Главная Иностранные армии

Индийский LCA «Tejas» – главный претендент на поколение 4++

1
836

Недавно стало известно, что ВВС Индии, где царит вечная неопределённость в выборе поставщика многофункционального истребителя переходного поколения 4++, планируют широкомасштабную модернизацию истребителей МиГ-29UPG и «Мираж-2000». С первым всё обстоит более-менее стабильно: тесное сотрудничество с Российской Федерацией по обновлению авиапарка новенького авианосца «Викрамадитья» 46 палубными многофункциональными МиГ-29К, а также лицензия на производство Су-30МКИ, продолжает доведение мощного индийского авиапарка до паритетного с ВВС Китая уровня.

С «Миражами» дела идут более «туго»: документальная волокита между Индией и Францией, связанная с дружественной к России политикой по основополагающим внешнеполитическим вопросам и членством в БРИК, значительно тормозит подписание контракта на поставку необходимых запчастей, а также современных высокоманевренных ракет «воздух-воздух» «MICA» французской стороной. Из-за этих событий происходит задержка усовершенствования французских самолётов до уровня «Мираж-2000-5».

Вообще, глядя на историю подписанных индийской стороной различных контрактов и планов последней трёхлетки по обновлению ВВС истребителями «Рафаль», «Грипен» или F/A-18E/F, видно, что Индия пытается получить максимальные объёмы современных боевых систем как из России, так и из Запада. А поскольку Запад не предоставляет максимальную комплектацию своих машин, ввиду сохранения секретности технологий и безопасности ключевых систем стран-членов НАТО, Индии приходится обращаться за помощью к таким государствам как Израиль.

Индийский истребитель «Tejas»

Но помимо типичного типа государства — «потребителя» технологий, Индия имеет довольно неплохой индивидуальный технологический потенциал, ведь не зря в 1983 году компания «HAL» приступила к проектированию собственной модели многоцелевого истребителя 4-го поколения.

В первые годы разработки индийские специалисты склонялись к идее постройки простого истребителя, основные боевые качества которого были на уровне МиГ-21бис, «прицел» был на увеличение радиуса действия нового самолёта и на наделение его качествами штурмовика и фронтового бомбардировщика. К 1985 году был «доведен до ума» основной технический проект новой боевой машины. Проект был назван «LCA»-«лёгкий боевой самолёт», и отличался «Миражевской» концепцией схемы планера – «бесхвостка», т.к. специалисты Агентства авиационных разработок прекрасно знали все лучшие черты данной конструкции планера и обратились за консультативной поддержкой в компанию «Dassault» («Дассо»).

В декабре 1988 года компания «Дассо» полностью подготовила эскизный проект нового самолёта для Минобороны Индии. А летом 1991 г. начались работы по созданию первого опытного образца LCA фирмой HAL. Американская Локхид-Мартин была выбрана в качестве разработчика современной ЭДСУ с четырёхканальным резервированием.

В первых опытных образцах TD-1 и TD-2 использовались американские двигатели F404-CE-F2J3 тягой 8200 кгс, но на серийных модификациях предполагалось ставить новый двигатель собственной разработки GTX-35VS «Kaveri», разработан он был в Национальном научно-исследовательском институте авиационного двигателестроения, но опять с помощью французской стороны, на этот раз – компании «SNECMA». Выбор был весьма удачным, была освоена тяга 8,21 тонны.

Наземные испытания проводились в 1997 году, а первый полёт прошёл только в 2001 году, так как наложение американцами санкций на поставку высоких технологий, из-за абсолютно оправданных ядерных испытаний Индией, «вставили палки в колёса» индийскому проекту LCA.

Индийский истребитель «Tejas»

На вторых лётных испытаниях второго образца TD-2, проводимых начиная с января 2002 года, индийские лётчики ознакомились с уникальными ЛТХ самолёта, названного в последствии «Tejas»: было заявлено о большей скороподъёмности, чем у «накачанной» и облегчённой версии МиГ-29, во что просто поверить трудно. Но объяснить данный факт тоже можно.

«Tejas» — истребитель, сконструированный по схеме «бесхвостка», имеет очень небольшой мидель и лобовое сопротивление, сопоставимое с серией «Мираж-2000», а сухая масса у него — всего 5500 кг. Это обусловлено тем, что в конструкции использовано свыше 30% композиционных материалов, а также титановые и алюминиево-литиевые сплавы. Из углеродного волокна выполнены все подвижные плоскости управления самолётом.

Итак о скороподъёмности судим по тяговооружённости: при заправке LCA 2000 кг топлива, масса составляла 7500 кг, при тяге двигателя 8210 кгс тяговооружённость – 1,09, у МиГ-29А (изделие 9-12) эта цифра – 1,28, намного больше. Но если баки «Tejas» были уже более пустые – 1200 литров топлива, например, то получается уже 1,22. Так что данная версии выглядит очень даже реально, в зависимости от заполнения баков топливом.

В дальнейшем предполагалось оснастить самолёт более «тяговитой» модификацией «Кавэри», тяга которого должна была составить 8800 кгс, и вывести индийский истребитель на «крейсерский сверхзвук». Максимально достигнутая скорость «Теджаса» была около 1,5М, далее планировалось превысить 1,8М рубеж, но пока программа на стадии «простоя».

Кабина индийского истребителя «Tejas»

Информационное обеспечение лётчика хорошее: 4 ЖК МФИ, центральный ЭЛТ-индикатор и широкоугольный ИЛС держат лётчика в полной осведомлённости о тактической обстановке и техническом состоянии систем истребителя. Визуальный обзор нижней полусферы упрощался уменьшенной стреловидностью у корня крыла. Пока бортовое оборудование построено вокруг БРЛС «Ericsson» PS-05. Истребитель типа «F-15C» обнаруживается на расстоянии 70-75 км, может быть одновременно атаковано 2 воздушные цели.

В перспективе имеется возможность установки на «Tejas» БРЛС с АФАР, что очень перспективно сейчас. Благодаря совершенному «Миражевскому» планеру, маневренность истребителя весьма высока как по тангажу, так и по крену, это можете посмотреть в видео (ниже), причём развороты по крену происходили с подвешенными ПТБ и комплектом свободнопадающих бомб:

20 декабря 2013 г. было объявлено о достижении LCA «Tejas» полноценного боевого состояния, а в 2015 году должны начаться его поставки в ВВС, так что нет никакой целесообразности в дорогостоящем и унизительном обновлении изрядно «изношенных» «Миражей», планер и модернизационный потенциал которого ничем не лучший, чем у этого самолёта.

/Евгений Даманцев/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Юра

    Это у индусов всё «определено». У нас в России всем авиапарком командует г-н Погосян. Вот как он и скажет, так оно и будет. Вице премьер Рогозин говорит, что России нужен лёгкий фронтовой истребитель, а Погосян «включает дурака» и говорит, мол знать не знаю, ведать не ведаю, конкуренты для Т-50 категорически не нужны, я сам из бюджета бабло качаю, и никого не подпускаю. Когда же его наконец уволят, с формулировкой «потерял доверие», ну это ещё не скоро будет, когда позор не описуемый на глазах будет, тогда его ПРЕЗИДЕНТ СТРАНЫ и уволит. А в Индии, постепенно но авиация развивается, у нас она ПОГИБАЕТ. Под руководством Погосяна.