На рубеже ХХІ века классическое осмысление стандартного театра военных действий изменилось коренным образом. Повлияло на этот факт внедрение в процесс разработки боевой техники, а также интеграция в системы её огневого управления, высокоинтеллектуальных компьютеризированных систем: конструктивное совершенство возросло, и появилась военные системы передачи данных. Поле боя стало «умным», и потребовало от «игроков» больше технических нововведений военного назначения.
Со времён появления армейской бронетехники, разработчики всегда стараются «заточить» в её начальную компоновку хороший модернизационный потенциал, что наиболее эффектно отразилось в усовершенствовании и классовом расширении базовых модификаций нашей БМП-2 и австрийско-испанского семейства боевых машин «ASCOD».
БМП-2 – самая популярная и распространённая боевая машина пехоты в армиях более чем тридцати стран мира. Завоевав авторитет и признание в боевом крещении во многих войнах и конфликтах, она востребована и по сей день. Оснащённая 26-миллиметровой стальной бронезащитой лобовой проекции корпуса и башни и 6-миллиметровой бронёй бортов и кормы, машина с боевой массой 14,3 тонны весьма шустро ведёт себя на быстро изменяющемся поле боя и способна решать множество сложных тактических задач.
А использование 30-миллиметровой скорострельной автоматической пушки 2А42 с возможностью применения БПС 3УБР8 «Кернер», который пробивает 50 мм стального габарита под углом 45 град к нормали с расстояния около 1000 м, сделало БМП-2 неплохим противотанковым «бойцом» в городских боях из засады, при стрельбе в корму и борта.
Машина может похвастаться огромным количеством модификаций, среди которых:
— БМП-2Д (машина с усиленной бронезащитой бортов и непосредственно кабины экипажа для войны в Афганистане),
— БМП-2К (командно-штабная машина с усовершенствованными системами радиосвязи),
— БМП-2М (установлен башенный модуль «Бахча-У», огневая мощь эквивалентна БМП-3 за счёт 100-миллиметровой нарезной пушки 2А70 и спаренной с ней 30-мм АП 2А72),
— огромное множество вариантов с ДЗ, новыми ПТРК («Корнет-Э») и т.д.
Самыми интересными и «дерзкими», на мой взгляд, модификациями, стали индийская и чешская.
С 1970-х годов индийские танкисты желали получить достойную альтернативу советскому плавающему танку ПТ-76, прорабатывалось множество различных идей, касающихся нового гибридного проекта мобильного лёгкого танка, приспособленного для эксплуатации в пустынных условиях Пакистана, — главного агрессора Индии на западном стратегическом направлении.
В начале 90-х платформы были определены. Брались ходовая часть и корпус БМП-2 и башня французского колёсного «истребителя танков» AMX-10RC. Получился вполне неплохой лёгкий танк с хорошей бронезащитой корпуса и сварной алюминиевой башней, которая способна противостоять обстрелу 20-миллиметровыми БП снарядами.
105-миллиметровая нарезная пушка F2 способна стрелять урановым БОПС М833 и пробивать 430 мм бронеплиту, а имея малый профиль и хорошую подвижность, новый танк, в какой-то степени, мог противостоять даже обычному ОБТ с системами наведения и стабилизации среднего класса. Орудие имеет углы возвышения (-8о) – (20о) и длину 48 калибров (L-48). Имеется один пулемёт 7,62 мм.
Из средств наблюдения и наведения – панорамный прицел перископического типа М-504 и лазерный целеуказатель-дальномер М-550, также имеется тепловизионный прицел пассивного типа. Индусы решили устроить испытания машине, для сравнения взяли шведский лёгкий танк-САУ Ikv 91. Выигрывая практически по всем ходовым, а тем более огневым способностям, индийский танк уступал по бронезащите корпуса от БМП-2. Индийские военные специалисты отказались от работы по усилению лобовой брони и полностью забросили вполне перспективный и дешёвый на то время проект.
Чехи решили не производить новый танк, а оставить машину в классе БМП, но глубоко её усовершенствовать. Прежде всего, была усилена защита: в днище установлен дополнительный модуль бронезащиты от противотанковых мин. Башня и корпус дополнительно защищены бронемодулями нового образца, которые повышают общую защиту BMP-M2 CZ до третьего класса, по натовским меркам STANAG 4569. И командир, и механик водитель имеют собственные посадочные люки и приборы наблюдения.
Кабина экипажа не отделена от десантного отделения (повышена выживаемость экипажа), предоставляется возможность установления на BMP-M2 противокумулятивных экранов. Для более комфортабельных условий транспортировки пехоты, десантное отделение сделали выше на 0,5 м и военным не нужно теперь складываться «в три погибели», чтобы добраться до места назначения.
Огневой модуль имеет прежнюю базу – 30-мм АП 2А42 и 7,62 мм пулемёт, смонтированные на дистанционно управляемой башне, также усиленной модульной бронезащитой. На неё установлены тепловизионно-телевизионная оптическая система наблюдения и спаренная из 2-х ТПК установка ПТРК, тип которого зависит от предпочтений заказчика.
Австрийско-испанский подход к многоцелевой боевой платформе под названием «ASCOD» также весьма впечатляющий. Изначально это были стандартные для стран НАТО тяжёлые боевые машины пехоты «Ulan», компании Steyr Daimler Puch Spezialfahrzeuge AG (для австрийских СВ) и «Pizarro», компании Santa Barbara Blindatio (для испанских СВ). Данный проект с названием «БМП90» был открыт австрийской Steyr DPS в 1986 г., а для дальнейшего финансирования разработки в 1988 г. фирма объединилась с испанской «Санта Барбарой».
Хорошо бронированная БМП «Пизарро»/«Улан» имеет массу 27,5 тонн, при этом оснащена мощным 600-сильным дизелем MTU-8V-183, что позволяет достичь удельной мощности в 22 л.с./тонну и скорости 70-75 км/ч. Запас хода, как и у БМП-2, составляет 600 км. Основное вооружение – 30-миллиметровая АП «Маузер» и пулемёт калибром 7,62 мм.
Бронезащита у машины хорошая и достигает 4-го класса по стандартам НАТО (от пуль 14,5-мм). СУО МК-10, разработанная компанией «Индра», позволяет управлять работой тепловизора, цифрового вычислителя и лазерного целеуказателя. Башня имеет недостатки и уступает чешской версии БМП-2, так как обитаема. БМП «Улан»/«Пизарро» — не плавучая из-за большой массы, но имеет лучшие возможности к уклону и подъёму – 40-75% к 30-60% (у БМП-2). БМП имеют тяжёлые клиновидные бронемаски вокруг АП.
Имеется ряд модификаций этой боевой машины: машина ликвидации заграждений, САУ-миномёт, передвижной мобильный командный пункт и др. Самой интересной модификацией, по-видимому, является легкий танк LT-105LPT.
Это изделие можно отнести к семейству боевых машин будущего. Компактный танк имеет башню низкопрофильного типа с установленной американской пушкой с АЗ М68А1, калибр которой 105-мм, пушка нарезная. Вес этого совершенного танка – 26 т, подвижность значительно лучше, чем у выше описанной индийской разработки, свою роль сыграл в 2 раза более мощный двигатель. Корпус сварен из стальных листов, и в углах безопасного маневрирования +/- 15 град по азимуту и от -5 до +8 град по углу места, защищает экипаж от попадания 30-мм БПС с расстояния в 1 км, что неплохо, но все равно уступает бронезащите нашей БМП-3, у которой защита лба корпуса от 30-мм снарядов обеспечивается с 200 м!
Стойки крепления пушечного блока расположены в центре башни, там же расположен и автомат зарядки. По обе стороны от него, слева на право, находятся места наводчика и командира. За счет конструктивного выноса пушки за пределы башни LT-105LPT получил большое преимущество перед такими машинами, как американский легкий танк Stingray, где экипаж башни, оказываясь с орудием на одной высоте визирования цели, очень уязвим ввиду слабого бронирования башни.
Правда, на сегодняшний день, заказчики не сильно нуждаются в закупках такой техники, кидая свой консервативный взор на обычные ОБТ, и надеясь на стойкость их брони, которая с каждым годом слабеет перед натиском совершенствующихся бронебойных и кумулятивных снарядов.
/Евгений Даманцев/