Главная Аналитические статьи и мнения

НАТО создает ударные группировки вблизи границ России

4
476

НАТО собирается разместить передовую группу Сил быстрого реагирования в Польше. Такой вывод можно сделать из жесткого заявления нового генсека альянса Йенса Столтенберга, которое он сделал в понедельник, 6 октября, в Варшаве. «В следующем году на встрече министров мы будем принимать решения относительно Сил быстрого реагирования, но даже прежде чем они будут созданы, НАТО и так имеет сильную армию. Мы можем разместить ее, где только захотим», – сказал Столтенберг.

Обращает на себя внимание, что свой первый зарубежный визит в качестве главы альянса Йенс Столтенберг совершил именно в Польшу. Напомним: на фоне украинского кризиса альянс объявил о намерении создать высокомобильную группу Сил реагирования. Однако на своем последнем саммите месяц назад в НАТО отказались от предложений восточноевропейских стран, в том числе Польши, разместить эти силы на постоянной основе. Отчасти причиной отказа стало нежелание нарушать договоренности между Россией и НАТО от 1997 года об отказе от размещения на Востоке постоянных сил.

Президент Польши Бронислав Коморовский (слева) приветствует Генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга (справа) во время их встречи в Варшаве, Польша, 06 октября 2014 года

И вот дело приняло новый оборот – альянс решил действовать без оглядки на прежние соглашения с РФ. Для нас это малоприятная новость. От Калининграда до польской границы – всего 35 км. Если на таком мизерном расстоянии от нашей территории будут дислоцироваться ударные силы НАТО, нам придется реагировать на эту новую угрозу.

Что на деле стоит за словами Столтенберга, и чем грозит России активизация альянса на европейском направлении?

– Заявление Столтенберга сигнализирует, что мы идем к пересмотру основополагающего акта Россия-НАТО, – уверен доцент факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко. – В 1997 году, в ответ на расширение альянса на Восток, мы с НАТО заключили крупную сделку: Североатлантический альянс не размещает ядерное оружие и крупные военные контингенты на территории новых членов НАТО, а РФ взамен «не имеет намерения угрожать странам-членам альянса».

Другими словами, в 1997-м мы считали, что американские гарантии новым членам НАТО будут носить политический, а не военных характер. Теперь ситуация изменилась. США используют украинский кризис для пересмотра акта Россия-НАТО, и намерены создать реальную военную инфраструктуру в Балтийско-Черноморском регионе. Об этом же, кстати, говорил президент США Барак Обама в Варшаве, 3 июня нынешнего года.

Тогда Обама, в рамках своего европейского турне посетивший Польшу, объявил об усилении присутствия НАТО в Европе – в ответ на присоединение Крыма Россией. Обама, в частности, предложил Конгрессу США выделить один миллиард долларов на усиленную подготовку и ротацию войск, дислоцированных в Европе, включая размещение дополнительных средств ВМС в Черном и Балтийском морях.

По сути, сейчас НАТО приступило к воплощению этого плана в жизнь, и активизирует деятельность между Балтикой и Черным морем.

– В чем конкретно заключается эта активизация?

– На Балтике мы видим попытки втянуть в альянс Швецию и Финляндию, или пересмотреть их нейтральный статус, а также попытки развертывание американской военной инфраструктуры в Эстонии и Польше.

Активизируется альянс и в Румынии. Судя по майским заявлениям вице-президента США Джо Байдена, Штаты выбрали именно Румынию в качестве основного противовеса военной инфраструктуре в Крыму, которая создается Россией. Думаю, именно в Румынии США будут пытаться разместить самые крупные новые военные базы.

Должен заметить, нынешняя ситуация с размещением военных баз в Европе в корне отличается от ситуации Холодной войны. Впервые такие базы будут размещаться в спорном пространстве, не поделенном на сферы влияния.

У России на этом пространстве имеются следующие проблемные узлы:
— конфликт в Приднестровье и перипетии, с ним связанные;
— неустойчивая внутриполитическая ситуация на Украине, с перспективой обострения в Харькове, Одессе и Запорожье;
— Прибалтика, с ее этно-политическими проблемами;
— Грузия, где по-прежнему остаются непогашенными проблемы непризнанных государств (РФ признала Абхазию и Южную Осетию, а Грузия и страны-члены НАТО – нет).

– Военная инфраструктура альянса в Восточной Европе – для нас серьезная угроза?

– Если сравнивать ее с угрозой войны масштаба Великой Отечественной – она невелика. Но угроза возникновения локальных войн с появлением такой инфраструктуры – весьма значительна. Имеются четыре сценария возникновения таких конфликтов.

Первый сценарий – эстонский. Представьте, что НАТО удалось разместить крупную военную инфраструктуру в Эстонии, и вовлечь Финляндию во взаимодействие с альянсом, или даже сделать ее членом НАТО. Для нас такая комбинация означает полное перекрытие акватории Финского залива, и прерывание морского сообщения с Калининградской областью.

Второй сценарий – румынский. Размещение в Румынии американской военной инфраструктуры будет подталкивать Кишинев к проведению наступательной внешней политики – к «зачистке» Приднестровья. Между тем, у России нет с Приднестровьем общей границы. В результате, Москва окажется в крайне сложной ситуации: как технически помочь своим миротворческим силам в Приднестровье, если Киев, со своей стороны, объявит блокаду Тирасполю?

Третий сценарий – польский. Базы НАТО в Польше – это ограниченное проецирование американской силы на территорию Украины, и опора для быстрой переброски войск альянса на украинскую территорию.

Четвёртый сценарий – грузинский. Появление американских баз в Грузии может спровоцировать реваншистские силы в Тбилиси к попытке отыграться за поражение в Пятидневной войне 2008 года.

Реализация любого из этих сценариев будет означать возникновение локального конфликта с реальным вовлечением в него сил России и НАТО – на территории Грузии, Украины, в Приднестровье, либо на Балтийском море.

– Что делать России в этой ситуации?

– Думаю, Москва уже в начале 2015 года инициирует дипломатический торг с альянсом, и запустит процесс пересмотра договора Россия-НАТО. Суть этого торга – мирный раздел сфер влияния в Балтийско-Черноморском регионе, возможно, с пересмотром нынешних границ этих сфер. Другими словами, речь идет о проведении новой конференции по образцу Ялтинской 1945 года. Термин «Ялта II», кстати, первыми ввели американцы в 2011 году – тогда The New York Times в статье «Миф Ялты II», которая вышла во время визита Байдена в Москву, озвучила мысль, что вторая Ялта невозможна.

Сейчас, видимо, «Ялта-II» все же возможна. Но если договориться с альянсом не удастся, угроза перечисленных локальных конфликтов резко возрастет. Именно к этому, на мой взгляд, ведет новый генсек альянса.

– Сомнений, что Силы быстрого реагирования НАТО будут размещены именно в Польше, не было изначально, – отмечает военный эксперт, политолог Семен Багдасаров. – Назывался даже конкретный город – Щецин – где будет размещен штаб этих сил. Должен отметить, что Силы быстрого реагирования предназначены, по сути, для моментального вступления в бой, и включают в себя авиацию и военно-морские силы.

Получается, ударная группировка НАТО будет базироваться в непосредственной близости от наших границ – возле Калининградской области. Это, на мой взгляд, явная угроза территориальной целостности России.

– Что будет представлять собой группировка в Польше?

– Она будет небольшой – до 10 тысяч военнослужащих. Но не следует забывать, что такая группировка может быть развернута в любой момент, и нанести удар не только по Калининградской области.

Тут возможен следующий сценарий. Допустим, в российском регионе группа сепаратистов, при поддержке Запада, объявляет о референдуме, и его результаты говорят, что якобы какая-то часть населения поддержала решение о выходе из состава РФ. Эта группа объявляет, что нуждается в военной помощи со стороны Запада, и вполне вероятно, натовские Силы быстрого реагирования будут переброшены к сепаратистам, и такую помощь окажут.

– Как нам противостоять деятельности альянса?

– Помимо укрепления наших Вооруженных сил в Калининградской области и на границе с Прибалтикой, нужно быть готовыми к провокациям на границе с Украиной, там, где сейчас идет боевые действия. Напомню, недавно ФРГ заявила о том, что в одностороннем порядке отправляет на Украину 200 десантников – якобы для охраны миссий ОБСЕ.

Надо внимательно отслеживать ситуацию и на других направлениях. Скажем, в 320 километрах от российских погранвойск, которые охраняют армяно-турецкую границу, на территории иракского Курдистана, размещаются три базы НАТО – две военно-воздушные, под F-16, и одна – под ударные вертолеты «Апач». Подлетное время F-16 до нашей армейской группировки на территории Армении – всего 3-5 минут, подлетное время «Апач» – около часа.

По сути, сейчас к приграничным регионам вдоль границы РФ, где возможно, стягиваются ударные группировки стран-членов НАТО. Нам в такой обстановке остается только укреплять собственную армию, и проводить очень жесткую военную политику.

/Андрей Полунин, svpressa.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Николай

    господа анонимы, не вижу ваших комментариев в отношении угрозы, исходящей из Китая. Где цитаты об учебных бросках танковых китайских бригад на территоририю свыше 2 000 км и т.д. НАТО, защитит Россию от Китая, мы же продолжаем дружить, несмотря на «разногласия» по Украине, такова же ваша точка зрения.

  2. кот-333

    Николай, Россию защитит только её армия и флот. Всё остальное — партнёры по обстоятельствам. Так что дружба с каким-либо государством выгодна пока она выгодна. Николай, вы случайно не тот спец в области Т-64, который красочно расписывал как Т-64 в корму башни попал выстрел РПГ, а Т-64 хоть бы хны.

    • Николай

      нет брателло, вы ошиблись адресом, как правило, пишу как есть, без прекрас.

  3. кот-333

    Прошу глубокого пардона,просто слишком много однотипных лэйблов.