НАТО создает ударные группировки вблизи границ РФ

НАТО собирается разместить передовую группу Сил быстрого реагирования в Польше. Такой вывод можно сделать из жесткого заявления нового генсека альянса Йенса Столтенберга, которое он сделал в понедельник, 6 октября, в Варшаве. «В следующем году на встрече министров мы будем принимать решения относительно Сил быстрого реагирования, но даже прежде чем они будут созданы, НАТО и так имеет сильную армию. Мы можем разместить ее, где только захотим», – сказал Столтенберг.

Обращает на себя внимание, что свой первый зарубежный визит в качестве главы альянса Йенс Столтенберг совершил именно в Польшу. Напомним: на фоне украинского кризиса альянс объявил о намерении создать высокомобильную группу Сил реагирования. Однако на своем последнем саммите месяц назад в НАТО отказались от предложений восточноевропейских стран, в том числе Польши, разместить эти силы на постоянной основе. Отчасти причиной отказа стало нежелание нарушать договоренности между Россией и НАТО от 1997 года об отказе от размещения на Востоке постоянных сил.

НАТО создает ударные группировки вблизи границ РФПрезидент Польши Бронислав Коморовский (слева) приветствует Генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга (справа) во время их встречи в Варшаве, Польша, 06 октября 2014 года

И вот дело приняло новый оборот – альянс решил действовать без оглядки на прежние соглашения с РФ. Для нас это малоприятная новость. От Калининграда до польской границы – всего 35 км. Если на таком мизерном расстоянии от нашей территории будут дислоцироваться ударные силы НАТО, нам придется реагировать на эту новую угрозу.

Что на деле стоит за словами Столтенберга, и чем грозит России активизация альянса на европейском направлении?

– Заявление Столтенберга сигнализирует, что мы идем к пересмотру основополагающего акта Россия-НАТО, – уверен доцент факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко. – В 1997 году, в ответ на расширение альянса на Восток, мы с НАТО заключили крупную сделку: Североатлантический альянс не размещает ядерное оружие и крупные военные контингенты на территории новых членов НАТО, а РФ взамен «не имеет намерения угрожать странам-членам альянса».

Другими словами, в 1997-м мы считали, что американские гарантии новым членам НАТО будут носить политический, а не военных характер. Теперь ситуация изменилась. США используют украинский кризис для пересмотра акта Россия-НАТО, и намерены создать реальную военную инфраструктуру в Балтийско-Черноморском регионе. Об этом же, кстати, говорил президент США Барак Обама в Варшаве, 3 июня нынешнего года.

Тогда Обама, в рамках своего европейского турне посетивший Польшу, объявил об усилении присутствия НАТО в Европе – в ответ на присоединение Крыма Россией. Обама, в частности, предложил Конгрессу США выделить один миллиард долларов на усиленную подготовку и ротацию войск, дислоцированных в Европе, включая размещение дополнительных средств ВМС в Черном и Балтийском морях.

По сути, сейчас НАТО приступило к воплощению этого плана в жизнь, и активизирует деятельность между Балтикой и Черным морем.

Читайте также  По новой концепции НАТО сможет обвинить в агрессии любую страну

– В чем конкретно заключается эта активизация?

– На Балтике мы видим попытки втянуть в альянс Швецию и Финляндию, или пересмотреть их нейтральный статус, а также попытки развертывание американской военной инфраструктуры в Эстонии и Польше.

Активизируется альянс и в Румынии. Судя по майским заявлениям вице-президента США Джо Байдена, Штаты выбрали именно Румынию в качестве основного противовеса военной инфраструктуре в Крыму, которая создается Россией. Думаю, именно в Румынии США будут пытаться разместить самые крупные новые военные базы.

Должен заметить, нынешняя ситуация с размещением военных баз в Европе в корне отличается от ситуации Холодной войны. Впервые такие базы будут размещаться в спорном пространстве, не поделенном на сферы влияния.

У России на этом пространстве имеются следующие проблемные узлы:
— конфликт в Приднестровье и перипетии, с ним связанные;
— неустойчивая внутриполитическая ситуация на Украине, с перспективой обострения в Харькове, Одессе и Запорожье;
— Прибалтика, с ее этно-политическими проблемами;
— Грузия, где по-прежнему остаются непогашенными проблемы непризнанных государств (РФ признала Абхазию и Южную Осетию, а Грузия и страны-члены НАТО – нет).

– Военная инфраструктура альянса в Восточной Европе – для нас серьезная угроза?

– Если сравнивать ее с угрозой войны масштаба Великой Отечественной – она невелика. Но угроза возникновения локальных войн с появлением такой инфраструктуры – весьма значительна. Имеются четыре сценария возникновения таких конфликтов.

Первый сценарий – эстонский. Представьте, что НАТО удалось разместить крупную военную инфраструктуру в Эстонии, и вовлечь Финляндию во взаимодействие с альянсом, или даже сделать ее членом НАТО. Для нас такая комбинация означает полное перекрытие акватории Финского залива, и прерывание морского сообщения с Калининградской областью.

Второй сценарий – румынский. Размещение в Румынии американской военной инфраструктуры будет подталкивать Кишинев к проведению наступательной внешней политики – к «зачистке» Приднестровья. Между тем, у России нет с Приднестровьем общей границы. В результате, Москва окажется в крайне сложной ситуации: как технически помочь своим миротворческим силам в Приднестровье, если Киев, со своей стороны, объявит блокаду Тирасполю?

Третий сценарий – польский. Базы НАТО в Польше – это ограниченное проецирование американской силы на территорию Украины, и опора для быстрой переброски войск альянса на украинскую территорию.

Четвёртый сценарий – грузинский. Появление американских баз в Грузии может спровоцировать реваншистские силы в Тбилиси к попытке отыграться за поражение в Пятидневной войне 2008 года.

Реализация любого из этих сценариев будет означать возникновение локального конфликта с реальным вовлечением в него сил России и НАТО – на территории Грузии, Украины, в Приднестровье, либо на Балтийском море.

– Что делать России в этой ситуации?

– Думаю, Москва уже в начале 2015 года инициирует дипломатический торг с альянсом, и запустит процесс пересмотра договора Россия-НАТО. Суть этого торга – мирный раздел сфер влияния в Балтийско-Черноморском регионе, возможно, с пересмотром нынешних границ этих сфер. Другими словами, речь идет о проведении новой конференции по образцу Ялтинской 1945 года. Термин «Ялта II», кстати, первыми ввели американцы в 2011 году – тогда The New York Times в статье «Миф Ялты II», которая вышла во время визита Байдена в Москву, озвучила мысль, что вторая Ялта невозможна.

Читайте также  Почему НАТО даёт русской технике странные прозвища

Сейчас, видимо, «Ялта-II» все же возможна. Но если договориться с альянсом не удастся, угроза перечисленных локальных конфликтов резко возрастет. Именно к этому, на мой взгляд, ведет новый генсек альянса.

– Сомнений, что Силы быстрого реагирования НАТО будут размещены именно в Польше, не было изначально, – отмечает военный эксперт, политолог Семен Багдасаров. – Назывался даже конкретный город – Щецин – где будет размещен штаб этих сил. Должен отметить, что Силы быстрого реагирования предназначены, по сути, для моментального вступления в бой, и включают в себя авиацию и военно-морские силы.

Получается, ударная группировка НАТО будет базироваться в непосредственной близости от наших границ – возле Калининградской области. Это, на мой взгляд, явная угроза территориальной целостности России.

– Что будет представлять собой группировка в Польше?

– Она будет небольшой – до 10 тысяч военнослужащих. Но не следует забывать, что такая группировка может быть развернута в любой момент, и нанести удар не только по Калининградской области.

Тут возможен следующий сценарий. Допустим, в российском регионе группа сепаратистов, при поддержке Запада, объявляет о референдуме, и его результаты говорят, что якобы какая-то часть населения поддержала решение о выходе из состава РФ. Эта группа объявляет, что нуждается в военной помощи со стороны Запада, и вполне вероятно, натовские Силы быстрого реагирования будут переброшены к сепаратистам, и такую помощь окажут.

– Как нам противостоять деятельности альянса?

– Помимо укрепления наших Вооруженных сил в Калининградской области и на границе с Прибалтикой, нужно быть готовыми к провокациям на границе с Украиной, там, где сейчас идет боевые действия. Напомню, недавно ФРГ заявила о том, что в одностороннем порядке отправляет на Украину 200 десантников – якобы для охраны миссий ОБСЕ.

Надо внимательно отслеживать ситуацию и на других направлениях. Скажем, в 320 километрах от российских погранвойск, которые охраняют армяно-турецкую границу, на территории иракского Курдистана, размещаются три базы НАТО – две военно-воздушные, под F-16, и одна – под ударные вертолеты «Апач». Подлетное время F-16 до нашей армейской группировки на территории Армении – всего 3-5 минут, подлетное время «Апач» – около часа.

По сути, сейчас к приграничным регионам вдоль границы РФ, где возможно, стягиваются ударные группировки стран-членов НАТО. Нам в такой обстановке остается только укреплять собственную армию, и проводить очень жесткую военную политику.

/Андрей Полунин, svpressa.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. господа анонимы, не вижу ваших комментариев в отношении угрозы, исходящей из Китая. Где цитаты об учебных бросках танковых китайских бригад на территоририю свыше 2 000 км и т.д. НАТО, защитит Россию от Китая, мы же продолжаем дружить, несмотря на «разногласия» по Украине, такова же ваша точка зрения.

  2. Николай, Россию защитит только её армия и флот. Всё остальное — партнёры по обстоятельствам. Так что дружба с каким-либо государством выгодна пока она выгодна. Николай, вы случайно не тот спец в области Т-64, который красочно расписывал как Т-64 в корму башни попал выстрел РПГ, а Т-64 хоть бы хны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя