защиты компанией IBD Deisenroth Engineering

Кроме того, IBD Deisenroth разработала тяжелую пассивную многоударную защиту для ОБТ LEOPARD 2 A4 МВТ EVOLUTION, который может противостоять РПГ-29. Танк имеет боевую массу менее 62 тонн, включая защиту от тяжелых мин и защиту крыши. Преимущества этого ОБТ состоят не только в высоком уровне защиты касательно относительно скромной боевой массы и впечатляющего силуэта, но также в том, что заправка, ремонт гусениц и извлечение силового блока может выполняться без снятия защиты.

В связи с решением по модульной модернизации разработки Rheinmetall, боевая масса для типа REVOLUTION достигает категории по массе 70 тонн (MLC 70) и, таким образом, почти имеет такую же массу как ОБТ LEOPARD 2A7, разработанный компанией KMW. Кроме того, две дополнительные, совершенно разные концепции доступны для модернизации ОБТ LEOPARD 2. Наконец, доступен вариант интеграции AMAP-ADS для конфигураций EVOLUTION и REVOLUTION.

Перспективы и выводы

В долгосрочной перспективе пассивная броня в качестве базовой защиты против всех типов угроз на поле боя останется незаменимой. Впрочем, ее масса будет в дальнейшем снижаться за счет применения различных материалов и повышения синергетического эффекта.

В связи со своим ограниченным потенциалом в борьбе с угрозами, значение реактивной брони продолжит свое падение. Еще с самого начала процесса разработки, комплексы активной защиты (КАЗ) имеют громадный потенциал для дальнейшего совершенствования и будут определять будущее.

В связи со своей способностью противодействовать широкому спектру угроз, своему большому радиусу действия, своему чрезвычайно малому времени реакции, в значительной степени предотвращению косвенных потерь и многоударным характеристикам, КАЗ подходят для применения против динамических угроз в традиционной войне, а также в городских боевых действиях.

Впрочем, технология это еще не все! Технология всегда должна дополняться профессиональным обучением, тогда как обучение может частично определяться технологией. Никогда не будет абсолютной защиты, так как угрозы и защита против угроз являются конкурирующими силами, которые имеют свои собственные движущие импульсы. Защита начинается с ориентированных на цель исследований.

Те, кто хочет сэкономить деньги при одновременном обеспечении своих боевых машин эффективной защитой и сохранении своих солдат целыми и невредимыми, должны обеспечивать поиски подходящих материалов с необходимыми свойствами и технологий, их реализацию в эффективные продукты. Только промышленность может обеспечить это в определенной степени самостоятельно!

Странам и альянсам, которые хотят или должны выполнять свои международные обязательства, нужны «напористые» ВС, которые при необходимости также способны выполнять тяжелые военные операции. Впрочем, военный может быть «напористым» только тогда, когда количество личного состава, также как структура, обучение и оснащение не зависят от финансовой ситуации, а скорее приспособлены к актуальным целям и задачам. Солдаты должны быть уверенны в том, что они оптимально поддерживаются политическим руководством.

К сожалению, в начале кризиса ВС часто являются единственным элементом иностранной политики, который способен восстановить условия для политических действий и даже предотвратить более масштабную катастрофу.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Странно, почему уровень твёрдости как у латуни называется тут – «сверхвысокая твердость»?
    Неужели современная броня так плохо закаливается? «твердость по Бриннелю более чем 600 HB». Простите но твёрдость сплава латуни марки ЛС-59 составляет 600-700 по Бринелю. А например Титан (ОТ4) 700-900 HB.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя