Чего ожидать от шведского «Грипена» 5-го поколения?

В начале января 2011 года в прессе распространилась новость о решении шведской компании СААБ «дотянуть» ВВС страны до полноценного 5-го поколения. Если у скандинавов всё пойдёт гладко, то просматривается шанс получить истребитель поколения 5+. Это может звучать весьма дерзко, но основания для этого имеется, и не одно.

Во-первых, Швеция – единственная в Европе страна, которая абсолютно самостоятельно разрабатывает для своих ВВС стратегические самолёты ДРЛО S-100B «Argus» с 1994 года. Их радиолокационный комплекс представлен плоской двухсторонней АФАР, которая, сопровождая более 100 различных целей, может на дальности 400 км обнаруживать цель типа «истребитель» на фоне земной поверхности. РЛС PS-890 «Ericsson Erieye» состоит из 400 ППМ (по 200 на сторону, РЛС двухсторонняя) индивидуального управления.

Во-вторых, в соответствии с доктриной ВВС Швеции: «Господство в воздухе достигается благодаря информационной осведомлённости», практически вся авиационная техника ВВС Швеции использует систему передачи тактической информации CDL-39, которая остаётся одной из самых качественных и быстрых в Мире.

Чего ожидать от шведского «Грипена» 5-го поколения?

Например, США, Великобритания и страны блока НАТО Европейского ТВД используют системы JTIDS и «Link-16», скорость передачи информации у которых почти в 2 раза ниже, чем у шведской, а тип передачи данных в большей мере командного типа. То есть, только Е-3С может предавать изображение обнаруженной им цели оперирующему звену F-15C, а те не смогут передать такую «картинку» соседним самолётам в звене и другим средствам. А два истребителя «Грипен» могут обмениваться друг с другом данными, как, скажем, два «Bluetooth» или «Wi-Fi»-модуля.

И это только два довода в подтверждение серьёзности новой программы СААБ, именуемой FS2020/25 — цифры, судя по всему, говорят о примерных датах начала испытаний первых опытных образцов.

Читайте также  Армия закупит простые вертолёты Ми-35 вместо дорогих Ми-28Н

Развивающийся параллельно проект «Грипен NG» (Грипен-Е), судя по всему, будет своеобразной элементной базой для боевых систем и подсистем нового самолета. Макет, продемонстрированный на фотографии сотрудниками конструкторского объединения СААБ, также о многом может сказать.

FS2020/25, также, как и его предшественник Jas-39 «Gripen» , сконструирован по схеме «утка» с цельноповоротным ПГО большой площади для компенсации «малого плеча» смещения самолета в пространстве в плоскости тангажа. За счет этого резко возросла угловая скорость разворота и предельный угол атаки, последний, с учетом использования новейшей цифровой ЭДСУ, приблизится к 60-80 град.

Чего ожидать от шведского «Грипена» 5-го поколения?

Сопло современного ТРДДФ выдвинуто далеко за пределы линии кромок элевонов-рулей высоты. Вертикальное оперение двухконсольное с умеренным углом «развала» консолей (стабилизаторов-рулей направления). Фюзеляж обладает небольшими несущими качествами и вмещает три внутрифюзеляжных отсека вооружения: первый — под механизмом вращения ПГО, второй — под «корнем» крыла в центральной части фюзеляжа. Имеются «носки» крыла.

Воздухозаборники скошены вниз и назад, максимально уменьшено число конструктивных геометрических элементов с прямыми углами и окружностями. Все это сделано для максимально возможного уменьшения ЭПР планера, которая, исходя из размеров миделя, будет близкой к японскому ATD-X(около 0,08 м2). Планер является статически неустойчивым и проявляет высокие маневренные качества.

Из БРЭО можно отметить все ту же суперсовременную систему передачи данных CDL-39 и БРЛС с АФАР, состоящей из более чем 1000 ППМ. Скорее всего, на первых версиях FS2020/25 будет стоять БРЛС «NORA». Зона ее обзора по азимуту +/-100град, а дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м2 (F-16C Block52) — 130-140 км, но точных данных пока нет.

Судя по «начинке» «Грипена NG», на новом истребителе будет установлен высокопроизводительный бортовой компьютер Ericsson D96 (или MACS), который выполнен по модульной схеме и приспособлен к модернизации. Он же и будет управлять глубоко усовершенствованными комплексами авионики Mk.4 или Mk.5, предусматривающими установку ЖК МФИ высокого разрешения (размерами 16х21 см).

Читайте также  Отложены, сокращены или аннулированы

Из оборонительных систем могут быть использованы буксируемая ловушка с радиолокационным широкодиапазонным излучателем, СПЛО (система предупреждения о лазерном облучении) и стандартные контейнера с ИК-ловушками и дипольными отражателями. Имеется и станция обнаружения атакующих ракет, но более примитивная, чем на истребителе МиГ-35.

Вполне предсказуема и главная концепция эксплуатации FS2020/25. У шведов она называется BAS-90, и отличается уникальным распределением отдельных звеньев, а при необходимости и самолетов по разным частям страны, даже с неподготовленными ВПП (достаточно 800 м полосы любого типа, вплоть до отрезка шоссе), вычислить такие временные дислокации будет невероятно сложно, и шведские летчики смогут неприятно удивлять противника своим неожиданным появлением в воздухе. Концепция наиболее приспособлена для выживания в сложной боевой обстановке.

Ну что же, учитывая внешнеполитический вектор Швеции, глядящий в НАТО, российские ВВС имеют очередную угрозу, в случае вовлечения этой страны в грядущие конфликты. В ту же очередь, для ВВС Швеции это позволит организовать грамотную оборону всех рубежей страны, а FS2020/25 вместе с Jas-39 NG «Gripen-E/F» составит основу нового авиапарка.

/Евгений Даманцев/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя