Р-27 – наиболее распространённое семейство отечественных ракет класса «воздух-воздух», сочетающих, в различных модификациях, практически все типы систем самонаведения и инновационную конструкцию блока аэродинамических рулей. Ракета, благодаря своим конструктивным нововведениям, значительно превзошла своего заокеанского соперника,- ракету AIM-7 «Sparrow» во всех её модификациях, и на сегодняшний день сопоставима, по ряду ТТХ и лётных качеств с новейшей AIM-120C «AMRAAM».
Энергетические параметры современных ракет класса «воздух-воздух»
Самая многочисленная авиационная ракета-перехватчик ВВС России и многих других стран мира проходила лётные испытания в период с 1978 по 1984 гг. Огромное количество испытательных полётов проводилось в связи с синхронизацией ПАРГСН (полуактивных радиолокационных ГСН) ракет с отличающимися программными шинами СУВ лучших истребителей МиГ-29А и Су-27, последний отличается более высокопотенциальной БРЛС Н001, в отличии от тогдашней МиГовской БРЛС Н019. Наконец, в 1987 г., две модификации опытных образцов К-27 приняли в ВВС под названием Р-27Р и Р-27Т.
Первые модификации Р-27(Р, Т) имели дальность – 58 км и скорость полёта – 4700 км/ч, максимальная скорость поражаемой цели составляла свыше 3500 км/ч, это позволило МиГу-29 и Су-27 поставить под вопрос успешное выполнение разведывательных полётов самолёта SR-71A «Blackbird» над территорией СССР, а также позволило решать задачи по уничтожению СКР и американских F-15A и F-16A в дальнем воздушном бою и в бою на средней дальности.
Максимальная перегрузка перехватываемой цели приближается к 9 ед., что обусловлено заметно лучшей маневренностью, как на тропосферном, так и на стратосферном участках оперирования в сравнении с ракетами, сконструированными по схеме «утка». Ракета обладает такими качествами благодаря очень совершенной «бабочковидной» системе аэродинамических рулей большого размаха.
«Конёк» этой системы заключается:
— во-первых, в сужающейся к фюзеляжу каждой управляемой аэродинамической плоскостью, которых всего четыре (т.е., при развороте основная удельная нагрузка приходится на широкие основания этих трапециевидных рулей, благодаря чему удается избежать попадания главной рабочей площади руля в околофюзеляжный «пузырь» разряженного воздуха, что значительно снижает аэродинамические показатели);
— рулевой «пояс» расположен рядом с аэродинамическим фокусом (центром) ракеты, что позволяет управлять не просто разворотом носа или хвоста ракеты в область цели, а частично управляя центром масс фюзеляжа, мгновенно «кидать» ракету на подлётную траекторию к сильно маневрирующей воздушной цели, такие способности чаще присущи для ракет с газодинамической коррекцией.
Такая сверхперспективная система управления сохранена во всех модификациях этого великолепного изделия. Ракеты Р-27Р (ПАРГСН) и Р-27Т (ИК-ГСН) с модификациями ЭР, ЭМ, ЭТ и П имеют повышенную эффективность и за счёт тяжёлой БЧ весом – 39 кг и большой массы от 245 до 350 кг (достигнута меньшая потеря скорости на единицу отрезка пути).
У ракеты AIM-7M «Sparrow» хоть и была реализована дальность в 75-80 км, но маневренность и скорость всё равно уступали нашей ракете: скорость на 1000 км/ч меньше, непосредственная маневренность ракеты меньше на 5-7 ед. (18 ед. против 25 ед.) Головки самонаведения ракет, а также особенности наведения, также лучше американских, особенно при использовании в улучшенных ракетах Р-27ЭР, ЭМ и ЭТ, которые отличаются более мощными двигателями, и имеют дальности в ППС: Р-27ЭР – 130 км, Р-27ЭМ – 150 км, Р-27ЭТ – 90 км.
Ракета Р-27ЭТ – единственная в мире ракета класса «воздух-воздух», имеющая эффективную дальность около 100 км
И не стоит опираться на данные китайского форума «club.mil.news.sina.com.cn», где сообщается об ужасно низкой эффективности ракет Р-27Р в конфликте между Эфиопией и Эритреей, составляющей 4%. Необходимо учитывать не самую высокую квалификацию сомалийских военных лётчиков, а также меньшую ЭПР истребителя МиГ-29, по которым эти ракеты выпускали, чем меньшая ЭПР, тем большая вероятность срыва «захвата» цели. БРЭО тех модификаций МиГов и «Сушек» было устаревшее, а при использовании ПАРГСН, мощность и помехозащищённость БРЛС имеет первостепенное значение.
Итак, о системе самонаведения.
ПАРГСН 9-Б-1101К – эта ГСН имеет достаточную чувствительность, и позволяет ракетам Р-27, при подсвете современной БРЛС, вести воздушный бой даже с высокоманевренным перспективным истребителем
В Р-27ЭР применена ПАРГСН 9-Б-1101К, которая способна к «захвату» воздушных целей как в процессе полёта, так и на подвеске, время эффективной активации – менее 1 с после получения целеуказания от СУВ истребителей МиГ-29, Су-27 и модификаций. Угол визирования пассивной ГСН – 100, ВЦ с ЭПР 1м2 (истребитель «Рафаль») захватывается на точное автосопровождения с расстояния 16-18 км, до «захвата» производится инерциальное наведение в математически рассчитанный сектор цели в воздушном пространстве, а также радиокоррекция от БРЛС. Превышение и принижение цели может составлять +/-10000 м относительно носителя ракеты.
Модификация Р-27ЭТ имеет широкоугольную ИК ГСН 9-Б-1023, её эффективность немного лучше радиолокационной версии из-за высокой чувствительности ИК-матрицы, охлаждаемой жидким азотом. Разработана и наиболее совершенные Р-27ЭМ и П. Первая предназначена для палубных многоцелевых истребителей-перехватчиков Су-33, МиГ-29К, мощность двигателя и дальность увеличены, а АРГСН оптимизирована для перехвата СКР «Томагавк» и уничтожения малоразмерных ПКР противника на фоне водной поверхности.
Р-27Р установлена на подвеску иранского F-14A, иранские инженеры интегрировали её в СУВ AN/AWG-9, которая долгое время являлась примером БРЭО современного перехватчика (до прихода МиГ-31Б – Р-33)
Р-27П – диаметрально противоположное решение КБ «Вымпел», являющееся скрытным и «зорким» эшелоном воздушной атаки ВВС РФ. Использована пассивная радиолокационная ГСН 9Б-1102: ракета наводится на излучающие БРЛС истребителей и самолётов ДРЛО, а также на системы радиоэлектронного противодействия. ПРГСН работает только на приём (как в ПРЛР Х-58 и др.), и является малозаметной, способна захватывать источник излучения на расстоянии 200 км, и обстреливать со 120 км, единственный недостаток – выключение радиоизлучающих систем на самолёте противника.
Хорошая эффективность достигается при работе в ППС и максимальной перегрузке цели – не более 6 ед. Успех при таких атаках не гарантирован, но посеять панику в воздушном строю врага вполне осуществимо.
Семейство ракет Р-27 ещё долго прослужит в наших ВВС вместе с Р-77 и Р-33: потенциал заложенный в эту ракету может спокойно дать фору большинству западных образцов, учитывая всю многогранность элементной базы последних авиационных РЛС России.
/Евгений Даманцев/
Статья — натягивание совы на глобус. Как написать, что наша Спарроу не устарела, когда Спарроу уже да. Аргумент про помахивают из-за меньшей ЭПР Миг-29 убили:-))))) неправильная у противника цель:-))))
Cord, Вы что курили? Статья абсолютно адекватна, и все ТТХ и анализ соответствуют действительности)
специалист
Есть ошибки но незначительные в целом статья написана не специалистом а переписана с других источников но в целом вполне исправна и соответствует правде ставлю печать.
Все равно непонятно,
как нашему истребителю в воздушном бою, когда оба выпустили друг по другу ракеты примерно в одно время, можно продолжать подсвечивать цель? Не до подсвета ведь. Надо маневрировать, включать меры противодействия… удирать от ракеты…
На эту тему мне где то попадалась пиндосовская аналитическая статься, где разбирались воздушные бои с применением AIM 7 (там и фигурировала цифра, эффективности AIM7, в единицы процентов ) где суть сводилась к тому, что нужно в ответственный момент как то помогать пилоту. Поэтому они все перешли на AIM-120.
Я понимаю, что AIM-120 имеет и минусы — более слабая и простая головка самонаведения AIM-120 не справится если противник будет использовать РЭБ — но все же, АРГСН это помощь пилоту и это отражается в статистике. Ведь AIM-120 по статистике побед пока серьезно опережает Р-27.
Дмитрий, В ситуации когда наш и амер одновременно выпустили ракеты друг по другу, Р-27 а тем более р-27эр или р-27эт быстрее достигнет цели чем
aim120c ,так как наши ракеты значительно быстрее, причем ракету aim-120c тоже надо сопровождать брлс до момента пока она не подлетит на расстояние около 15 км от цели ,где включиться уже ее активная головка наведения,но до этого весь основной путь она должна вестись радаром истребителя выпустившего ее, поэтому в дуэльной ситуации наш самолет с р-27 или р-27эр(эт) будет иметь преимущество и собьет врага еще до того как его ракета успеет перейти на самонаведение