В 2016 году планируется начало поставок немецких ЗРК «Iris-T» в войска ПВО Швеции. Но мало кто знает, что радиолокационная станция обнаружения (РЛО) этого комплекса позаимствована у ещё более амбициозного, чисто шведского, проекта ЗРК малой дальности RBS-23 «BAMSE», работы над которым были приостановлены на неопределённый промежуток времени.
Первые эскизные наработки по RBS-23 были подготовлены в далёком 1993 году компаниями «Bofors MissIles» и «Ericsson MS-AB». Программа предусматривала создание ЗРК, который должен был иметь дальность поражения цели, приближающуюся к классу средней дальности; а также возможность уничтожать большинство типов воздушных, кроме гиперзвуковых баллистических объектов. При этом комплекс должен был иметь минимальную стоимость, надёжность и простоту использования.
И к 1998 г. появилось первое опытное изделие RBS-23, которое всем своим видом, а также концепцией применения, ассоциируется с миниатюрной версией нашего С-300В. Собственно говоря, так оно и есть, только радиус действия не столь грандиозный.
«Ядром» зенитно-ракетной системы, построенной по принципу отдельных боевых единиц, является буксируемый на прицепе боевой модуль MCLV, объединивший в себе основные функциональные качества. В нём находится компактный бронезащищённый (2-3 класс защиты) двухместный пункт боевого управления, на крыше которого установлена 8-метровая спец мачта с многофункциональной радиолокационной станцией наведения (МРЛС) «LPI», тепловизионным визирующим устройством и метеорологическим детектором.
МРЛС работает в частотном диапазоне 34000-35000 МГц, и способна захватывать на точное автосопровождение несколько целей и атаковать их высокоскоростными двухступенчатыми ЗУР на дальности до 15000 м и высоте 12000 м. Дальность обнаружения целей для «LPI» составляет 30 км. А за счёт её подъёма мачтовым устройством есть способность работы по низковысотным целям, как и у РПН 30Н6Е (ЗРК С-300ПС и новее).
Ракета по своей конструкции подобна ЗУР 57Э6-Е и Т382 комплексов «Панцирь-С1» и «Стилет». Имеет длину 2600 мм, диаметр первой ступени (твердотопливного ускорителя) 210 мм и диаметр второй ступени (маршевой) 108 мм. ЗУР имеет начальную скорость порядка 3200 км/ч и ОФ БЧ направленного поражения. Радиокомандное наведение, лёгкая БЧ направленного разлёта осколков и высокая подлётная скорость характеризуют очень высокую точность МРЛС «LPI».
«Глазами» комплекса является достаточно мощный, для ЗРК малого радиуса действия, радиолокационный обнаружитель (РЛО) «Giraffe AMB–3D», который оснащён АФАР, работающей на частотах 5400-5900 МГц. Антенный пост РЛО, подобно МРЛС, поднимается на мачтовой установке на высоту 12 м; последняя монтируется на крышу колёсного ПБУ, имеющего РХБЗ, лёгкую противопульную защиту и систему глобальной навигации.
РЛО имеет дальность обнаружения цели типа «истребитель» — 100 км, высоту обнаружения – 20000 м и способен осуществлять завязку трасс 150 воздушных объектов. По этим параметрам «Giraffe AMB–3D» приближается к низковысотному обнаружителю (НВО) 76Н6 ЗРК С-300. РЛО имеет высокую степень помехозащищённости, и отличается повышенной шириной сканирующего в угломестной плоскости цифрового луча, что значительно повышает скорость обновления информации о воздушной обстановке.
ПБУ с РЛО комплекса может синхронизироваться с множеством других боевых машин, осуществляя высокоточное целеуказание на расстоянии до 10000 м как для своих модулей ПУ, так и для других средств. Это делает возможным построить большой противоракетный «зонтик» над обороняемой территорией при малой дальности комплекса.
Очень странно выглядит решение по свёртыванию работ по данной системе, так как RBS-23 «BAMSE», в отличии от «Iris-T», имеет серьёзное преимущество перед второй, касающееся главного плюса радиокомандной системы наведения перед ИК ГСН – невосприимчивости к тепловым ловушкам и другим оптическим помехам, что подтверждено комплексам «Тор-М1» и «Тор-М2».
Зенитно-ракетный комплекс RBS-90 имеет более успешную историю, так как был принят на вооружение шведской ПВО ещё в 1991 г. Комплекс обладает превосходной эффективностью поражения различных типов воздушных целей с первого выстрела (от самолётов и вертолётов до крылатых ракет и БПЛА) благодаря лазерному типу наведения, что сводит к нулю все попытки помехового противодействия большинством летательных аппаратов. Этот ЗРК является логическим продолжением ПЗРК RBS-70, но имеет более мощную БЧ и расширенный радиус действия за счёт использования вспомогательного низковысотного РЛО.
Боевые модули ЗРК смонтированы на базе сдвоенного гусеничного транспортёра BV-206S, вследствие чего комплекс получил хорошие качества преодоления сложной местности. В главном боевом модуле находится ПБУ с местами для расчёта из трёх человек: командира, оператора наведения и ведения огня, а также оператора радиолокационного дозора и целеуказания.
Для наведения на цель используется мощный ведущий лазерный модуль с дальностью действия, эквивалентной дальности действия ЗРК, т.е. 7 км. Для визирования процесса наведения в дневное время суток используется телевизионный визир, имеющий углы обзора 3х4 град, а в ночное – тепловизионный прицел с угольностью 4х6 град. Оператор должен корректировать всю траекторию полёта ЗУР к цели, удерживая её в ТВ-прицеле, синхронизированном с лазерным излучателем. Подобная система применяется в противотанковом комплексе «Корнет-Э».
Для комплекса специально разработан РЛО PS-91 сантиметрового диапазона (8800-9300 МГц), который заранее оповещает расчёт ЗРК о входе в радиус поражения целей. Самолёты обнаруживаются на расстоянии около 18 км, вертолёты – 9 км. РЛС сопровождает до 8 целей, а также может быть использована для виртуальных тактических учений по отражению налётов средств воздушного нападения, сценарии которых могут загружаться на накопитель бортовой ЦВМ РЛС.
RBS-90 чаще всего используется в связке с ещё одним, более серьёзным, дивизионным РЛО PS-90 «Giraffe-75», который делает работу ЗРК ещё более быстрой и точной. Данная РЛС обнаружения способна отслеживать до 20 воздушных объектов на дальности до 50 км, работает на частотах, сходных с РЛО комплекса RBS-23. В наличии также имеется антенная мачта, но более высокая (20 м). Время развёртывания у этой РЛ-дозорной системы, как и у С-300ПС – 5 мин, в то время как у RBS-23 – 10 мин.
Расчёт в количестве четырёх операторов значительно уменьшает процент ложных координат и ошибочных явлений, что делает RBS-90 одной из самых эффективных систем с дальностью до 10 км.
RBS-23 BAMSE и RBS-90, будь они вместе в строю шведских ПВО, могли бы «построить» эшелонированную позиционную ПРО армейских и промышленных объектов с хорошей тактической увязкой и помехозащищённостью огневых средств, но, увы для Швеции — оборонное ведомство проявило халатность к собственной разработке, и предпочло «Iris-T» в качестве главного армейского ЗРК.
/Евгений Даманцев/