Как всем нам известно, в условиях современных военных противостояний немалую роль по контролю всей прифронтовой зоны, да и глубокого тыла противника, отыгрывают хорошо подготовленные диверсионно-разведовательные группы (ДРГ). На их «плечи» ложится весьма непростая задача, связанная со скрытной разведкой за перемещением войск противника и подрывной деятельностью, которая зачастую предполагает «размягчение» мощных укрепрайонов и блокпостов противника, а также пресечение снабжения военных формирований вражеской стороны.
Именно ДРГ являются «первой скрипкой» по установлению условного оперативного контроля над целевой территорией, оказывая прямую поддержку для наступления регулярной армии. В пример можно поставить ДРГ ВС Новороссии, которые за полугодовой период операции по освобождению Донбасса провели уйму успешных спецопераций в таких населённых пунктах с пригородами как Мариуполь, Волноваха, Новомихайловка, Бахмутовка, Счастье. Где в данный момент происходит формирование новых тактических «котлов» и «полукотлов» для северного и западного наступления ВСН.
Но это ещё только «цветочки», «ягодками» являются их действия в будущей ХНР (Харьковской Народной Республике), где под городом Изюм, всего за один квартал было проведено несколько крупных атак диверсантов-гранатомётчиков на базы киевских карателей, а также остановка выдвижения на Юго-Восток украинского противотанкового подразделения, оснащённого американскими ИК-ПТРК «Джавеллин» с полным боекомплектом. В ходе спецоперации «Джавеллин» был взят в качестве трофейного оружия.
И всё это, учитывая, что наши бойцы не имеют ни суперсовременных тактических планшетов, ни передовых тепловизионных систем, ни аналогов элементов экипировки, скажем, «Ратника», либо аналогов электроники, как у Французского Легиона…, всё абсолютно рядовое, советское.
Различная оптическая и радиоэлектронная техника для диверсантов активно разрабатывалась и использовалась ещё во времена Второй мировой войны. Но в конце XX века для этих целей стало разрабатываться оружие, способное работать в соответствии с новыми вызовами, коснулся этот вопрос и транспорта для ДРГ.
Фирмы Iveco и Oto Melara известны свомим творениями в оборонной сфере относительно давно: это и основной боевой танк С-1 «Арьтье», и БМП VCC-80 «Dardo» и др. «Арьтье», являясь ОБТ Италии с 1995 года, никакими уникальностями перед остальными НАТОвскими танками не обладал: стандартная компоновка, схожая с «Челенджер-1», эквивалентная же бронезащита от бронебойных оперенных подкалиберных снарядов составляла не более 450-470 мм, т.е. лишь от 105-мм американского БОПС М833(1984 г.) и нашего старого доброго 125-мм ЗБМ-22 (1981 г.).
То есть защита его по нынешним меркам на 2+, он уступает «Челенджеру-1», а Т-90С, «Леопарду-2А7» и «Абрамсу» вообще «в подмётке не годится». БМП «Дардо» — машина неплохая, находится на уровне М2 «Брэдли», имеет более совершенный «приземистый» силуэт, но уступает БМП-3, MCW-80 «Warrior» и другим боевым машинам по бронезащите и огневой мощи.
Но в 1988 году на итальянских полигонах появилась опытная боевая машина, которую по мировым критериям можно отнести в лидеры своего класса. Это лёгкий бронеавтомобиль «Puma». Относится «Пума» к бронетранспортёрам лёгкого класса. Первые образцы, построенные ещё в 88-89 гг. были легкобронированные и не несли вспомогательного оборудования, а использовались исключительно для испытаний ходовой части, которая имеет колёсные две формулы 4х4 и 6х6 для применения на разных типах местности. Основательное серийное производство БТР было налажено к 2005 году.
Благодаря чему «Пума» удостоена такого пристального внимания в нашей статье? Благодаря чертам, заложенным в её компоновку и набору ходовых качеств, как раз подходящих для работы диверсионных групп.
Конструкция бортовых листов корпуса монококового типа представлена не несколькими сваренными стальными бронелистами, как в большинстве БТР и БМП, а одним, полученным методом гибки и ковки. Такая конструкция имеет лучшую стойкость перед фугасным воздействием при близком разрыве разных боевых частей и снарядов и определяет большие преимущества использования кузнечно-штамповочной техники перед сваркой.
У «Пумы» предусмотрено три двери для экипажа и пехоты: две по бортовым листам и одна – в кормовом, что даёт возможность выхода пассажиров через углы безопасного маневрирования при большинстве вероятных развитий событий. Каждая дверь оснащена бойницей с каплевидной створкой и смотровым окошком из бронестекла. Высота бронетранспортёра «Пума» 6х6 по крыше корпуса 1670 мм, ширина – 2080 мм, длина – 4650 мм, клиренс – 390 мм, масса – 5,5 т.
Устанавливается 4-цилиндровый дизельный двигатель ВО Fiat 8042.45 мощностью 180 л.с, что позволяет развить удельную мощность 32,7 л.с./т, этот показатель – сильная сторона «Пумы», которая определяет высокую мобильность, разгон, проходимость. Скорость приближается к 110 км/ч. Имея такую компактность (минимизированный профиль), подвижность и относительно тихий двигатель, машина может оперативно перебрасывать 6 человек ДРГ в место проведения операции, оставшись незамеченной противником в густой лесистой местности, а также, в случае обнаружения, очень проворной и сложной мишенью для попадания.
При ёмкости топливного бака в 150 л дальность хода без дозаправки около 800 км, все боевые машины, имеющие дальность хода более 550 км – огромный тактический плюс в современной войне. «Пума» 6х6 отличается массой, повышенной до 7,5 тонны, и большим числом посадочных мест – 9 хорошо экипированных человек личного состава. Удельная мощность такого бронеавтомобиля слегка ниже (24 л.с./т).
Ещё одно преимущество данного БТР – у командира и водителя нет обзорных бронированных окошек, для этих целей устанавливается пять перископических приборов кругового обзора: экипаж более защищён. На «Пуме» предусмотрено размещение широчайшего спектра вооружения: от 7,62-мм и 12,7-мм пулемётов, устанавливающихся возле командирской башенки, до ПТРК «Милан» и других, включая модификации ПЗРК, комплексы РТР и другие средства.
Машина может быть использована и в качестве головной в звене, либо в качестве транспорта и ПБУ для управления небольшими БПЛА. Может перевозить любое диверсионное вооружение, 120-мм миномёты и портативное оборудование для ведения артиллерийской разведки ТВД. Последнее является одним из самых многофункциональных средств на поле боя нашего времени.
Носимые РЛС разведки позиций противника такие, как РЛС «Аистёнок», «Кредо-1» и «Фара-1» способны на многое. Во-первых, в любых метеоусловиях они могут отслеживать и сопровождать 20 и более целей (включая людей с 2-15 км, транспорта, колонн бронетехники – до 35 км, вертолёты).
По аналогии тяжёлых самоходных комплексов артиллерийской разведки типа «Зоопарк», эти мини-РЛС могут сопровождать полёт миномётных снарядов, и заранее выдавать расчётные точки их падения, благодаря чему можно как предупредить свои подразделения о срочном отходе в укрытия, так и корректировать собственный миномётный огонь по правильным азимутальным и угломестным координатам.
«Аистёнок» и «Кредо», являясь более мощными, весят по 100 кг с опорой-подставкой и нуждаются в транспортировке на лёгком БТР. «Фара-1» и «Фара-ПВ» менее дальнобойны, но позволяют в снег и туман вести достаточно точный огонь по военным группам противника в любое время суток,- вот Вам и главное преимущество радиолокации перед оптикой, не зря ведь для ударных вертолётов разрабатываются надвтулочные РЛС «Арбалет», «Лонгбоу».
В статье рассмотрены самые эффективные средства РТР, подходящие для диверсионно-разведывательных групп, также приведён пример мобильного транспорта в качестве БТР «Пума». Оптические средства могут использоваться любые, вариации их самые разнообразные, материал по самым интересным из них продолжает собираться.
/Евгений Даманцев/