Недавно стало известно, что ВВС Индии, где царит вечная неопределённость в выборе поставщика многофункционального истребителя переходного поколения 4++, планируют широкомасштабную модернизацию истребителей МиГ-29UPG и «Мираж-2000». С первым всё обстоит более-менее стабильно: тесное сотрудничество с Российской Федерацией по обновлению авиапарка новенького авианосца «Викрамадитья» 46 палубными многофункциональными МиГ-29К, а также лицензия на производство Су-30МКИ, продолжает доведение мощного индийского авиапарка до паритетного с ВВС Китая уровня.
С «Миражами» дела идут более «туго»: документальная волокита между Индией и Францией, связанная с дружественной к России политикой по основополагающим внешнеполитическим вопросам и членством в БРИК, значительно тормозит подписание контракта на поставку необходимых запчастей, а также современных высокоманевренных ракет «воздух-воздух» «MICA» французской стороной. Из-за этих событий происходит задержка усовершенствования французских самолётов до уровня «Мираж-2000-5».
Вообще, глядя на историю подписанных индийской стороной различных контрактов и планов последней трёхлетки по обновлению ВВС истребителями «Рафаль», «Грипен» или F/A-18E/F, видно, что Индия пытается получить максимальные объёмы современных боевых систем как из России, так и из Запада. А поскольку Запад не предоставляет максимальную комплектацию своих машин, ввиду сохранения секретности технологий и безопасности ключевых систем стран-членов НАТО, Индии приходится обращаться за помощью к таким государствам как Израиль.
Но помимо типичного типа государства — «потребителя» технологий, Индия имеет довольно неплохой индивидуальный технологический потенциал, ведь не зря в 1983 году компания «HAL» приступила к проектированию собственной модели многоцелевого истребителя 4-го поколения.
В первые годы разработки индийские специалисты склонялись к идее постройки простого истребителя, основные боевые качества которого были на уровне МиГ-21бис, «прицел» был на увеличение радиуса действия нового самолёта и на наделение его качествами штурмовика и фронтового бомбардировщика. К 1985 году был «доведен до ума» основной технический проект новой боевой машины. Проект был назван «LCA»-«лёгкий боевой самолёт», и отличался «Миражевской» концепцией схемы планера – «бесхвостка», т.к. специалисты Агентства авиационных разработок прекрасно знали все лучшие черты данной конструкции планера и обратились за консультативной поддержкой в компанию «Dassault» («Дассо»).
В декабре 1988 года компания «Дассо» полностью подготовила эскизный проект нового самолёта для Минобороны Индии. А летом 1991 г. начались работы по созданию первого опытного образца LCA фирмой HAL. Американская Локхид-Мартин была выбрана в качестве разработчика современной ЭДСУ с четырёхканальным резервированием.
В первых опытных образцах TD-1 и TD-2 использовались американские двигатели F404-CE-F2J3 тягой 8200 кгс, но на серийных модификациях предполагалось ставить новый двигатель собственной разработки GTX-35VS «Kaveri», разработан он был в Национальном научно-исследовательском институте авиационного двигателестроения, но опять с помощью французской стороны, на этот раз – компании «SNECMA». Выбор был весьма удачным, была освоена тяга 8,21 тонны.
Наземные испытания проводились в 1997 году, а первый полёт прошёл только в 2001 году, так как наложение американцами санкций на поставку высоких технологий, из-за абсолютно оправданных ядерных испытаний Индией, «вставили палки в колёса» индийскому проекту LCA.
На вторых лётных испытаниях второго образца TD-2, проводимых начиная с января 2002 года, индийские лётчики ознакомились с уникальными ЛТХ самолёта, названного в последствии «Tejas»: было заявлено о большей скороподъёмности, чем у «накачанной» и облегчённой версии МиГ-29, во что просто поверить трудно. Но объяснить данный факт тоже можно.
«Tejas» — истребитель, сконструированный по схеме «бесхвостка», имеет очень небольшой мидель и лобовое сопротивление, сопоставимое с серией «Мираж-2000», а сухая масса у него — всего 5500 кг. Это обусловлено тем, что в конструкции использовано свыше 30% композиционных материалов, а также титановые и алюминиево-литиевые сплавы. Из углеродного волокна выполнены все подвижные плоскости управления самолётом.
Итак о скороподъёмности судим по тяговооружённости: при заправке LCA 2000 кг топлива, масса составляла 7500 кг, при тяге двигателя 8210 кгс тяговооружённость – 1,09, у МиГ-29А (изделие 9-12) эта цифра – 1,28, намного больше. Но если баки «Tejas» были уже более пустые – 1200 литров топлива, например, то получается уже 1,22. Так что данная версии выглядит очень даже реально, в зависимости от заполнения баков топливом.
В дальнейшем предполагалось оснастить самолёт более «тяговитой» модификацией «Кавэри», тяга которого должна была составить 8800 кгс, и вывести индийский истребитель на «крейсерский сверхзвук». Максимально достигнутая скорость «Теджаса» была около 1,5М, далее планировалось превысить 1,8М рубеж, но пока программа на стадии «простоя».
Информационное обеспечение лётчика хорошее: 4 ЖК МФИ, центральный ЭЛТ-индикатор и широкоугольный ИЛС держат лётчика в полной осведомлённости о тактической обстановке и техническом состоянии систем истребителя. Визуальный обзор нижней полусферы упрощался уменьшенной стреловидностью у корня крыла. Пока бортовое оборудование построено вокруг БРЛС «Ericsson» PS-05. Истребитель типа «F-15C» обнаруживается на расстоянии 70-75 км, может быть одновременно атаковано 2 воздушные цели.
В перспективе имеется возможность установки на «Tejas» БРЛС с АФАР, что очень перспективно сейчас. Благодаря совершенному «Миражевскому» планеру, маневренность истребителя весьма высока как по тангажу, так и по крену, это можете посмотреть в видео (ниже), причём развороты по крену происходили с подвешенными ПТБ и комплектом свободнопадающих бомб:
20 декабря 2013 г. было объявлено о достижении LCA «Tejas» полноценного боевого состояния, а в 2015 году должны начаться его поставки в ВВС, так что нет никакой целесообразности в дорогостоящем и унизительном обновлении изрядно «изношенных» «Миражей», планер и модернизационный потенциал которого ничем не лучший, чем у этого самолёта.
/Евгений Даманцев/
Это у индусов всё «определено». У нас в России всем авиапарком командует г-н Погосян. Вот как он и скажет, так оно и будет. Вице премьер Рогозин говорит, что России нужен лёгкий фронтовой истребитель, а Погосян «включает дурака» и говорит, мол знать не знаю, ведать не ведаю, конкуренты для Т-50 категорически не нужны, я сам из бюджета бабло качаю, и никого не подпускаю. Когда же его наконец уволят, с формулировкой «потерял доверие», ну это ещё не скоро будет, когда позор не описуемый на глазах будет, тогда его ПРЕЗИДЕНТ СТРАНЫ и уволит. А в Индии, постепенно но авиация развивается, у нас она ПОГИБАЕТ. Под руководством Погосяна.