Главная Аналитические статьи и мнения

Какие истребители готовы к бою с F-22A

5
12896

30 сентября 2014 г. «The Aviationist» развязал очередную дискуссию, связанную с противостоянием американского малозаметного истребителя 5-го поколения F-22A «Raptor» с европейскими истребителями «Rafale» и EF-2000 «Typhoon». Источник ресурса сообщает, что эти истребители способны уничтожить «Раптора», если тот позволит подойти к нему на дистанцию ближнего воздушного боя.

Данные размышления появились после ночных боевых операций F-22A по уничтожению баз террористической организации «Исламского государства Ирака и Леванта»(сокращённо «ИГИЛ») на территории Сирии.

Три самые сильные стороны этой боевой машины, которые нужно помнить при её сравнительном анализе с истребителями поколений 4, 4+ и 4++ в дальнем воздушном бою – БРЛС, ЭПР и силовая установка.

Мощная высокопотенциальная БРЛС AN/APG-77, изготовленная на основе АФАР из 1500 ППМ, способна сопровождать около 60 воздушных целей типа «истребитель» с ЭПР 5 м2 на дальности 310 км (это базовые истребители Су-27, Су-33), «Рафаль», «Еврофайтер», МиГ-35, — машины переходного поколения 4++, имеющие ЭПР около 1 м2, и могут быть обнаружены «Раптором» с 205 км. В режиме ДВД преимущество «американца» в обзорных возможностях неоспоримо.

А опасность он начинает представлять при приближении менее чем на 120 км, это дальность пуска усовершенствованной ракеты AIM-120 AMRAAM C-7. После пуска ракета набирает скорость 4300 км/ч, и может быть запущена в режиме «LPI» (Low Probability of Intercept), при котором интенсивность передающего канала АФАР минимальна, самолёт противника не сможет обнаружить облучение своей СПО, а значить будет дезинформирован до последнего, когда уже будет захвачен АР ГСН ракеты AIM-120C-7. Такая игра может быть опасна для стандартных истребителей поколения 4, особенно не обладающих сверхманевренностью F-15C, F-16C.

МиГ-35, «Рафаль», «Еврофайтер» обладают специальными оптическими станциями обнаружения атакующих ракет СОАР, а станция МиГа способна не только засечь цель, но и передать её координаты на БРЛС «Жук-АЭ», которая повысив интенсивность луча АФАР в узком угле подлётной траектории AIM-120, обнаружит её, и даст возможность перехватить ракетой Р-27ЭМ или Р-77. Т.е. сбить ракету ракетой, РЛС с ПФАР и АФАР это позволяют. Если помеховая обстановка сверхсложная, то маневренные истребители способны будут «выкрутиться» от «Амррамки», измотав её скорость многочисленными манёврами, да и дипольные отражатели никто не отменял.

Когда же МиГ-35, «Рафаль» и «Еврофайтер» смогут обнаружить «Раптор»? На МиГ-35 устанавливается БРЛС «Жук-АЭ» с АФАР на 1016 ППМ, она сможет обнаружить «Раптор», стандартная ЭПР которого 0,07 м2 (по последним данным источников это наиболее правдоподобная цифра) на расстоянии 65 км, атаковать «Раптор» ракетой Р-77 МиГ сможет с расстояния около 60 км. Зная о помехозащищённости РЛС «Жук-АЭ» и отличной маневренности Р-77, можно утверждать, что «срывов захвата» будет не много, ещё эффективной на этой дистанции будет ракета Р-27ЭТ с высокочувствительной ИК ГСН, в которой частично реализован принцип «пустил-забыл».

Именно 60-километровый подлётный рубеж ознаменует начало больших проблем лётчика «Раптора». Если он и не будет сбит нашим самолётом, то ему всё равно придётся вступить в БВБ, где маневренность его прямо говоря «хромает» в сравнении с МиГ-35, который и «Кобру Пугачёва» выполнит при надобности, да и в простом развороте на хвост «Раптора» сядет.

В принципе, в БВБ с F-22A могут справиться практически все наши истребители, даже МиГ-29А и Су-27, которые освоили «Кобру Пугачёва», «Чакру Фролова» или «Колокол». Почему для борьбы с «Раптором» желательны эти фигуры? F-22 – истребитель высокоманевренный: отклоняемый по вертикали вектор тяги, два ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100 суммарной тягой 31000 кг, площадь крыла 78 м2 позволяют ему достичь тяговооружённости 1,2 и угловой скорости разворота около 24 град/с при минимальном радиусе разворота в вертикальном вираже.

Также «Хищника» научили упрощённой «Кобре Пугачёва» с резким торможением, и для простых истребителей типа «Мираж 2000-5» или «Еврофайтер», не имеющих ОВТ, F-22 является весьма шустрой машиной, это Вы можете оценить из видео ниже, где проходили учебные бои между «Рафалем» и «Раптором». Каждый раз, когда французский лётчик выходил в хвост «Раптору», тот отклонял сопла (вектор тяги) и перекручивал «Рафаль», теряясь из поля зрения французского лётчика. Наиболее чётко это видно на 4-й минуте 13-й секунде.

Собственно «Рафаль», обладая немного более слабой, чем у МиГ-35 БРЛС PBE-2, способен обнаруживать «Раптор» с расстояния 50 км, у «Еврофайтера» такие же показатели. Также у «Рафаля», «Еврофайтера» и МиГ-35 есть ОЛС (оптико-локационные станции): OSF, Pirate-IRST и ОЛС-УЭМ. Данные средства отличает пассивный тип визирования и «захвата». F-22A полагается только на свою мощную БРЛС.

Характеристики ОЛС:

OSF (Rafale): способен обнаружить «Раптор» на дистанции 50-60 км и дать целеуказание ракете MICA-IR.

Pirate IRST (EF-2000) имеет дальность идентификации «Раптора», аналогичную «Рафалю», но способна отслеживать одновременно 200 целей.

ОЛС-УЭМ (МиГ-35) визирует F-22 с 20-25 км. Эти характеристики действительны при сканировании в ППС; в ЗПС они значительно выше, и приближаются к 80-100 км. Эта ОЛС полностью синхронизирована с нашлемной системой целеуказания пилотов, что позволяет начать бой средней дальности без участия БРЛС.

Экипаж МиГ-35 состоит из двух летчиков, это позволяет вести более эффективный воздушный бой с малозаметным американским самолетом, так как второй летчик-оператор, не отвлекаясь на моменты пилотирования и противоракетного маневрирования, может полностью углубиться в процесс поиска, сопровождения и уничтожения стелс-истребителя. Приборные панели двух летчиков почти полностью продублированы, поэтому они могут меняться задачами в случае усталости одного из членов экипажа.

Три эти самолета полностью готовы к сражению с F-22A на средних дистанциях до 50 км и маневренном БВБ; причём у МиГа-35 шансов на победу значительно больше, чем у европейских машин.

Подводя итоги нашей сегодняшней статьи, попытаемся разбить все истребители поколений 4 — 4++ по категориям готовности противостоять американскому истребителю. Построим наше аналитическое дерево по схеме «ближний воздушный бой — бой средней дальности — дальний воздушный бой».

1. БВБ — ближний воздушный бой.

Здесь, помимо трёх вышеописанных истребителей, F-22A могут превзойти такие высокоманевренные машины, которые обладают наиболее высокой угловой скоростью разворота, способные к элементам сверхманевренного пилотажа и оснащённые квантовыми оптико-локационными прицельными комплексами; к ним можно смело отнести: все модификации МиГ-29, кроме тяжёлого перехватчика МиГ-31Б, все истребители семейства на базе Су-27, кроме тяжёлого Су-34, «Мираж 2000-5», J-10, J-31, Jas-39 «Gripen», F-2A,B.

2. Воздушный бой средней дальности: в пределах визуальной видимости (5-20 км) и за её пределами(20-50 км).

В пределах визуальной видимости с «Раптором» способны «тягаться» почти все истребители поколения 4, 4+, 4++, поскольку все их БРЛС способны работать по F-22 в пределах 20-25 км, а дальше 5 км уже не нужен режим сверхманевренности или высокоманевренности. В эту категорию вписываются: вся серия «Мираж 2000», все МиГ-29, МиГ-23-98, F-15C, F-16C, F\A-18C,E,F, вся серия Су-27го, включая Су-34, МиГ-31Б, БМ, и остальные.

За пределами визуальной видимости. В этот раздел в основном попадают истребители поколения 4++, оснащённые АФАР и ПФАР с дальностью не менее 150 км, а также отдельные малочисленные машины поколения 4+. В эту нишу попадают: «Рафаль», «Еврофайтер», МиГ-29СМТ (модификация с БРЛС Н019МП), МиГ-29КУБ, МиГ-35, Су-27СМ, Су-30МК2, Су-30МК, Су-30СМ, Су-34, Су-35С, МиГ-31БМ, Jas-39 «Gripen», F-2A,B, F-16C Block60, F-15SE, F-35C, F/A-18E/F.

3. ДВБ — Дальний воздушный бой.

Эта категория принадлежит только лучшим из лучших, самолётам — обладателям мощнейших БРЛС с дальностью обнаружения такой цели, как «Раптор» — 150-160 км. На такой дальности F-22A могут противостоять: МиГ-31БМ, Т-50 ПАК-ФА, Су-35С и с «натяжкой» фронтовой высокоточный истребитель-бомбардировщик Су-34. Возможности их БРЭО феноменальны, и будут рассмотрены в наших следующих публикациях.

Примерно такой, на сегодняшний день, расклад с боевой авиацией, которая способна к воздушным баталиям с самым многочисленным и проверенным истребителем 5-го поколения F-22A. Меняться этот расклад будет в зависимости от будущих модернизаций и инноваций в области радиолокационных средств военной авиации.

/Евгений Даманцев/

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Алексей

    Ну не знаю. Возможно, возможно. Трудно данные вещи утверждать…

  2. Виталий

    А почему нет? Только вот на счёт того, что F-22 потянут истребители поколения 4 (не 4+ и 4++) автор, по моему, перегнул.

  3. Чапай думает

    надо на су 30 ставить рэб хибины, возможно это даст уйти от ракет раптора, но не увидит его на расстояние 120 км, тогда су30 надо наводить на раптор наземным пво, в любом случае вся нагрузка лежит на наземных станциях пво и частях РЭБ, которые будут ослеплять раптор, хорошо было бы получать целеуказание с космоса от БПЛА висящих над районом , по теплу(инверсионный след) и радиолокации, наземным роботам ПВО

  4. Егор

    Сейчас, при использовании данного самолета на Ближнем Востоке, желательно «снять» с него как можно больше разнообразных «фоток».

  5. ЛЕТАЮЩИЙ ДРОН

    Не надо «недооценивать» «раптор». Да бортовая РЛС может работать как не надо, а может работать как надо, и тогда у всех истребителей поколения 4++, большие проблемы, вообще то крайне не корректно сравнивать 4++ с пятым поколением, плюс к тому же у «Раптора» выше боевая нагрузка, его «модернизируют». Но вот оказия какая: Проводили учебные бои «Раптора» и «Рафаля» и «Рафаль» выиграл со счётом 4:1, это о чём то говорит???. Очень может быть вся электроника «Раптора» преувеличена в 100 раз, и он ни на что не способен.