Впервые в военных действиях вертолет принял участие во время Корейской войны 1950–1953 годов. Сейчас без этого класса техники войну невозможно представить. Пожалуй, по универсальности ему просто нет равных. Это компенсирует очень существенный недостаток вертолета — его крайнюю уязвимость.
Действенность средств ПВО малого радиуса (особенно ПЗРК и зенитной артиллерии) против самолетов очень ограничена, а вот против вертолетов — исключительно велика. Более того, в ходе локальных войн было множество случаев уничтожения вертолетов из РПГ. Тем не менее, очень высокая тактическая мобильность вертолета перекрывает все.
При этом еще в конце 60-х годов возникло понимание того, что вертолет, вооруженный ПТУРами, становится лучшим средством борьбы с танками. Тем более что ПВО является самым слабым местом танка. Отсюда возникла идея специализированного противотанкового вертолета. На сегодняшний день в мире создано до десятка типов таких машин, но всерьез воевали только три из них — два американских и один советский.
Первым стал американский вертолет АН-1 «Кобра», который с апреля 1972 года применялся в Южном Вьетнаме против наступающих войск Северного Вьетнама. С помощью ПТУР «Тоу» «Кобры» до момента вывода американских войск из страны в январе 1973 подбили десять танков Т-54, шесть легких плавающих танков ПТ-76 и восемь легких танков американского производства М-41, до этого захваченных северянами у южных вьетнамцев и использовавшихся против бывших хозяев.
Разумеется, «Кобра» очень широко использовалась и в противопартизанской войне, поэтому ее потери оказались очень велики — от 295 до 368 вертолетов по разным данным (сюда включены и небоевые потери).
В 1973 году израильтяне использовали «Кобры» во время Октябрьской войны. По их данным, в ходе крупнейшего танкового сражения на Синайском полуострове 14 октября 18 «Кобр» подбили до 90 египетских Т-62 и Т-54/55. В ходе ливанской войны 1982 года израильские АН-1S уничтожили до 30 сирийских танков и свыше 50 единиц другой техники ценой потери как минимум одной машины. Проверить достоверность всех этих данных возможным не представляется.
Также непроверяемы заявления американцев о том, что их «Кобры» АН-1W, которые остаются теперь только в авиации морской пехоты США, в январе-феврале 1991 во время «Бури в пустыне» уничтожили 97 иракских танков и множество другой бронетехники, причем без потерь. При этом в ходе Второй иракской войны (2003–2011), по признанию даже самих американцев, ни одного иракского танка подбить не сумели. В ходе противопартизанских действий было потеряно около десяти АН-1W. Еще пять вертолетов этого типа морская пехота США потеряла в Афганистане.
Гораздо больше славы заслужил наследник «Кобры» — АН-64 «Апач». Он впервые принял участие в боевых действиях как раз во время «Бури в пустыне». Поначалу американцы заявили, что «Апачи» уничтожили более 500 иракских танков. Затем это количество снизилось до более скромного — стали говорить о 278 танках, однако проверить эти данные невозможно. Кроме танков, АН-64 уничтожили множество другой иракской техники. При этом было потеряно три вертолета, но все потери считаются небоевыми.
Сколько иракских танков подбили «Апачи» во время Второй иракской — не очень ясно, американские данные достаточно невнятны. В основном, естественно, «Апачи» участвовали в противопартизанских действиях. Было потеряно как минимум 24 АН-64 армейской авиации США и один «Апач» ВВС Голландии. Был серьезно поврежден английский «Апач», но, возможно, его восстановили.
«Апач» должен был использоваться в качестве противотанкового вертолета в ходе агрессии НАТО против Югославии в 1999 году, однако так и не успел вступить в бой до прекращения огня. Но два вертолета этого типа разбились в Албании.
В Афганистане «Апач» используется только как противопартизанский вертолет, потери составили на данный момент до 15 машин. В таком же качестве используют этот вертолет израильтяне против палестинцев и «Хезболлы», как считается — без потерь.
Советский Ми-24, в отличие от «Кобры» и «Апача», создавался не как чисто боевой, а как универсальный (ударный и десантный). При этом в качестве десантного он использовался крайне редко. Наличие десантного отделения привело к увеличению размеров вертолета, то есть повысило его уязвимость. С другой стороны, это позволило увеличить боевую нагрузку, а также эвакуировать экипажи сбитых вертолетов без вызова транспортных машин.
Как и американские «коллеги», Ми-24 больше использовался как противопартизанский, причем во множестве войн. Главной войной этого вертолета стала Афганская, где его роль (в тандеме с многоцелевым Ми-8) оказалась исключительно велика. Велики были и потери — 127 машин. Интересно, что нынешняя война в Афганистане забрала еще два или три Ми-24, только уже принадлежащих армейской авиации Польши.
До 30 российских Ми-24 было потеряно в ходе двух чеченских войн. При этом на их счету, кроме противопартизанских действий, есть несколько единиц уничтоженной бронетехники боевиков, в том числе до десяти Т-72.
Смесью противопартизанской и классической войны были действия Ми-24 в Африке (Анголе, Ливии, Эфиопии). Ангольские войска потеряли не менее 16 Ми-24 в гражданской войне с УНИТА и классической – с ЮАР (до 1989). Сколько ими было подбито единиц южноафриканской бронетехники, юаровцы тщательно скрывают до сих пор, хотя в стране теперь вроде бы совершенно другой режим.
Ливия потеряла в войне с Чадом не менее 11 Ми-24 и еще несколько – в ходе войны 2011 года. Эфиопские Ми-24 в ходе войн с Эритреей (в 1977–1990-х — гражданской, в 1998–2000-х — классической) уничтожили несколько десятков единиц бронетехники противника. Потери в ходе гражданской войны установить сложно, в 1998–2000-х эфиопы потеряли семь или восемь Ми-24.
И только в двух войнах Ми-24 использовались исключительно в классическом варианте, как противотанковые машины. Причем в обеих этих войнах их противниками были не только танки, но и «Кобры».
Одна из них — вышеупомянутая война в Ливане 1982 года. Ми-24 в этой войне работали в тандеме с легкими ударными вертолетами французского производства SA342 «Газель». «Газели» до сих пор остаются единственной техникой западного производства в ВС Сирии, а ливанская война — единственная, в которой этот вертолет использовался в качестве противотанкового (против партизан он воевал многократно). Израильтяне признали потерю семи танков от действий «Газелей», при этом заявили об уничтожении 12 машин этого типа (из них одна была сбита пулеметным огнем танка «Меркава», еще одна — ПТУРом с израильской «Кобры»).
На уничтожение хотя бы одного Ми-24 израильтяне не претендуют, а о потерях от их действий умалчивают, что является серьезным показателем их результативности. Вряд ли Ми-24 сожгли хотя бы одну «Меркаву», но М48 и М60 выбили, как минимум, 30–40.
Впрочем, Ливанская война в ее активной фазе продолжалась, по сути, несколько дней. А вот Ирано-иракская — восемь лет.
В первые месяцы войны (осенью 1980) иракские Ми-24 наносили огромные потери иранским сухопутным войскам. Например, в сентябре в одном из вылетов Ми-24, выпустив 22 ПТУРа, уничтожили 17 иранских танков, не понеся потерь. В тот же день другие шесть Ми-24 уничтожили еще десять танков. Один из экипажей Ми-24 за первые три месяца войны записал на свой счет 55 иранских танков. Хотя точные потери Ирана от иракских вертолетов установить сложно, по-видимому, только в 1980 году они были выше, чем в 1991 — потери Ирака от «Апачей».
В целом именно за счет Ирано-иракской войны Ми-24 следует считать самым результативным вертолетом в мире с точки зрения применения по своему изначальному прямому назначению — против бронетехники противника. Измерить эффективность ударных вертолетов в противопартизанской войне практически невозможно из-за отсутствия ясных критериев.
Впрочем, успехи иракских Ми-24 в боях с иранскими танками вскоре резко снизились, поскольку Иран практически прекратил применять танки из-за очень высоких потерь. С другой стороны, за первые два года войны из 40 иракских Ми-24 половина была потеряна, остальные имели те или иные повреждения. Тем не менее, они активно применялись до конца войны.
Ирано-иракская война стала первой, в которой регулярно происходили воздушные бои между вертолетами. Главными соперниками стали, естественно, Ми-24 и АН-1, первый бой между которыми состоялся в ноябре 1980, а последний — в мае 1988. Счет в этих боях был 10:6, но неизвестно, в чью пользу — каждая из сторон заявляет, что в ее. Всего иракцы претендуют на то, что их вертолеты сбили 53 иранских вертолетов различных типов.
Имели место также бои между самолетами и вертолетами — вертолет по своим ТТХ не может вести бой с реактивным истребителем. Действительно, иранские F-4 и F-5 сбили как минимум два Ми-24, иракский МиГ-23 — как минимум одну «Кобру». Однако в отечественных источниках приводится информация о том, что 27 октября 1982 года Ми-24 сбил ПТУРом иранский истребитель F-4 «Фантом». Конечно, этот самолет уже тогда был достаточно старым, тем не менее это очень мощный «двухмаховый» истребитель, для которого любой вертолет является просто мишенью.
И с другой стороны, ПТУРы не рассчитаны на поражение подобных целей. Если такой эпизод действительно имел место (гарантировать это нельзя), он является поистине уникальным. Либо иракские летчики были выдающимися асами, либо иранские — полными кретинами. Либо произошла случайность, которых хватает на любой войне.
В целом на счету боевых вертолетов сегодня уже несколько сотен уничтоженных танков и не одна тысяча единиц другой автобронетехники, причем достигнут этот результат за весьма ограниченное количество войн. Впрочем, и вертолетов в различных войнах полегло несколько тысяч.
Вообще, долгое время считалось, что лучшим средством борьбы с танками являются танки. Однако последние крупномасштабные танковые бои имели место в начале 80-х годов на Ближнем Востоке, причем в них участвовали почти исключительно танки 1-го и 2-го поколений (речь идет о тех же Ирано-иракской и Ливанской войнах). Танки 3-го поколения между собой в бою почти не встречались, поэтому их так сложно сравнивать.
В частности, в боях в Ливане летом 1982 уже участвовали, с одной стороны, сирийские Т-72, с другой — израильские «Меркавы». Но между собой они не встретились. Все потери Т-72 пришлись на ПТРК «Тоу» (их применяли израильские спецназовцы, катавшиеся на джипах), все потери «Меркав» — на фугасы.
Во время «Бури в пустыне» американские «Абрамсы» якобы подбили многие десятки, если не сотни иракских Т-72, но, к сожалению, эта информация абсолютно непроверяема. Все данные о той войне монополизированы американцами. На самом деле, в ходе обеих иракских войн (1991-го и тем более 2003-го) иракская армия была раздавлена американской авиацией, именно на нее и пришлись практически все потери иракской бронетехники (причем, по-видимому, штурмовики А-10 подбили гораздо больше танков, чем «Апачи»).
Чего и сколько подбили «Абрамсы», а также кто подбивал их самих (за две иракские войны безвозвратно потеряно 73 «Абрамса»), сказать практически невозможно. Тем более непонятно, встречались ли в бою с Т-72 британские «Челленджеры».
Никогда не проверялись в бою с себе подобными французские «Леклерки», немецкие «Леопарды-2» и японские Туре-90. А вот китайские Туре 96 совершенно точно встречались в бою с Т-72. Дело происходило в 2012 в Африке, Туре 96 принадлежали Судану, Т-72 — Южному Судану. И эти бои выиграли китайцы, уничтожившие от двух до четырех Т-72 без потерь со своей стороны.
В целом уже 40 лет основные потери танкисты несут не от действий своих коллег и тем более не от артиллерии, а от мин и фугасов, авиационных ракет и разнообразных кумулятивных боеприпасов.
ПТРК и РПГ с кумулятивными зарядами стали, по сути, «ручной артиллерией», придав пехоте совершенно новые возможности. Кроме того, ПТРК можно устанавливать на самые различные транспортные средства, включая БТРы и автомобили (вплоть до джипов). В 70–80-е годы ХХ века именно это породило разговоры об отмене танка. В октябре 1973 арабские пехотинцы из РПГ-7 и ПТРК «Малютка» нанесли Израилю до 90% его потерь в танках. В 1982-м, как было сказано выше, большую часть сирийских танков в Ливане подбили израильские спецназовцы на джипах, оснащенных ПТРК «Тоу», а не танкисты и не летчики.
Однако такая ситуация уже в прошлом. Из-за низкой скорости полета ПТУР и реактивных гранат и из-за того, что кумулятивная струя может быть разрушена или значительно ослаблена различными способами, их поражающая способность против современной бронетехники оказывается ограниченной. В частности, неожиданно простым и эффективным решением стало создание решетчатых бортовых экранов, которые обеспечивают защиту не только танков, но и легкой бронетехники.
Новейшие танки имеют активную, разнесенную и многослойную броню, что создает проблемы даже для ПТУР с тандемными БЧ. Еще более снижают возможности «ручной артиллерии» разнообразные средства активной защиты танков (типа «Шторы» или «Арены»).
В итоге лучшим средством борьбы с танком вновь может стать танк с традиционными кинетическими бронебойными снарядами, а также вертолет (в перспективе — еще и боевой БПЛА) со сверх- и гиперзвуковыми ракетами. Против них есть только одно средство пассивной защиты — увеличение толщины брони, возможности которого ограничены.
/Александр Храмчихин, rusplt.ru/
Объясните, каким образом «Наличие десантного отделения … позволило эвакуировать экипажи сбитых вертолетов без вызова транспортных машин.»?
Ну, к примеру, у К-52 нет возможности эвакуировать экипаж другого сбитого вертолёта.
Просто не поместятся !!!
Тимофей,ещё раз,и желательно по русски.