Для этого есть немало способов – от изощренных до достаточно банальных. Украина в вооруженном противоборстве с формированиями юго-востока потерпела унизительное поражение. В боях с ополченцами армия незалежной растеряла практически все свое тяжелое вооружение, были сбиты почти все и без того немногие исправные самолеты и вертолеты, украинские части понесли значительные потери в личном составе. Но так и не было показано главного – боевого духа и умения воевать даже с иррегулярными формированиями.
Между тем после распада Советского Союза на территории Украины остались три военных округа (Прикарпатский, Одесский и Киевский), две дивизии стратегических бомбардировщиков, воздушная армия ВГК (оперативного назначения), ракетная армия, Черноморский флот, огромные запасы вооружения и военной техники для объединений, соединений и частей, формируемых по мобилизационному плану. На территории УССР дислоцировались элитные соединения и части Советской армии. Именно туда в первую очередь поступали современное и перспективное вооружение и военная техника. Именно там проходили службу офицеры – выходцы из семей высокопоставленных военных.
Если взять справку по количеству ВВТ, оставленных на конец 1991 года на Украине, то от огромности цифр практически по каждой позиции невольно зашевелятся волосы на голове. Куда все только делось? Вот поистине один из самых наглядных примеров невнимания государства к одному из своих важнейших институтов – армии. Сверкнула молния, грянул гром – а армии-то, оказывается, в незалежной нема. А без достойной армии независимого государства не бывает. В этом плане и нам необходимо сделать соответствующие выводы.
Способов разрушения военной мощи государства немало. За истекшие четверть века и в нашей стране, и в соседней Украине практиковались весьма разнообразные методики развала. Многие и поныне в ходу, так и не списаны в запас. Перечислим и коротко охарактеризуем основные способы размывания военной силы и оборонного сознания, которые использовались у нас в стране за последние годы. Многие из них кажутся на первый взгляд безобидными, но, по сути, несут в себе страшную разрушительную силу. Вот хотя бы некоторые из них.
Демонизация армии
Примерно с середины 1987 года в СССР закипела так называемая антиармейская кампания. В нее с воодушевлением включились многие представители отечественной интеллигенции – начиная от заслуженных академиков-физиков, писателей, актеров и заканчивая мальчиками-журналистами с сально-колбасными лицами, выходцами из приличных семей, в детстве получавшими хорошее питание.
Умело разжигаемая и искусно направляемая антиармейская истерия в стране достигла такого градуса, что офицеру в форме стало небезопасно появляться в общественных местах. Армия и оборонно-промышленный комплекс были обвинены решительно во всех бедах тогдашнего общества. Присмотритесь хотя бы к откровенно издевательским текстам, снимкам и карикатурам того времени, опубликованным в журналах и газетах. А сколько ушатов помоев было вылито на героический личный состав 40-й (афганской) армии?
Некоторое отрезвление, хотя далеко не полное, пришло только в середине 90-х годов. Очень сильно подвинула общественные настроения в нужную сторону первая чеченская кампания, когда выяснилось, что армии в стране, в общем-то, нет. Таким образом, Вооруженные Силы в результате антиармейской кампании оказались практически разрушенными. Оборонно-промышленный комплекс в то время находился в коме. А жить лучше от разрушения армии и ОПК тогда, надо заметить, никто не стал.
Между тем объективная оценка антиармейской кампании до сих пор не дана. И поныне не названы поименно ее идейные организаторы, вдохновители и непосредственные исполнители. Причем совершенно понятно, что стартовать подобная кампания без благословления и отмашки первого лица государства – генерального секретаря ЦК КПСС того времени никак не могла. И есть все основания считать, что эту идею ему подсказали отнюдь не товарищи по Политбюро ЦК КПСС. Тут явно чувствуется умелая зарубежная рука. А расследование и поныне не проведено.
Несомненно, что многие писатели, журналисты и иные представители массмедиа, крупные деятели отечественной культуры того времени выливали ведра дерьма и грязи на Советскую армию и оборонно-промышленный комплекс за приличные деньги (равно как и прочие материальные блага). Их позицию до какой-то степени понять можно. Сделали предложение, не смог отказаться, работал за хорошее вознаграждение. В итоге получил свои 30 сребреников.
Но к этому процессу подключилось великое множество, как говорил Владимир Ильич Ленин, «полезных идиотов», которые обливали армию и ВПК помоями исключительно на инициативных началах. Вот этих понять решительно невозможно. И даже сегодня хочется спросить этих полезных идиотов: хоть понимаешь, дурак, в чьих интересах ты это делал, причем исключительно на общественных началах?
А вроде ведь старая истина: если ты начинаешь валить один из важнейших устоев государства – армию, то его рухнувшая конструкция обязательно придавит своими бетонными блоками, перекрытиями и тебя лично. Февраль закономерно сменится октябрем. Может, не так и далек был Владимир Ленин от истины, когда в письме Горькому, отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград, вывел свое знаменитое: «Интеллигенция – не мозг нации, а говно».
Сокращение финансирования
Незамысловатый, но в то же время самый эффективный и действенный способ по разрушению Вооруженных Сил. Нет денег в бюджете на армию – значит, нет новых образцов вооружения и военной техники, нет занятий по боевой и оперативной подготовке, личный состав раздет и разут, не мыт и не чесан. А для Вооруженных Сил есть только два нормальных состояния – они или воюют, или готовятся к войне. Никакого третьего состояния для армии и флота по определению быть не может.
Этот способ очень эффективно применялся по отношению к отечественной армии в 90-е годы. Боеспособность Вооруженных Сил России в те времена упала почти до нуля. Что и было подтверждено в ходе первой чеченской кампании. Этот же способ все 23 года независимости с успехом и поистине выдающими результатами применялся на Украине.
Псевдодемократизация и псевдогуманизация
В угаре демократизации 90-х годов вроде как под самыми благими предлогами начали сильно умягчать действующий дисциплинарный устав и права командиров по отношению к нарушителям воинской дисциплины.
В частности, определить нарушителя воинской дисциплины на гауптвахту стало в те времена невероятно сложно (только по решению суда). Сами гауптвахты были объявлены пережитком тоталитаризма, сталинщины и проклятого прошлого в целом и во множестве упразднены. За ними пришла очередь дисциплинарных батальонов. Усилиями либеральных демократов те также были объявлены фактически вне закона.
Права командиров по отношению к смутьянам были сведены до замечаний и выговоров. К чему это привело? К резкому падению воинской дисциплины и организованности. А нет строгой дисциплины, нет и армии.
До знаменитого приказа № 1 образца марта 1917 года («вставание во фронт и обязательное отдание чести отменяется») дело, к счастью, не дошло, но потуги написать и ввести в действие нечто подобное все-таки были налицо.
Вот припомните, пожалуйста, фамилии, кто с такой яростью воевал с дисциплинарными правами командиров и начальников, гауптвахтами и дисбатами. Сегодня их уже называют прямо – национал-предателями и «пятой колонной». И все-таки очень хочется спросить у этих деятелей: ты за деньги воевал против дисбатов или же по причине собственной дури?
Организационно-штатные мероприятия
Один из самых действенных способов разрушения оборонной мощи государства – бесконечные организационно-штатные мероприятия: сформировать, расформировать, переподчинить, передислоцировать, перевести на другие штаты. Никаких вражеских агрессий не надо, никаких бомбардировок, штурмов и приступов, чтобы за несколько лет вполне боеспособные воинские организмы довести до стадии разложения и некроза.
В отечественной армии этот реформаторский зуд как начался со знаменитых горбачевских сокращений численности ВС СССР на 500 тысяч в 1989 году, так и безостановочно продолжается до сих пор. Временами эта опасная чесотка резко усиливается, иногда несколько ослабевает, но никогда не прекращается.
К слову, ответственности за нанесенный ущерб в ходе беспорядочных и вредительских по своему содержанию организационно-штатных мероприятий так никто и не понес. Вот только один пример. В 1977–1978 годах Войска ПВО как вид Вооруженных Сил подверглись настоящему погрому. Государству был нанесен многомиллиардный ущерб. А авторы замысла и идейные вдохновители процесса и поныне посиживают в разного рода президиумах и похихикивают. Они даже не названы поименно и не подвергнуты хотя бы моральному осуждению. А стране и армии ущерб был нанесен просто колоссальный.
В Зимнем дворце в Санкт-Петербурге есть Военная галерея. 332 портрета героев Отечественной войны 1812 года. Неплохо бы и в наши времена иметь нечто подобное, только с обратным знаком. К примеру, Военная галерея антигероев военного строительства. Их будет куда больше, чем три с лишним сотни героев 1812-го. К примеру, в галерее надо непременно разместить портрет многозвездного генерала в парадной форме со всеми регалиями два на три метра и подпись к нему: «Как главнокомандующий принял самое деятельное участие в уничтожении собственного вида Вооруженных Сил».
Или же аналогичные портреты со следующими подписями: «При его полном непротивлении была уничтожена система тылового и технического обеспечения», «Принял самое деятельное участие в разгроме системы военного образования», «Своими действиями нанес многомиллиардный ущерб Военно-морскому флоту», «Уничтожил полки и дивизии», «Разгромил Военно-воздушную академию», «Разгромил дальнюю авиацию», «Создавал препятствия для принятия на вооружение перспективных образцов вооружения и военной техники» и т. д. В конце концов, страна должна знать не только тех, кто прославил ее на поле боя, но и антигероев тоже.
Уничтожение военного образования и военной науки
Еще один способ разрушения оборонного могущества государства – вывод военно-учебных заведений из обеих столиц нашей страны на периферию. Что делается под самыми благими предлогами. С одной стороны, когда читаешь обоснования этого процесса – плакать от умиления хочется. А на деле выходит полный разгром складывавшихся долгими десятилетиями научных школ, жестокий сенокос ценных и особо ценных кадров.
И вроде как на новом месте и аудитории шире стали, и окна больше, и компьютеры появились, а вместо научной работы еще долгие десятилетия будет откровенная дырка (если она вообще когда-либо возникнет – научная работа на новом месте). Потому как никогда за всю историю государства не было, чтобы в каком-нибудь заштатном областном городишке (не в обиду этому населенному пункту будет сказано) вдруг ни с того ни с сего зародилась научная школа мирового уровня.
Кадры
Хорошо известно, что большинство войн для нашего Отечества начиналось с кадровой катастрофы. Как правило, не тех выдвигали, не тех назначали. Хуже кинжального пулеметного огня оборонную мощь Отечества разлагают никчемные выдвиженцы. А какой-то логичной и понятной системы подбора и выдвижения кадров на вышестоящие должности в Российской армии и на флоте нет и поныне. В ходу только два критерия – кровное родство и личная преданность.
И главное, чтобы окончательно замутить это дело, надо во главе всех кадровых процессов в армии и на флоте поставить абсолютно никчемных людишек. Чтобы те ни взводом, ни ротой никогда не командовали, не говоря уже о военных округах и армиях, чтобы в боевых действиях никогда не участвовали, чтобы ни одной собственной рукой написанной научной работы за душой не было.
Подобные вожаки очень быстро подберут на всех уровнях себе подобных. Ибо ни на одной другой части суши дураки не склонны к столь быстрому объединению и организационному структурированию, как на просторах Отечества нашего.
В незалежной ко всем существующим кадровым бедам был добавлен принцип подбора на руководящие должности по чистоте украинской крови. Дальше просто некуда.
Развал ОПК
Здоровье армии определяется здоровьем оборонной промышленности. Чтобы развалить оборонное могущество страны, надо постоянно держать отечественный ОПК в состоянии турбулентности – объединять и разъединять предприятия в разного рода неэффективные конструкции, беспрерывно перемещать руководителей, перманентно обозначать и тут же менять цели и ориентиры, то выделять деньги, то прекращать финансирование. Причем производить все это, прикрываясь самыми благими лозунгами о повышении боевой и иной прочей готовности.
Попутно свести к нулю роль генерального конструктора. Выдвигать на руководящие посты в «оборонке» людей без опыта работы по специальности и добротного инженерного образования. И тасовать, бесконечно тасовать колоду «эффективных менеджеров», поручая те или иные разработки организациям и персоналиям, которые в этом деле не понимают ровным счетом ничего. Результат не заставит себя долго ждать.
Заключение
Многие из перечисленных способов для отечественной армии и ОПК уже в прошлом. Некоторые и сейчас в ходу. Важно их знать и понимать суть происходящего.
Несколько слов в качестве небольшого лирического отступления. В частности, некая пучеглазая псевдомамаша на любом из «круглых столов» на армейскую тематику после самого безобидного выражения любого из участников форума: «Армия – важнейший инструмент государства и предназначена для защиты от внешней агрессии» – сразу приходила в неистовство, начинала биться в конвульсиях и с пеной на губах орать: «От кого вы собираетесь защищаться, от кого? От кого, я вас спрашиваю?».
Вроде как никаких потенциальных врагов и недоброжелателей у России никогда не было, нет и не будет. Остановить и как-то урезонить раскаленную активистку в этот момент было практически невозможно, разве что с помощью многосотсильного карьерного бульдозера и якорной цепи от линкора «Марат». И тоже очень хочется спросить: «Ты так орала от собственной дури? Или же за деньги? Если за деньги – так кто платил, сколько? За силу крика, вероятно, доплачивали отдельно?». В любом устоявшемся обществе псевдомамашу не пустили бы на порог ни одного приличного дома. А у нас она и поныне заседает во всех президиумах.
То есть, несмотря на многие перемены к лучшему за последние годы, нетерпимость в российском обществе к подобным явлениям еще так и не набрала нужного градуса крепости.
/Михаил Ходаренок, vpk-news.ru/
Достойно.
В США этой мамаше с ходу 25 лет тюрьмы впаяли. И никто бы не вякнул.
В статье автор много раз сетует, что никто не называет имён людишек, разваливающих армию и ВПК. А сам хоть одно назвал? Под описание «пучеглазой псевдомамаши» много народу подходит… Боитесь уточнить?
Андрейка, начинай называть имена, кто тебе мешает. Любой живущий в России, прекрасно знает героев в лицо, и самый достойный среди самых продажных Горбачёв. Андрейка вы этого не знали? А что касаемо псевдомамаши и подобных, в России много дорог построить нужно.
печально, но такая же хрень у нас в системе образования, здравоохранения и правоохранительных органах. Всё только и набирает обороты.
Согласен,люди которые должны лечить и учить, тратят время на бумажную волокиту.И весь этот бардак разводится на местах.
О чем можно говорить, когда ВУНЦ ВВС возглавляет дпн, профессор, ген-лейт. Зибров, в свое время отчисленный от обучения в ВВА им. Ю.А. Гагарина.