В начале января 2011 года в прессе распространилась новость о решении шведской компании СААБ «дотянуть» ВВС страны до полноценного 5-го поколения. Если у скандинавов всё пойдёт гладко, то просматривается шанс получить истребитель поколения 5+. Это может звучать весьма дерзко, но основания для этого имеется, и не одно.
Во-первых, Швеция – единственная в Европе страна, которая абсолютно самостоятельно разрабатывает для своих ВВС стратегические самолёты ДРЛО S-100B «Argus» с 1994 года. Их радиолокационный комплекс представлен плоской двухсторонней АФАР, которая, сопровождая более 100 различных целей, может на дальности 400 км обнаруживать цель типа «истребитель» на фоне земной поверхности. РЛС PS-890 «Ericsson Erieye» состоит из 400 ППМ (по 200 на сторону, РЛС двухсторонняя) индивидуального управления.
Во-вторых, в соответствии с доктриной ВВС Швеции: «Господство в воздухе достигается благодаря информационной осведомлённости», практически вся авиационная техника ВВС Швеции использует систему передачи тактической информации CDL-39, которая остаётся одной из самых качественных и быстрых в Мире.
Например, США, Великобритания и страны блока НАТО Европейского ТВД используют системы JTIDS и «Link-16», скорость передачи информации у которых почти в 2 раза ниже, чем у шведской, а тип передачи данных в большей мере командного типа. То есть, только Е-3С может предавать изображение обнаруженной им цели оперирующему звену F-15C, а те не смогут передать такую «картинку» соседним самолётам в звене и другим средствам. А два истребителя «Грипен» могут обмениваться друг с другом данными, как, скажем, два «Bluetooth» или «Wi-Fi»-модуля.
И это только два довода в подтверждение серьёзности новой программы СААБ, именуемой FS2020/25 — цифры, судя по всему, говорят о примерных датах начала испытаний первых опытных образцов.
Развивающийся параллельно проект «Грипен NG» (Грипен-Е), судя по всему, будет своеобразной элементной базой для боевых систем и подсистем нового самолета. Макет, продемонстрированный на фотографии сотрудниками конструкторского объединения СААБ, также о многом может сказать.
FS2020/25, также, как и его предшественник Jas-39 «Gripen» , сконструирован по схеме «утка» с цельноповоротным ПГО большой площади для компенсации «малого плеча» смещения самолета в пространстве в плоскости тангажа. За счет этого резко возросла угловая скорость разворота и предельный угол атаки, последний, с учетом использования новейшей цифровой ЭДСУ, приблизится к 60-80 град.
Сопло современного ТРДДФ выдвинуто далеко за пределы линии кромок элевонов-рулей высоты. Вертикальное оперение двухконсольное с умеренным углом «развала» консолей (стабилизаторов-рулей направления). Фюзеляж обладает небольшими несущими качествами и вмещает три внутрифюзеляжных отсека вооружения: первый — под механизмом вращения ПГО, второй — под «корнем» крыла в центральной части фюзеляжа. Имеются «носки» крыла.
Воздухозаборники скошены вниз и назад, максимально уменьшено число конструктивных геометрических элементов с прямыми углами и окружностями. Все это сделано для максимально возможного уменьшения ЭПР планера, которая, исходя из размеров миделя, будет близкой к японскому ATD-X(около 0,08 м2). Планер является статически неустойчивым и проявляет высокие маневренные качества.
Из БРЭО можно отметить все ту же суперсовременную систему передачи данных CDL-39 и БРЛС с АФАР, состоящей из более чем 1000 ППМ. Скорее всего, на первых версиях FS2020/25 будет стоять БРЛС «NORA». Зона ее обзора по азимуту +/-100град, а дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м2 (F-16C Block52) — 130-140 км, но точных данных пока нет.
Судя по «начинке» «Грипена NG», на новом истребителе будет установлен высокопроизводительный бортовой компьютер Ericsson D96 (или MACS), который выполнен по модульной схеме и приспособлен к модернизации. Он же и будет управлять глубоко усовершенствованными комплексами авионики Mk.4 или Mk.5, предусматривающими установку ЖК МФИ высокого разрешения (размерами 16х21 см).
Из оборонительных систем могут быть использованы буксируемая ловушка с радиолокационным широкодиапазонным излучателем, СПЛО (система предупреждения о лазерном облучении) и стандартные контейнера с ИК-ловушками и дипольными отражателями. Имеется и станция обнаружения атакующих ракет, но более примитивная, чем на истребителе МиГ-35.
Вполне предсказуема и главная концепция эксплуатации FS2020/25. У шведов она называется BAS-90, и отличается уникальным распределением отдельных звеньев, а при необходимости и самолетов по разным частям страны, даже с неподготовленными ВПП (достаточно 800 м полосы любого типа, вплоть до отрезка шоссе), вычислить такие временные дислокации будет невероятно сложно, и шведские летчики смогут неприятно удивлять противника своим неожиданным появлением в воздухе. Концепция наиболее приспособлена для выживания в сложной боевой обстановке.
Ну что же, учитывая внешнеполитический вектор Швеции, глядящий в НАТО, российские ВВС имеют очередную угрозу, в случае вовлечения этой страны в грядущие конфликты. В ту же очередь, для ВВС Швеции это позволит организовать грамотную оборону всех рубежей страны, а FS2020/25 вместе с Jas-39 NG «Gripen-E/F» составит основу нового авиапарка.
/Евгений Даманцев/