Актуальное состояние программы F-35 Lightning II

5
1561

Интернет ресурс DefenseNews.com опубликовал сведения о ходе реализации программы F-35 Lightning II, представленные исполнительным вице-президентом корпорации Lockheed Martin и по совместительству директором программы F-35 по линии головного исполнителя Лорэном Мартином (Lorraine Martin) на международной конференции Air Force Association Air and Space Conference 2014.

Презентация позволяет оценить, с каким темпом программа продвигается и на какой стадии она находится.

1. Сетевой график реализации программы F-35 (оптимистичный вариант) по состоянию на 10 сентября 2014 года.

Первые полеты: F-35B (2008), F-35A (2009), F-35C (2010)

Программа летных испытаний: F-35B (2008-2016), F-35A (2009-2016), F-35C (2010-2016), экспортные F-35 (2011-2016)

Готовность модификаций: Block 2A (2013), Block 2B (2015), Block 3i (2016), Block 3F (2017)

Программа мелкосерийного производства:
Серия (Lot) / Количество машин в серии / Заказчик (количество и тип самолетов) / Годы постройки

Lot I / 2 / ВВС США (2 F-35A) / 2006-2011

Lot II / 12 / ВВС США (6 F-35A), МП США (6 F-35B) / 2007-2012

Lot III / 17 / ВВС США (7 F-35A), ВМС США (7 F-35C), ВВС Великобритании (2 F-35B), ВВС Нидерландов (1 F-35A) / 2008-2013

Lot IV / 32 / ВВС США (10 F-35A), ВМС США (4 F-35C), МП США (15 F-35B), ВВС Австралии (2 F-35B), ВВС Нидерландов (1 F-35A) / 2009-2013

Lot V / 32 / ВВС США (22 F-35A), ВМС США (7 F-35C), МП США (3 F-35B) / 2010-2014

Lot VI / 36 / ВВС Италии (3 F-35A), ВМС Великобритании (1 F-35B), ВВС Австралии (12 F-35B), ВВС Израиля (20 F-35I) / 2011-2016

Lot VII / 35 / нет данных / 2012-2016

Lot VIII / 43 / нет данных / 2013-2017

Lot IX / нет данных / нет данных / 2014-2017

Lot X / нет данных / нет данных / 2015-2018

Lot XI / нет данных / нет данных / 2016-2019

Со второй половины 2016 года переход к крупносерийному производству.

Начало поставок в строевые части: F-35B для авиации Морской пехоты США (2015), F-35A для ВВС США (2016), F-35C для ВМС США (2018)

Программа перевооружения авиационных баз (авб) ВВС, ВМС и МП США:
2012 – авб ВВС Эглин, шт. Флорида; авб МП Юма, шт. Аризона
2013 – авб ВВС Эдвардс, шт. Калифорния; авб ВВС Нэллис, шт. Невада; авб МП Черри-Пойнт, шт. Северная Каролина; авб ВВС Огден, шт. Юта
2014 – авб ВВС Люк, шт. Аризона; авб МП Бофорт, шт. Южная Каролина
2015 – авб Хилл, шт. Юта
2016 – авб ВМС Ки-Уэст, шт. Флорида
2017 – авб МП Ивакуни, Япония

Программа перевооружения авиационных частей инозаказчиков:
2016 – Италия, Израиль
2017 – Нидерланды, Япония
2018 – Италия, Великобритания, Австралия
2019 – Нидерланды, Турция, Южная Корея

Всего планируется к закупке: 1763 F-35A для ВВС США, 680 F-35B/F-35C для ВМС и МП США, инозаказчиками – от 800 до 1500 F-35 различных модификаций

Существуют две угрозы срыва данного графика – краткосрочная и долгосрочная. Под краткосрочной подразумеваются задержки, связанные с запретом на полеты, введенным в июле в результате пожара на борту одного из опытных F-35A. Как сообщил руководитель программы по линии МО США генерал-лейтенант Кристофер Богдан (Christopher Bogdan), чтобы сроки программы не сдвигались необходимо возобновить испытательные полеты уже к концу этого месяца. Производитель двигателей для F-35 – компания Pratt & Whitney, как ранее сообщалось, нашла решение проблемы и вскоре должна его представить.

Долгосрочные риски, прежде всего, связаны с возможным секвестром бюджета и связанным с этим сокращением объемов финансирования программы. Пока что программа не была затронута бюджетными войнами. Однако, по словам генерала Богдана, «нет никаких гарантий, что так будет и дальше». Существенное уменьшение бюджета программы, или еще хуже – сокращение заказов или полный выход из программы стран-партнеров неизбежно приведет к смещению графика вправо. Однако пока руководство Пентагона, по всей видимости, намерено продолжать оберегать программу F-35 от бюджетных урезаний.

2. Данные о базировании поставленных из текущего производства самолетов F-35 по состоянию на 11 сентября 2014 года.

Всего поставлено из текущего производства 125 летных образцов F-35 различных типов. Все машины находятся на территории США.

Авб ВВС Нэллис, шт. Невада – 5 (все F-35A) – строевая часть.

Авб ВВС Эдвардс, шт. Калифорния – 14 (11 F-35A, 2 F-35B, 1 F-35C) – строевая часть / испытательный центр.

Авб МП Юма, шт. Аризона – 16 (все F-35B) – строевая часть.

Авб ВВС Люк, шт. Аризона – 9 (все F-35A) – строевая часть.

Авб ВВС Эглин, шт. Флорида – 49 (10 F-35B, 28 F-35A, 8 F-35C, три английских F-35B и два голландских F-35A) – центр боевой подготовки и переучивания летного состава.

Авб МП Бофорт, шт. Южная Каролина – 2 (все F-35B) – центр боевой подготовки и переучивания летного состава.

Авб ВМС Патаксент-Ривер, шт. Мэриленд – 9 (5 F-35B, 4 F-35C) – испытательный центр.

Авиационный завод в Форт-Уорт, шт. Техас – 21 (4 F-35B, 10 F-35A, 5 F-35C, два австралийских F-35B).

3. Основные этапы программы, запланированные на 2014 год.

Поставка первых машин на авб ВВС Люк, шт. Аризона – выполнено.

Начало программы летных испытаний модификации Block 3i – выполнено.

Поставка первых машин на авб МП Бофорт, шт. Южная Каролина – выполнено.

Поставка первых машин ВВС Австралии – выполнено.

Начало программы летных испытаний модификации Block 3F – выполнено.

Начало отработки взлета и посадки на палубу авианосца – предстоит выполнить до конца года.

Продолжение программы летных испытаний модификации Block 2B для МП США – предстоит выполнить до конца года.

Продолжение усилий, направленных на сокращения издержек по программе – предстоит выполнить до конца года.

***

Критики программы отмечают, что выдержать сетевой график непросто и сроки могут в любой момент снова сдвинутся, ведь программа итак серьезно отстает от первоначальных контрольных дат, а затраты на нее по сравнению с исходными данными уже существенно выросли.

Также, существует здоровый скептицизм относительно количества планируемых к производству самолетов: в то время, как в Пентагоне уже задумываются о проекте перспективного истребителя следующего поколения, заявленное американским военным ведомством к закупке количество истребителей F-35 Lightning II (свыше 2400) выглядит не вполне реальным.

/Максим Шеповаленко, Максим Яковлев, periscope2.ru/

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Алексей

    Ясное дело они продолжат программу, ибо в нее вброшено хреналлион Убитых Енотов…

    • Евгений

      Ага, позиционируют его как истребитель 5-го поколения, а в итоге еле наскребает на 4+, а денег в него вбухали столько что на 6 да ещё на карманные расходы конгрессменов осталось бы.

  2. ЛЕТАЮЩИЙ ДРОН

    А машина-то ни богу свечка ни чёрту кочерга. Ну аналитики доказывают, что мол, на средних дистанциях он «выпрямляет» своё положение. Это между прочим до 80км. Для чего пытаются заниматься «выуживанием» хороших черт, я не понимаю. Идеологически истребитель 5+ обязан быть: 1. Сверх манёвренным (это не для F-35). 2. Малозаметным (пусть будет «условно малозаметным» мы то помним как «видели» на радарах F117, B-2, и прочие летательные аппараты) 3. Всепогодный. (это на 100% не для F-35. Гроза или «дождик» и всё «нелётная погода». 4. При сниженном запасе топлива далеко не улетит. 5. Цена планомерно увеличивается, делая этот «аппарат» не конкурентно- способным. Некоторые страны «видят что им пытаются «всучить» согласны на «содержание» такой машины, но «возьмут» его БЕСПЛАТНО. ВОТ И ВСЯ СКАЗКА.

  3. Виртуоз

    Выход из «затяжного кризиса по программе F-35» только один. Работать. Работать. Работать. Грозозащиту по всей видимости сделали, резервную систему подачи кислорода тоже, тормозной гак, удлинят. Но авионика ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ, там мороки, впрочем, и цена вырастет. Он уже «стоит» 115,7 млн долларов. Пусть сами себя в ловушку загоняют. Хотели сэкономить, но… не судьба. Наверное «расконсервируют» F-22, и тогда «маразм ещё сильнее окрепнет», впрочем американским налогоплательщикам к этому не привыкать.